Корреспондент: Выходное пособие. Как Украине преодолеть политический кризис

О том, что нужно украинским политикам для выхода из политического кризиса пишет Евгения Вецько в № 4 журнала Корреспондент от 31 января 2014 года.
Таисии Стеценко/Корреспондент.net

Отмену законов от 16 января на Майдане восприняли более чем спокойно. В полдень вторника за трансляцией на большом экране наблюдали несколько сотен человек. Принятые решения они встречали сдержанными аплодисментами, одиночными возгласами “Молодцы!” в адрес регионалов и “Ганьба!” в адрес коммунистов.

Большинству жителей площади было не до того. Волонтеры разгружали машины с дровами и тушенкой, поварихи суетливо раздавали быстро стынущие на морозе чай и еду. На улице Грушевского парни в касках патрулировали главную баррикаду из сгоревших машин и строили ледяной желоб для ручья, текущего по обочине дороги. Никакой торжественности момента не ощущалось.

Первая ласточка

Во вторник без обсуждения и пакетом депутаты признали утратившими силу 9 из 12 документов, принятых 16 января. Среди упраздненных норм - запрет сбора информации о судьях и правоохранителях, получение общественными организациями статуса иностранных агентов, покупка sim-карт по паспорту, упрощенная схема лишения полномочий депутатов, запрет движения в колоннах более пяти автомобилей и многие другие положения, вызвавшие возмущение оппозиционно настроенных граждан. Заодно состоялась отставка правительства Николая Азарова, которой Майдан требовал с самого первого дня протестов.

Среди упраздненных норм - запрет сбора информации о судьях и правоохранителях, получение общественными организациями статуса иностранных агентов, покупка sim-карт по паспорту, упрощенная схема лишения полномочий депутатов, запрет движения в колоннах более пяти автомобилей

В остальном компромисса стороны пока не достигли. Камнем преткновения стал закон об амнистии участников протестов: и оппозиция, и Партия регионов выдвигают к документу свои требования. Регионалы настаивают, что закон должен вступить в силу после того, как митингующие освободят все административные здания в течение 15 дней. Оппозиция - что под новый закон не должны попасть те, кто совершил убийства и участвовал в похищении людей, нападал на журналистов и подвергал пыткам участников противостояния.

В Верховной Раде зарегистрировано два законопроекта об амнистии: Юрия Деревянко (внефракционный депутат) и регионалов Дмитрия Шпенова и Виталия Журавского. Какой документ наберет большинство голосов, на момент сдачи номера известно не было - заседание Рады продолжалось.

Нет компромисса и в вопросе возврата к Конституции 2004 года. Регионалы предлагают не торопиться и создать комиссию, которая займется изменением Основного закона.

“Это довольно трудоемкая работа, требующая больших затрат - умственных и временных. Поэтому мы пришли к мнению, что в парламенте будет создана специальная комиссия, которая начнет заниматься данным вопросом”, - сказал лидер фракции ПР Александр Ефремов.

Пойдет ли на условия власти оппозиция, пока непонятно. Если представители общественных организаций и активисты Майдана требуют решать проблему здесь и сейчас, то лидеры Батьківщини, УДАРа и Свободы не спешат, ссылаясь на юридические нестыковки.

“Конституция 2004 года предусматривает избрание парламента по пропорциональной системе. Мы в принципе не против проведения досрочных парламентских выборов, но, по нашему мнению, они должны были быть вместе с президентскими выборами досрочными... Какой смысл идти на возвращение Конституции 2004 года, если парламент распустят, а Президент останется со значительной частью своих полномочий?” - рассуждает глава ВО Свобода Олег Тягнибок.

Какой смысл идти на возвращение Конституции 2004 года, если парламент распустят, а Президент останется со значительной частью своих полномочий?

Глава ВО Свобода Олег Тягнибок

Если оппозиция определится, то вопрос о процедуре пересмотра Основного закона должен быть решен уже в начале февраля.

Заседание продолжается

Тем временем Майдан расходиться не собирается.

“Агрессия порождает агрессию, а когда власть идет на уступки, возникает желание добиться выполнения всех требований, - объясняет Корреспонденту политтехнолог Сергей Гайдай. - То есть уступки становятся мотивацией”.

Даже административные здания, освобождения которых требует Партия регионов, вряд ли будут оставлены митингующими, заявляют в руководстве Батьківщини. Эти здания имеют стратегическое значение для повстанцев.

Кроме того, в оппозиции указывают на то, что закон об отмене законопроектов не подписан ни спикером Верховной Рады, ни Президентом. Выполнять какиелибо условия власти они считают преждевременным.

И уж тем более в оппозиции нет человека, который способен увести людей с улицы. “Никто из политиков или активистов Майдана не выйдет на сцену и не скажет: “Расходимся”, - уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Бесполезно требовать свернуть протест и от глав трех оппозиционных сил - слишком мал кредит доверия к Арсению Яценюку, Виталию Кличко и Тягнибоку у людей, стоящих на площади. Да и Майдан собирала не оппозиция.

“Оппозиция выступает в качестве условного парламентера, который пошел на переговоры для выполнения требований людей. Поэтому апелляции к лидерам оппозиции ни к чему не приведут”, - считает глава Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

Оппозиция выступает в качестве условного парламентера, который пошел на переговоры для выполнения требований людей. Поэтому апелляции к лидерам оппозиции ни к чему не приведут

“Когда на вече 19 января освистывали трех лидеров - это уже серьезный сигнал. Это тоже результат Майдана, - уверен лидер Гражданской позиции Анатолий Гриценко. - Он, как рентген, просвечивает и тех, кто на сцене, и тех, кто на улице.

Майдан показал, что завершилась эра оппозиционеров, приезжающих на Мерседесах в сопровождении охраны, с пресс-службами и камерами для пиара. Майдан - это уникальная среда. Это настоящее, естественное самоуправление”. Майдан действительно нуждался в лидере, человеке, которому могли бы доверять протестующие. Назвать его, как и потенциального кандидата на президентских выборах, должен был бы сам Майдан, полагает Бала.

“Например, можно было бы провести референдум народного доверия: пусть граждане выскажутся, кому они доверяют. Может быть, они и команду будущего лидера выберут”, - рассуждает эксперт.

Вариант, при котором “собираются 20 человек из оппозиции и определяют, кто единый кандидат в президенты”, Бала называет заведомо проигрышным.

Но после гибели людей на Грушевского и перехода протеста в фазу ожесточенного противостояния проблему лидера протеста политологи считают не столь актуальной.

Задача лидеров оппозиции сегодня - продолжать переговоры, пытаться в политико-правовой плоскости разрешить кризис. Еще один вариант - согласиться войти в будущий состав Кабмина.

“И Кличко, и Яценюк, и [Петр] Порошенко, и Гриценко должны взять все должности, которые им предлагают, - говорит Гайдай. - Да, это похоронит их политическую карьеру и рейтинги. Но это даст возможность изменить ситуацию в пользу Майдана”.

Портфель без ручки

Не больше определенности и в вопросе формирования нового правительства. Пока обязанности премьер-министра Украины исполняет первый вице-премьер Сергей Арбузов, а эксперты строят предположения о том, кто войдет в новый Кабмин и кто станет его главой.

Яценюк, Кличко и Тягнибок становиться под начало Президента Виктора Януковича не готовы. И если оппозиция останется верна своим обещаниям, не исключено, что многие из уволенных 28 января членов Кабмина вернутся на свои посты. По версии телеканала Еспресо.TV, это министры финансов Юрий Колобов, социальной политики Наталья Королевская, здравоохранения Раиса Богатырева, обороны Павел Лебедев, юстиции Елена Лукаш, вице-премьер Александр Вилкул и, возможно, энергетический министр Юрий Бойко.

Если оппозиция останется верна своим обещаниям, не исключено, что многие из уволенных 28 января членов Кабмина вернутся на свои посты.

В ПР с кандидатурой главы Кабмина уже определились, хотя и не называют ее. По мнению политологов, претендуют на эту должность четыре человека. “Это может быть Сергей Арбузов, Юрий Ехануров, при определенных условиях - Арсений Яценюк (если будет решен вопрос [экс-премьера] Юлии Тимошенко) и Петр Порошенко”, - считает Карасев.

Переговоры продолжаются. Условий, которые стороны выдвигают друг другу, становится все больше. Свой ультиматум предъявил и Правый сектор: помимо общеполитических требований, узаконить существование спортивнопатриотических организаций, не допустить к власти политиков, которые себя дискредитировали.

“Если власть пойдет на уступки, Правый сектор готов сворачивать активную деятельность по принципу “уступка в обмен на уступку”, - заявил лидер организации Дмитрий Ярош.

Вернулся в повестку дня и вопрос об освобождении Тимошенко. Главное же требование Партии регионов остается неизменным - увести с улиц людей.

Пока до разрешения кризиса далеко. “Собственно кризисом еще никто не занимается. Политики занимаются переговорами. Политический кризис нужно разрешить, чтобы разрешить экономический. Третий шаг - общественный кризис”, - объясняет Бала.

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 31 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.