Корреспондент: Дело - труба. Вода из-под крана в Украине годится лишь для мытья посуды

Вода из-под крана в Украине опасна для здоровья и годится лишь для мытья посуды. Тому виной отсталые очистные технологии и средневековая грязь в водопроводе, степень опасности которой отечественные специалисты даже не могут измерить, - пишет Каролина Тымкив в № 17-18 журнала Корреспондент от 3 мая 2013 года.

Дмитрий Никоноров/Корреспондент

Чилла Шимонне Тачик, уроженка Венгрии, работающая в Украине, уверяет, что в своем родном Будапеште утоляет жажду водой из-под крана без опаски. Она знает, что качество воды жестко контролируют. По словам Тачик, местные СМИ даже призывают жителей Будапешта пить водопроводную воду, дабы не портить экологию полиэтиленовыми бутылками.

Поступать так же в Киеве Тачик не решается. Мол, друзья-медики ее предостерегли, что в украинских трубах слишком много грязи.

Если в Евросоюзе перед подачей населению воду анализируют на содержание вредных веществ по 70 показателям, а в США - так и вообще по 102, то в Украине - лишь по 30.

Правда, какого рода грязь и чем чревато ее употребление вместе с водой, отечественные специалисты толком не знают. Если в Евросоюзе перед подачей населению воду анализируют на содержание вредных веществ по 70 показателям, а в США - так и вообще по 102, то в Украине - лишь по 30.

Большое число норм не прихоть химиков. По 95 компонентам контролировать воду рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Но даже если бы отечественные водоканалы и прислушались к ВОЗ, то большинство лабораторий в стране не в состоянии провести анализ даже по 70 европейским пунктам.

Впрочем, и по действующим 30 показателям украинская вода изпод крана далека от совершенства. Так, по данным исследования проведенного в 2013 году во время паводка Всеукраинской профессиональной общественной организацией WaterNet, в воде, которую пьют жители Киева, превышена предельно допустимая концентрация (ПДК) марганца в 70% всех взятых проб, алюминия - в 52%, хлора - в 42% и железа - в 8%.

А всеукраинская общественная организация За право граждан на экологическую безопасность путем независимого исследования воды в Днепропетровске и Херсоне выявила превышение в несколько раз содержания железа и сульфатов.

В воде,которую пьют жители Киева, превышена предельно допустимая концентрация (ПДК)марганца в 70% всех взятых проб, алюминия - в 52%, хлора - в 42% и железа - в8%.

Избыток всех этих веществ способен провоцировать заболевания печени и поджелудочной железы, желудка и нервной системы, предупреждают медики. Этого, конечно, не произойдет от одного стакана такой воды, тут же отмечает Захар Малецкий, эксперт WaterNet, но если пить ее регулярно годами, то проблем со здоровьем не избежать.

Чрезмерно насыщенное элементами таблицы Менделеева содержимое водопровода - результат изношенности коммуникаций, построенных в середине прошлого века, а также промышленного загрязнения главных питьевых артерий страны - Днепра и Десны, полагают эксперты.

Украинскую воду, в отличие от европейской, нельзя в принципе считать питьевой, убежден Владислав Гончарук, директор Института коллоидной химии и химии воды.

“Это техническая, в лучшем случае санитарно-гигиеническая вода, пригодная в домашних условиях, например, для мытья пола или посуды”, - говорит он.

Хлор и озон

Елена Колбанцева, начальник очистных сооружений Деснянской водозаборной станции Киевского водоканала, показывает Корреспонденту святая святых своей епархии - блок, где очищается питьевая вода, поступающая в дома киевлян.

“Вода насосами закачивается из Днепра, мы ее отстаиваем, очищаем песком и глиной, добавляем хлор, чтобы убить болезнетворные микробы. Весь процесс занимает шесть-восемь часов”, - рассказывает о технологии Колбанцева. Она уверяет, что качество воды отвечает всем действующим в Украине нормам.

Между тем Киевводоканал до сих пор эксплуатирует в старых районах столицы водопровод 1905 и даже 1892 годов постройки. Всего на балансе предприятия находится более 4 тыс. км сетей, и из них почти четверть исчерпала срок эксплуатации.

Вода насосами закачивается из Днепра, мы ее отстаиваем, очищаем песком и глиной,добавляем хлор, чтобы убить болезнетворные микробы. Весь процесс занимает шесть-восемь часов

“Доставить качественную воду по ржавым трубам невозможно”, - комментирует этот факт Алексей Кучеренко, экс-министр ЖКХ Украины.

В других городах состояние труб еще хуже. Например, в Донецкой области в аварийном состоянии около 40 % инфраструктуры водоканалов.

Техника для закачки и очистки воды тоже дышит на ладан. Деснянская станция, снабжающая водой около 60% киевлян, введена в эксплуатацию 50 лет назад. Здесь пропускают воду сквозь фильтры производства СССР, а резервуары почернели от времени.

“Все это оборудование с тех пор не менялось”, - признается Колбанцева.

В советской эпохе застряли и технологии очистки. Если в Евросоюзе большая часть воды озони руется и таким образом освобождается не только от вредных веществ, но и от неприятных привкуса и запаха, то в Украине воду обеззараживают по старинке - хлором.

Для использования более современных методов у Киевводоканала нет средств, уверяет Виктория Яковлева, советник главы правления этого предприятия по вопросам информационной политики. По ее словам, оплата услуг водоканала покрывает его производственные потребности всего на 55%.



“Но все равно нельзя говорить о том, что наша киевская вода непригодна к употреблению, - защищает качество своего продукта Яковлева. - По утверждению санэпидслужбы [СЭС], она обеззараживается достаточно хорошо и полностью безопасна”.

Правда, у использования хлора есть и отрицательная сторона - трудно рассчитать его правильную дозу, убеждена Адриана Хюльсман, сотрудница Научноисследовательского института проблем круговорота воды (Нидерланды). Если его мало, возникает опасность биологического заражения, если много - риск образования канцерогенов при кипячении. А те, в свою очередь, способствуют развитию раковых клеток.

В Нидерландах давно отказались от хлорирования как от устаревшего метода. Воду, насыщенную органическими веществами из почвы, чистят угольными фильтрами, против пестицидов применяют озонирование, а подземные воды пропускают через несколько слоев песка.

В Германии уже 15 лет широко используестся мембранный метод, улавливающий грязь. С 1990 по 2009 год в систему водоснабжения этой страны правительство инвестировало более 110 млрд евро. Для сравнения: государственная программа на 2006-2020 годы Питьевая вода Украины предусматривает финансирование в объеме 1 млрд евро.

Им проще заплатить штрафы или откупиться от контролирующих органов, нежели вкладывать инвестиции в очистные технологии

Параллельно европейцы заботятся и об изначальной чистоте природных источников, жестко контролируя промышленные сбросы. Если вредных веществ в них больше нормы, то система стоков предприятия автоматически отключается, рассказывает Гергели Наги, коммерческий директор подразделения по водоподготовке Россия, Восточная Европа, Греция и Турция американской химической компании DOW.

Украинские предприятия, напротив, не заинтересованы в установке очистных сооружений. “Им проще заплатить штрафы или откупиться от контролирующих органов, нежели вкладывать инвестиции в очистные технологии”, - отмечает Гончарук.

76% всех неочищенных стоков страны сбрасывает промышленность - в основном металлургическая - Донецкой, Луганской, Днепропетровской и Одесской областей.

В целом в составе и промышленных, и бытовых стоков объем полностью очищенной воды составляет лишь 56 %, гласят данные Национального доклада о качестве питьевой воды и состоянии питьевого водоснабжения в 2011 году Министерства ЖКХ.

Круговорот в природе

Недоочищенная вода, обильно приправленная марганцем, железом и алюминием, является причиной 80% недугов человека, отмечает Михаил Курик, директор Украинского института экологии человека.

Ежегодные вспышки кишечных инфекционных заболеваний у украинских детей в конце августа - начале сентября эксперты не задумываясь связывают с питьем сырой воды из-под крана. Месяцем ранее водоканалы проводят профилактику труб, оставляя в них массы болезнетворных бактерий, объясняет Владимир Костенко, замдиректора по научной работе института Укрводгео.

Качество питьевой воды напрямую зависит от экологии, еще раз напоминают азбучную истину ученые, и для украинских городов это особенно актуально: 80% живительной влаги они черпают из рек, чье состояние непрерывно ухудшается.

Если раньше вода из Днепра и Десны по международной классификации качества воды относилась к первой категории, то сегодня скатилась до третьей и требует максимальной очистки.

Для сравнения: Рейн, протекающий в шести странах ЕС, является чистейшей артерией первой категории, хотя еще в 1980-х удостаивался лишь четвертой и считался сточной канавой Европы.



В свое время немцы не пожалели средств на модернизацию очистных сооружений и свели к минимуму выбросы в эту реку, объясняет Матиас Крауце, президент Немецкой научно-технической ассоциации.

Чего не скажешь об Украине. Например, оборудование Бортнической станции аэрации, фильтрующей канализационные стоки столицы, изношено на 80 %, рассказывает Игорь Березань, главный технолог станции.

С предельной выработкой ресурса связаны, по мнению экспертов, частые аварии на этом предприятии. Так, в апреле на иловом поле № 3 в результате интенсивного таяния большой массы снега насос не справился с объемом неочищенной воды, и часть ее вылилась на прилегающую территорию. Аварию ликвидировали более 500 человек и 36 единиц спецтехники.

Березань водит Корреспондент по действующим блокам станции, построенным в 1965-1976 годах.

“Наши очистные [сооружения] были рассчитаны только на снятие механического загрязнения с воды, - рассказывает технолог. - А за это время производители [стиральных] порошков стали использовать в больших количествах фосфаты, которые попадают в сточные воды с моющими средствами. Качественно очистить их от этих загрязнений мы не можем”.

Далее ситуация развивается все драматичнее: фосфаты, попадая в реки, активизируют рост сине-зеленых водорослей, а те выделяют метан и аммиак, уничтожая водную флору и фауну.

Более того, эта вода, снова вернувшаяся в трубы водоканала, несет в себе токсины паралитической группы, которые при очистке не разрушаются ни высокой температурой, ни хлором.

Дыра в бюджете

Повлиять на процесс улучшения качества воды украинское государство не может ни административно, ни экономически, сетуют экологи. Уже десять лет власти существенно не пересматривают и не индексируют сбор с промышленных предприятий за загрязнение водоемов. В Украине он, по словам экологов, в 28 раз ниже европейского.

Эта история с отвратительным качеством воды в Украине тянется еще с периода советского застоя - уже тогда правительство не выделяло достаточно средств на модернизацию водоканалов и очистных сооружений.

В середине нулевых ситуация, казалось бы, стала налаживаться, однако чиновники распорядились средствами вышеупомянутой программы Питьевая вода Украины по-своему.

В частности, из 100 млн грн., выделенных на 2012 год, половина денег буквально вылетела в водопроводную трубу. Стоимость работ и расходных материалов на модернизацию инфраструктуры, как предполагает Кучеренко, была искусственно завышена.

Эксперт предлагает действовать кардинально и с другого конца - безжалостно закрывать предприятия, не очищающие сточные воды

Впрочем, деньги утекают не только в коррупционные дыры - до 60 % питьевой воды уходит в землю сквозь прохудившиеся коммуникации. В итоге ее расход в расчете на одного жителя в день составляет 400 л, тогда как в Германии - 112 л.

Тем не менее на фоне такого запущенного кризиса специалисты СЭС считают украинскую водопроводную воду вполне пригодной для питья.

В 2012-м в большинстве областей Украины нарушение норм они обнаружили не более чем в 5% взятых проб, а в Киеве - менее чем в 1%.

Государству не следует обманывать потребителя, убежден Кучеренко. В ближайшее время необходимо признать воду из-под крана технической, а также организовать систему доставки жителям городов недорогой чистой питьевой воды.

Причем для бюджета обойдется дешевле не модернизация громоздких водоканалов, а вложение средств в доочистку на месте потребления, полагает Гончарук. Для этой цели его институт разработал технологию фильтрации озоном и ультрафиолетом, которую можно устанавливать в домах и квартирах.

Эксперт предлагает действовать кардинально и с другого конца - безжалостно закрывать предприятия, не очищающие сточные воды.

“Если навести порядок, водные ресурсы довольно быстро сами очистятся, и тогда вода в наших кранах станет более качественной”, - считает Гончарук.

***

Этот материал опубликован в №17-18 журнала Корреспондент от 3 мая 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .