ПРоклятие Януковича: как наступил закат Партии регионов

Представители бывшей власти находятся в затруднительном положении, рейтинг таит на глазах, соратники разбегаются
AP

За 2 месяца Евромайдана Партия регионов превратилась из абсолютной власти в стране в кризисную политическую организацию, которую многие призывают и вовсе запретить.

События в Крыму и на Востоке Украины – базовых для ПР регионах, растоптали ее рейтинг, опустив его до минимальных показателей за всю историю бренда Партии регионов. На выборах президента Украины 25 мая кандидат от регионалов Михаил Добкин занял шестое место, набрав всего 3% голосов избирателей.

Таким образом, доминирующая политическая сила за короткий промежуток времени осталась без лидера, без половины партийного состава и с дискредитированным именем.

Корреспондент.net  разбирается с тем, как Партия регионов докатилась до такой жизни, и каковы дальнейшие перспективы этой политической организации.

Держатели акций

Партии регионов за 3 года пребывания у власти удалось достичь невероятного для украинской политики результата по концентрированию управления страной в своих руках.

Президент, премьер-министр, спикер Верховной Рады, большинство в парламенте, губернаторы – все представляли одно образование – Партию регионов.

По старой украинской традиции за 3 года регионалами стали все – бизнесмены, промышленники, различные директора и политические деятели.

Партийный билет ПР получили все те, кто до 2004 года были верными приверженцами Кучмы, потом стали ярко оранжевымы, немного спустя вшли в «Батьківщину», а в итоге добрались и до Регионов.

В итоге ПР превратилась в акционерное общество, клуб по интересам, внутри которого были свои группы влияния и борьба велась похлеще даже, чем между властью и оппозицией.

Контрольный пакет долгое время делил между собой Виктор Янукович и Ринат Ахметов. В последнее время влияние семьи Януковича начало усиливаться, что, по мнению многих наблюдателей, и погубило регионалов.

AP

Люди близкие к старшему сыну экс-президента Александру быстро прорвались в высшие эшелоны власти, заработали прозвище “младореформаторов” и серьезно бесили всех остальных акционеров.

Группа Ахметова оставалась самой многочисленной, и ему было проще всего находить язык с Януковичем и его семьей. Существовала еще и группа Фирташа – Левочкина, которая постепенно теряла свое влияние, уходя в тень во властных структурах.

Не стоит забывать о старой гвардии донецких и луганских – людях, которые создавали ПР и находились в ней все время.

С разрастанием партии своих людей в ней старались держать практически все олигархи страны и заметные политика.

Вот такая разношерстная публика под давлением Майдана быстро развалилась и бросилась в разные стороны.

Удерживало вместе их только наличие власти, влияния и возможность пользоваться дивидендами от своего присутствия в ПР. Слабая Партия регионов, теряющая власть, мало кому была нужна.

При этом борьба между различными группами за влияние на Януковича подтолкнула крах системы, а может даже и инициировала его.

Тонущий корабль

Покидали ПР и открещивались от нее люди очень быстро. Первой была ,конечно, так называемая семья экс-президента – Арбузов, Пшонка, Клименко, Захарченко и прочие. Эта группа бежала вслед за Януковичем, хватая с собой все, что было под рукой, а теперь из изгнания наблюдая, как разбирают их активы – все то, что было «нажито непосильным трудом» во время пребывания у власти.

AP

Команда Левочкина – Фирташа, которую многие и связывают с намеренным способствованием краху режима Януковича во времена Майдана, ретировалась красивее, «сохранив лицо».

Экс-глава администрации Януковича первым почувствовал, что дело плохо и спокойно вышел из-под удара.

glavnoe.ua

Представители этой группы в постреволюционное время не сталкиваются ни с какими проблемами в Украине, не поддаются критики, против них не открываются уголовных дела.

Даже наоборот Левочкин и Фирташ готовятся снова зайти во власть только теперь уже вместе с Порошенко и Кличко.

Просто стоило вовремя поменять ставку?

За ними уже последовали все остальные. В итоге фракция Партии регионов в Верховной Раде стала в два раза меньше, потеряв не менее 100 человек.

62 регионала и вовсе вошли в новое большинство, став основой для работы новой власти.

Приверженность Партии регионов сохранила только группа Ахметова, который эту партию содержал все время ее существования и старая гвардия – Рыбак, Ефремов, Звягильский и прочие.

AP

Монополист Ахметов

Спасать родную партию, в условиях революционных преобразований и появления все новых и новых проблем, мало кто хотел.

Регионалы несколько раз откладывали съезд, на котором должны были состояться радикальные изменения и закрепить новую расстановку сил внутри ПР.

Исключив из партии Януковича и его “младореформаторов” регионалы приняли решение больше никогда не быть партией лидерского типа и принимать все решения коллегиально, внеся изменения в устав партии.

По новой редакции устава в период между съездами партии ее высшим органом является президиум политсовета (ранее эти полномочия были у политсовета).

AP
Молодые Колесников и Янукович

8 из 9 членов президиума избрали тут же. В его состав вошли Рыбак, Колесников, Ефремов, Добкин, его коллега из Харькова Дмитрий Шенцев, Александр Ледида (экс-губернатор Закарпатья), экс-вице-премьер Александр Вилкул и нардеп Вадим Новинский, бизнес-партнер Ахметова.

Кроме того, в состав исполкома автоматически вошел новый глава центральной контрольной комиссии Евгений Геллер (нардеп от ПР, глава бюджетного комитета Рады).

Реальная власть в партии, по сути, будет сосредоточена у двух людей – Бориса Колесникова, которого избрали секретарем президиума политсовета, и Геллера. Оба считают себя друзьями Рината Ахметова. 

Более того в планах еще и отстранение Ефремова от управления фракцией ПР в Раде и замена его на Новинского.

Выбор Добкина

С кандидатом в президенты регионалы тоже долго не могли определиться. За этот пост разразилась настоящая борьба, которая в итоге только ослабила претендента от партии. Между Тигипко, Бойко, Шуфричем и Добкиным, Ахметов сделал выбор в пользу последнего.

twitter/Михаил Добкин

Таким образом, партия выдвинула наиболее одиозного кандидата, имеющего не лучшую репутацию и ассоциативный ряд, зато самого преданного и больше всего похожего на Януковича.

Это была попытка мобилизовать электорат Востока, ведь Добкин всегда выступал проводником популярных там идей, но боевые действия на Донбассе внесли свои коррективы в перспективы Партии регионов на выборах.

 

Фактически Добкин так и не провел нормальной избирательной кампании. Базовые регионы для его электората  - Крым, Луганская и Донецкая область практически вообще не голосовали. Ухудшила рейтинг и конкуренция с Тигипко по сути в одном избирательном поле.

Но даже при таких условиях результат Добкина более чем печальный для его партии.

Тигипко снова предал

К экс-вице-премьеру в Партии регионов всегда относились не лучшим образом, особенно после его демарша в 2004 году.

После возвращения к регионалам с избранием Януковича Президентом Тигипко не смог вернуть себе расположение однопартийцев, даже ликвидировав на благо ПР свою собственную партию.

AP

Не удивительно, что в Тигипко регионалы не видели нового лидера. Он решил не подчиняться решению партии, выйдя из нее и пойдя на выборы президента самостоятельно.

Рейтинг Тигипко – 5,2% тоже не очень высок, но вместе с показателями Добкина – это хоть что-то.

Экс-регионал, залучившись финансовой поддержкой Коломойского активно создает свою партию с прицелом на парламентские выборы.

Его перспективы забрать еще больше голосов традиционных избирателей регионалов весьма неплохи.

 

Мятежный Донбасс

Сильнее всего по позициям Партии регионов бьют события на их родных землях.

Сепаратистское восстание, образование Донецкой и Луганской народных республик показали, что Партия регионов потеряла влияние даже на своей вотчине.

Сам Ахметов сталкивается с огромными рисками от деятельности ДНР и до сих пор не может навести порядок на Донбассе, жители которого чувствуют себя брошенными Партией регионов и вряд ли теперь готовы также поддерживать ее.

Сепаратисты умножили на ноль рейтинг Партии регионов на Донбассе

Политолог Андрей Золотарев

Даже после стабилизации ситуации на Востоке ПР будет очень сложно вернуть доверие избирателя, гораздо более вероятным является появление новых политических сил в этом регионе.

Перспективы Партии регионов

Фактически, после всех проблем, Партия регионов стоит на грани исчезновения. Антирейтинг политической силы зашкаливает, с такими показателями доверия избраться в Верховную Раду в случае проведения досрочных выборов уже осенью 2014 года регионалам будет крайне сложно.

AP

При этом у ПР остается самая крупная фракция в нынешнем парламенте, которая приложит максимум усилий для того, чтобы затянуть назначение перевыборов.

Войдя в коалицию с той же “Батьківщиной” против Порошенко ПР рискует растерять и нынешние 3% голосов населения.

Выходом для партии может быть проведение выборов по старой смешанной системе голосования. Тогда у регионалов вполне хватит сил для победы в мажоритарных округах на востоке и юге страны. Но по действующей редакции конституции выборы проходят по пропорциональной системе.

В принципе история украинской политики учит, что ПР даже не нужно ничего делать для поднятия рейтинга во время нахождения в оппозиции, за нее все могут сделать просчеты власти, как это было после Оранжевой революции.

Порошенко может учесть ошибки Ющенко, а сами регионалы слишком деморализованы, лишены организационной стойкости и популярного лидера, по сравнению с 2005 годом.  

 

Ситуация сложная, а проблемы главного спонсора партии только еще больше ухудшают ее.

Посмотрим, сможет ли Партия регионов выжить после самого сильного удара по ее позициям, за все время существования.