НГ: Майдан перешел на осадное положение
Несколько дней назад Эштон, как другие руководители ЕС и госсекретарь США Джон Керри, не приняла участия в киевской конференции ОБСЕ, продемонстрировав отношение Запада к украинской власти. Но ситуация изменилась: от Виктора Януковича зависит, будет ли исход украинской революции мирным, - пишет Татьяна Ивженко в российской Независимой газете.
Ставшее уже традиционным народное вече, состоявшееся в воскресенье, явилось наиболее массовой акцией протестного движения. Граждане, подталкивая лидеров оппозиции к активным действиям, расширили зону протеста: палаточные лагеря за пару часов появились вокруг зданий правительства и Верховной Рады, а также на подступах к администрации президента.
Ночью в новых лагерях, как прежде на майдане Независимости, был установлен железный порядок, создана система охраны и коммуникаций. Демонстранты заявили, что не намерены штурмовать здания, но будут усиливать давление на власть мирными акциями.
Вчера утром они вежливо пропускали на работу сотрудников госструктур, которые пешком добирались до заблокированных зданий. Министры, по словам участников акции, пробираются по подземным ходам, которые были построены в правительственном квартале в советские времена. Воскресное вече проголосовало за то, чтобы дать Януковичу время на выполнение требований до сегодняшнего дня. Сотрудники Генпрокуратуры, пикетировать которую запретил Киевский суд, могли пройти свободно, но не без смущения: на тротуаре перед зданием несколько десятков людей лежали под снегопадом на карематах, укрывшись пледами.
Милиция бездействовала уже второй день, ссылаясь на то, что не было никаких приказов. По этой причине сотрудники правоохранительных органов молча смотрели, как представители партии Свобода в ночь на понедельник свалили на землю и разбили вдребезги памятник Ленину на бульваре Шевченко. Ранее всех нападавших на монумент, коих было много за 22 года независимости, арестовывали за вандализм и покушение на объект культурного наследия. В воскресенье никто не препятствовал Свободе. Собравшиеся выкрикивали: «Долой палача украинского народа!» Активисты Свободы обратили внимание на надпись на постаменте - цитату Ленина о том, что Украина возможна только при единстве действий пролетариев великорусских и украинских. По мнению людей, разрушивших памятник, они поставили последнюю точку в советском прошлом Украины, которая теперь должна доказать, что ее развитие не зависит от России.
Ночью представитель партии власти сказал НГ, что памятник - только начало погромов: «Мы не будем вмешиваться. И вы посмотрите, что будет к утру - шабаш». Аналитик, сотрудничающий с президентской администрацией, сообщил, что Виктору Януковичу дают советы две группы из его ближайшего окружения: «Традиционно - голуби и ястребы. Одни говорят, что нужно согласиться с отставкой правительства и возбудить уголовные дела против тех, кто дал приказ избивать мирных демонстрантов и журналистов 30 ноября и 1 декабря. Чтобы снять напряжение, успокоить людей. Другие, напротив, советуют не проявлять слабости, сдавая своих, а ввести режим чрезвычайного положения и навести порядок».
Одна группа советников, по информации НГ, рекомендовала главе государства дождаться погромов и проявить жесткость, против которой Европа не смогла бы возразить. Другая напоминала, что президентский указ о режиме ЧП, согласно украинскому законодательству, должен быть одобрен Верховной Радой, а без этого документ нельзя законно ввести в действие. Провести такой указ через парламент в сложившихся обстоятельствах невозможно.
Лидер партии Батькивщина Арсений Яценюк на майдане заявил, что ему известно о возможности введения режима ЧП. «В этом случае - все на майдан!» - призвал он граждан. В то же время появилось принципиально важное заявление: участники акции сформировали свой руководящий орган - Штаб национального сопротивления, который объявил о готовности взять на себя ответственность за ситуацию в стране в случае, если власть объявит режим ЧП. Поименно состав этого штаба не был назван, однако в оппозиции «НГ» сказали, что речь идет о нескольких десятках людей - лидерах оппозиции и общественных активистах, которых признает майдан. С этим органом, вероятно, будут вести переговоры Эштон и Нуланд.
В воскресенье власть так и не решилась применить силу: стало известно, что Виктору Януковичу позвонили генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Оба политика убеждали украинского лидера в необходимости диалога с участниками акций и оппозицией. Баррозу сообщил, что в Киев отправится Кэтрин Эштон, чтобы помочь найти выход из кризисной ситуации. Сегодня, как ожидается, украинский вопрос будет рассматриваться и на заключительной сессии Европарламента.
Вчера Баррозу заявил: «Мы видим на улицах Киева мужчин и женщин с флагами ЕС, которые по-настоящему борются за эти флаги, за свой европейский выбор. Они борются за Украину и за свое будущее. Потому что они знают, что Европа - не просто земля возможностей в плане экономического развития, а потому, что Европа - это свобода». Он подчеркнул, что в сложившейся ситуации «Евросоюз имеет право и обязанность стоять на стороне народа Украины».
Западные лидеры говорят о диалоге, который ранее был невозможен, поскольку речь шла не о противостоянии власти и оппозиции, а о конфликте народа с властью, отметил эксперт Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач. В понедельник, после объединения лидеров оппозиции и гражданских активистов в составе Штаба национального сопротивления, появился новый субъект переговоров, который может начать диалог с властью. Посредником в этом процессе могут выступить европейские структуры.
Однако участники акций протеста настаивают на выполнении предварительных условий. Как сообщил один из членов штаба Ростислав Павленко, речь идет об освобождении всех арестованных участников протестных акций, о наказании виновных в побоище, учиненном бойцами Беркута, а также о немедленной и безоговорочной отставке правительства Николая Азарова, которое незаконно остановило евроинтеграцию и покрывало преступления силовиков. Если команда Януковича не согласится, мирные акции будут нарастать, а давление на власть усиливаться. Режим ЧП только ускорит развязку, полагают участники акции. Но признают, что такой сценарий означает почти неизбежное кровопролитие, которого хотят не допустить все лидеры.
Хотя до приезда Эштон ожидалось затишье в украинских событиях, вчера днем ситуация резко обострилась. Вначале милиция сообщила, что поступили сообщения о минировании трех центральных пересадочных станций метро, после чего началась эвакуация пассажиров. Тем временем в Киев вошли внутренние войска, которые ранее стояли в ожидании в пригороде. Взводы бойцов в полном обмундировании стали блокировать центральные улицы вокруг палаточных городков.
В момент сдачи номера в печать в центр города направлялись машины милиции, «скорой помощи» и коммунальных служб.
Киевлян призвали выйти на защиту майдана.
От участников акции потребовали освободить здание киевской городской госадминистрации, актовый зал которого стал местом отдыха и медпунктом. Протестующие придерживались порядка и не мешали работе чиновников, а поэтому киевская власть ранее объявила, что не требует их выдворения. Вчера здание окружили бойцы «Беркута», а те, кто находился внутри, подготовились отражать штурм. К месту событий прибыли иностранные дипломаты.
Депутат от Партии регионов Владимир Олейник заявил, что есть решение суда об освобождении здания, а поэтому правоохранители вправе применить силу, если участники акции не выполнят требование. Лидеры оппозиции пришли на майдан и заявили, что будут защищать людей. По мнению Арсения Яценюка, власть решила не штурмовать майдан, а отрезать его от окружающего мира, чтобы заблокировать доставку еды, воды и медикаментов, а также не позволить киевлянам присоединиться к тем, кто постоянно находится в лагере.
На этом фоне пресс-служба президента обнародовала сообщение о том, что Янукович готов созвать общенациональный круглый стол для поиска выхода из кризиса. Обе стороны противостояния говорят, что у них одинаковый выбор: победа или тюрьма. Участники акций протеста не сомневаются, что, если они отступят, власть применит репрессии, как случилось с активистами первых майданов. Поэтому они не собираются делать шаг назад. «Нужно дать Януковичу возможность выхода, не загонять его в тупик. Не ставить вопрос о досрочных президентских выборах, а просто ограничить полномочия и дать досидеть в кресле до 2015 года», - сказал «НГ» один из оппозиционеров. По его мнению, в таком случае можно было бы сформировать техническое правительство, которое подписало бы с ЕС соглашение об ассоциации, а затем провести досрочные выборы в Верховную Раду и сформировать коалиционное правительство, которое станет проводить реформы по плану-графику, утвержденному вместе с ЕС.
Один из лидеров евромайдана, экс-глава МВД Юрий Луценко, который при Януковиче был осужден по спорным обвинениям, а весной с.г. помилован под давлением ЕС, сказал в интервью «Украинской правде»: «В 2004 году у нас был политический инструмент - выборы. А сегодня у нас нет ни закона об импичменте, ни механизма сложения 150 мандатов для роспуска парламента, ни других юридических инструментов».
В таких условиях необходимы нетрадиционные подходы и нестандартные решения, полагает политолог Владимир Горбач. Руководитель Международного института демократий Сергей Таран уверен, что акции протеста уже увенчались очень важной победой: «Олигархи и руководители политических групп все больше убеждаются, что Янукович не всесилен, и начинают вести переговоры с оппозицией. Эти процессы подтачивают нынешний режим изнутри». Он отметил, что еще несколько месяцев тому назад команда Януковича была монолитной и пребывала в уверенности, что обеспечит ему победу и в 2015 году, а дальше президентское кресло, как трон, могло перейти к сыну главы государства. «Это не преувеличение. Такие планы были. И казалось, ничто не может их изменить. Но народ - может. Сегодня ни о чем подобном речь не идет», - сказал он.
Второй безусловной победой майдана, по мнению Юрия Луценко, стало понимание Западом: «В Украине, кроме правящих гангстеров, которые не держат свое слово, есть еще сотни тысяч граждан, которые хотят быть в Европе». Поэтому соглашение об ассоциации с ЕС вопреки бюрократическим правилам может быть подписано. Вчера еврокомиссар Штефан Фюле подтвердил: «Наше предложение остается в силе, а соглашение об ассоциации - на столе. Мы готовы подписать, когда готова будет поставить подпись украинская сторона».
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.