Выборы в США: республиканцы надеются "взять" конгресс
У республиканской оппозиции есть реальный шанс завоевать весь конгресс, в котором до сих пор они контролировали лишь палату представителей.
На первый взгляд, все идет к тому, что республиканцы заберут и сенат.
Опрос зрителей Си-эн-эн показал, что они оценивают вероятность такого исхода в 95%.
По выкладкам Washington Post, на понедельник у республиканцев был более чем 99-процентный шанс удержать палату представителей и 97-процентный – "захватить" сенат.
Несколько более либеральная New York Times писала в понедельник, что республиканцы имеют "умеренное преимущество" и примерно 70-процентный шанс получить большинство в верхней палате конгресса.
Для этого немало предпосылок. Партия почти любого президента теряет голоса в конгрессе на промежуточных выборах в шестой год его правления. Исключения можно сосчитать по пальцам.
Не поможет делу и относительно низкий рейтинг президента Обамы, уже несколько месяцев подряд колеблющийся у отметки 40%. В результате часть кандидатов его партии решила не приглашать Обаму на свои предвыборные мероприятия и открещивается от его наименее популярных инициатив. При этом некоторые из его однопартийцев даже отказываются прилюдно отвечать на вопрос, голосовали ли они за него на выборах 2008 и 2012 гг.
Республиканцы немедленно включают их отказы в свою избирательную пропаганду.
Вечность в политике
Кроме того, так получилось, что в этом году демократам приходится защищать 21 место в сенате, а республиканцам – всего 15, причем лишь одно из них – в штате, который проголосовал два года назад за Обаму. Демократам же приходится отбиваться в 7 штатах, в которых Обама тогда проиграл, то есть тяготеющих к республиканцам.
Обама неравнодушен к своему историческому наследию
Демократов утешает, что расклад резко изменится на выборах 2016 года, когда республиканцам надо будет отбиваться в 24 штатах, а демократам – всего в десяти. Но до этого еще два года, то есть вечность в политике.
Опросы единодушно обещают республиканцам победу и расходятся лишь в прогнозе ее масштабов. В лучшем случае они завоюют более 10 новых мандатов в палате представителей, где у них и так большинство, и от 9 до 10 – в сенате. Чтобы приобрести там большинство, им требуется 6 новых мест.
Как минимум опросы сулят республиканцам 6-7 новых мест в сенате. Это будет скромная победа, но достаточная для получения контроля над верхней палатой.
Все зависит от того, в какую сторону качнутся в последний момент миллионы избирателей, которые до сих пор не определились. Если выборы будут восприниматься как референдум по поводу Обамы, политологи предсказывают, что большинство колеблющихся скорее всего качнется к республиканцам.
Результат выборов не обязательно выяснится во вторник вечером. Подсчет голосов на Аляске может занять неделю. Если ни один из кандидатов не наберет 50% голосов в Луизиане, второй тур состоится там лишь в начале декабря, а в Джорджии – вообще в первых числах января.
Катастрофа для демократов
Последствия перехода сената США в руки республиканцев оценивают очень по-разному. Например, Катрина ванден Хювел, хозяйка и главред Nation, старейшего левого журнала Америки, на днях писала в Washington Post, что переход сената в руки республиканцев станет, по ее мнению, катастрофой.
Митч Макконнел может стать спикером сената, что заметно затруднит работу Обамы
"Республиканский контроль и над палатой представителей, и над сенатом будет иметь катастрофические последствия для окружающей среды, рабочих, женщин и меньшинств", - предупредила она.
Особенно печалит Хювел перспектива того, что республиканец Митч Макконнел может занять место демократа Гэри Рида, который сейчас выступает лидером большинства в сенате и регулярно топит в нем республиканские инициативы, исходящие из палаты представителей.
Палата, например, приняла десятки резолюций об отмене обамовской реформы здравоохранения и провела много других республиканских законопроектов. Часть из них, возможно, прошла бы и в сенате с помощью голосов умеренных демократов, но Рид просто отказался выставить их на обсуждение, и они приказали долго жить.
В числе прочего это избавляло Обаму от необходимости пользоваться президентским вето и позволяло ему парить над битвой. Оставшись без Рида, президент будет вынужден применять вето, то есть идти на открытый конфликт, чего он не любит. Обама, конечно, больше никуда не баллотируется, но, как и все президенты в свои закатные дни, он неравнодушен к своему историческому наследию.
Если Рида заменит республиканец Макконнел, то Хювел с ужасом предсказывает, что при нем в конгрессе больше не будут обсуждаться такие прогрессивные инициативы, как повышение минимальной ставки зарплаты, продление срока пособий по безработице или новые льготы при получении займов на высшее образование.
Обаме будет гораздо труднее добиваться от сената утверждения своих назначенцев на высокие государственные должности. Ему будет труднее назначать послов и, главное, федеральных судей, от которых в США зависит чрезвычайно много. И он лишится возможности беспрепятственно посадить еще одного или даже двух либералов в Верховный суд и таким образом на многие годы изменить идеологический характер этого важнейшего органа, часть членов которого давно достигла пенсионного возраста.
Акции пойдут вверх
Финансовый журналист Майкл Браш напечатал список из 21 типов акций, которые должны пойти вверх в случае победы республиканцев. Вопреки распространенным представлениям среди них нет ценных бумаг американского ВПК.
Браш начинает с того, что котировки взмывают вверх после каждых промежуточных выборов. "Рынки ненавидят неопределенность, а выборы ее снимают, - говорит биржевой аналитик Боб Долл. – И не имеет значения, какая партия выиграла".
Браш возлагает надежды на акции производителей медицинского оборудования. Пока в Вашингтоне продолжается двоевластие, республиканцам все равно не удастся отменить реформы в здравоохранении, но они могут отщипнуть от нее несколько кусков. В частности, налог на медицинское оборудование, который непопулярен, так что его отмена не обязательно натолкнется на президентское вето.
Победа республиканцев в сенате может привести к отмене ограничений на экспорт сжиженного природного газа и на производителей угля. Поэтому Браш рекомендует покупать акции газовых и угольных компаний.
Акции нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов тоже выглядят перспективно, поскольку республиканцы могут, наконец, пробить строительство нефтепровода Keystone от канадских битуминозных песков к американским нефтеперегонным предприятиям.
Но если прогнозы не оправдаются, и республиканцы не сумеют завоевать сенат несмотря на благоприятнейшую политическую коньюнктуру, это будет рассматриваться как катастрофический провал, сулящий им мрачное будущее.
Источник: Русская служба Би-би-си