The Guardian: Наследие Чернобыля

Таисия Стеценко

Двадцать лет спустя после самого страшного ядерного инцидента в истории, растет число раковых больных, по-прежнему действуют ограничения в отношении десятков тысяч квадратных миль территории запретной зоны, а Украина и Белорусь, две наиболее пострадавших от того взрыва страны, обременены затратами, которые они продолжают нести и продолжат нести тысячелетиями.

Все результаты и последствия того взрыва 1986 года до сих пор нельзя оценить и подсчитать окончательно, однако новое исследование ученых из разных стран, выполненное для Национального института здравоохранения, медицинского исследовательского агентства американского правительства, обнаружило, что выброс радиоактивного йода-131 из чернобыльского реактора, весьма вероятно, был причиной случаев рака щитовидной железы, которые до сих пор фиксируются у людей, которые во время взрыва были детьми или подростками. Ученые говорят, что они не обнаружили никаких свидетельств того, что выросший тогда рост раковых заболеваний у тех, кто жил в тех районах в 1986 году, со временем идет на убыль.

Все результаты и последствия того взрыва 1986 года до сих пор нельзя оценить и подсчитать окончательно

По данным Чернобыльского форума, в составе которого - восемь учреждений ООН, а также представители правительств России, Белоруси и Украины, ожидается около 9 000 возможных смертей от рака, но эти цифры серьезно оспариваются другими учеными, оценка которых гораздо выше.

Менее спорным является вопрос о социальных, экологических и экономических последствиях. В зоне размером порядка двухсот тысяч квадратных километров в Белоруси, России и Украине, которая была классифицирована как "зараженная", жило более пяти миллионов человек. И более 330 тысяч были переселены.

По данным форума, уровень бедности в затронутых аварией районах сейчас очень высок, и он значительно выше, чем в других регионах бывшего Советского Союза. Принудительная эвакуация населения оказалась очень травмирующей и оставила глубокие рубцы на нескольких поколениях. "Даже когда перемешенным лицам выплачивали компенсацию и предлагали бесплатные дома, многие сохранили глубокое ощущение несправедливости. Многие до сих пор безработные, не имеют своего места в обществе, и слабо контролируют свою жизнь. Те из перемещенных лиц, кто был постарше, возможно, так никогда и не приспособятся", - говорится в одном из последних исследований форума.

Даже когда перемешенным лицам выплачивали компенсацию и предлагали бесплатные дома, многие сохранили глубокое ощущение несправедливости

Авария нанесла огромный урон наиболее пострадавшим районам в экономическом плане. Украине и Белоруси пришлось потратить на различные меры, связанные с Чернобылем, более 12 миллиардов долларов каждой. Это, как отмечает форум, создало непосильную для этих двух стран.

Продолжает сильно страдать сельское хозяйство. Более 785 тысяч гектаров земли (1,9 миллиона акров) было выведено из обращения на годы, а лесозаготовки пришлось прекратить еще на семистах тысяч гектаров. По мере снижения уровня отравления, сельское хозяйство потихоньку восстанавливается, но вырастить урожай в затронутой последствиями аварии зоне стоит дороже, отмечает ООН, потому что требуется больше удобрений и добавок. Вдобавок, пятно Чернобыля делает сложной задачу фермеров продать свою продукцию.

По-прежнему действуют обширные запреты и ограничения на сбор грибов, ягод и охоту во многих районах с высокой концентрацией цезия-137. Даже такие далекие страны как Великобритания, Швеция и Норвегия, до сих пор сняли еще не все ограничения на продажу молока и других продуктов. Высокий уровень заражения до сих пор обнаруживается у северных оленей в Скандинавии, и более трехсот фермерских хозяйств в Уэльсе до сих пор вынуждены проверять свое молоко и скот перед продажей.

Более 785 тысяч гектаров земли (1,9 миллиона акров) было выведено из обращения на годы, а лесозаготовки пришлось прекратить еще на семистах тысяч гектаров

В Германии правительство выплатило 555 тысяч долларов в 2009 году охотникам в виде компенсации за мясо диких кабанов, которое оказалось слишком зараженным, чтобы его продавать. В некоторых районах степень зараженности составляла более 7 000 беккерелей на килограмм, в то время как безопасным уровнем считается 600 беккерелей на килограмм.

Новое исследование Greenpeace International предполагает, что многие украинцы до сих пор употребляют в пищу продукты с неприемлемо высоким уровнем радиации. Образцы молока, ягод, картофеля и корнеплодов, взятые в начале этого года и выращенные в двух регионах Украины, показали уровень радиации ощутимо выше обычного.

Крайне мала вероятность, что ситуация когда-либо вернется в норму в 19-мильной (30-километровой) зоне отчуждения вокруг реактора. Несколько сотен человек по-прежнему там живут, а другие приезжают, но уровень радиации по-прежнему чрезвычайно высок. По иронии судьбы, этот район стал раем для дикой природы, которой идет на пользу отсутствие людей.

Оригинал публикации: Chernobyl's legacy

Перевод ИноСМИ

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов