Украинский Дон Кихот: как застрелился "донецкий" нарком Николай Скрипник
И двух месяцев не прошло после самоубийства Николая Хвылевого в харьковском доме “Слово“. И вот - еще один трагический акт сопротивления и несогласия с действительностью.
Завершалась эпоха высокого национального ренессанса, начинались темные времена.
С именем Николая Скрипника связаны крупные государственные достижения 1920-х.
Читай также: Левко Лукьяненко умер: что о нем известно
Именн он претворял в жизнь идеи украинизации. Последовательно требовал изменить язык обучения в школах и вузах.
Организовал систему переподготовки госслужащих, которые должны были по окончании курсов еще и сдать экзамен по украинскому.
“Правильные произношения“ - цитируя бессмертного Мину Мазайла Николая Кулиша - давались бухгалтерам и делопроизводителям непросто. К тому же часто они только что овладели неродным русским - и признать бесполезность стараний было сложно. Но приходилось ...
Также Срипник проводил дерусификацию прессы. (Последним его достижением стала украиноязычная “Черноморская коммуна“ вместо “Одесских сведений“).
Несмотря на невероятное сопротивление и возгласы о “смерти искусства“, “профанации красоты“ и т.п., Скрипник сумел обеспечить блестящие переводы классики и украинизировать оперу и оперетту.
Читай также: Левко Лукьяненко попал в реанимацию - экс-нардеп
В некоторых отраслях Скрипник смог сделать то, что не удалось нам сегодня. Он постоянно подчеркивал, что украинцы за пределами УССР, особенно в России, подвергались дискриминации и нуждались в помощи государства в отстаивании своих национальных прав.
Специальное постановление Народного Комиссариата Просвещения требовало открытия украинских школ и библиотек, обеспечения газетами и журналами.
Отдельной строкой выделяли подготовку учителей.
Особенно успешно эти процессы шли на Кубани. В двадцатые годы студенты оттуда охотно приезжали изучать украинистику в киевском университете. Многие из них подверглись особенно жестоким преследованиям и погибли в эпоху большого террора.
Еще одна проблема, попавшая в поле зрения наркома образования, - русификационное влияние армии.
До развала Советского Союза пребывание в армии оставалось мощным денационализирующим фактором. Николай Скрипник требовал проводить образовательную работу среди солдат на украинском языке.
В поле постоянного внимания Скрипника находилась дерусификация Донбасса.
Харьковский нарком просвещения видел Донбасс украинским, требовал постоянного обеспечения горняков (а именно тогда индустриализация вызвала приток на шахты и предприятия сельского населения) украинскими газетами и книгами.
Театры возили на Донбасс свои новые спектакли, столичные писатели устраивали литературные вечера. Именно тогда взошла яркая звезда шахтерского паренька Володи Сосюры - лирика, воспевшего синие вечера родного Донецкого края.
Читай также: Порошенко наградил Сенцова и Лукьяненко Шевченковской премией
В 1928 году утвердили так называемое “скрипниковское“ правописание. Его основновной задачей было ослабить деформационное воздействие русского языка, высвободить свои удельные языковые источники, показать польские и другие западные заимствования и взаимосвязи.
Важность этой инициативы подтверждается еще и тем, что со временем среди крупнейших “националистических“ грехов шовинисты называли как раз попытки Скрипника “оторвать“ украинский язык от братского русского.
Ну а потом почти полвека исправляли вред, нанесенный мятежным наркомом, сближая языки почти до полного слияния (точнее вытеснения), которое и русификаторам казалось идеалом.
Скрипник не боялся демонстрировать свою позицию среди членов партии, к которой принадлежал.
Был одним из немногих, кто неоднократно конфликтовал с всемогущим и амбициозным наркомом национальностей Сталиным. В Москву украинский чиновник иногда даже ездил с переводчиком и выступал на украинском языке.
Украинизатор с Донбасса
Николай Скрипник и сам, собственно, был “донецким“.
Сын железнодорожника из слободы Ясиноватой (нынешней Донецкой области), он вырос, переезжая вместе с отцом, менявшим места службы на украинском востоке.
Образование получил урывками: рано проникся идеями социального равенства и стал членом нелегальных кружков.
Поэтому парня не раз отчисляли, арестовывали, ссылали. В самом начале ХХ века его биография претставляет собой образец “профессионального жизнеописания революционера“.
Читай также: Как украинцы праздновали День Независимости в разные годы
Несгибаемый большевик, один из лидеров ленинской партии, участник октябрьского переворота 1917 года в Петербурге. Именно таким он предстает на страницах автобиографии, написанной в 1921 году для так называемой партийной чистки.
Однако кое о чем он предпочел не писать. Именно это “нечто“ и отличало его от соратников, заставляло гнуть антипартийную линию, идти против течения, очень хорошо осознавая масштабы опасности.
Примирить национальные чувства с верностью идеям мировой революции и пролетарского интернационализма никак не получалось. Как и многих других представителей того поколении, Николая Скрипника истощала внутренняя раздвоенность.
Анатолий Петрицкий, один из лучших художников того времени, создавших в двадцатые годы серию портретов художников и культурных деятелей.
Изображая Скрипника, он придал ему выразительное сходство с Дон Кихотом. Острые черты лица, аккуратная клиновидная бородка, погруженность в себя, некий старосветский стиль в одежде...
Художник изображает человека, заблудившегося в своем времени, не сумевшего примирить свои ценности с современной эпохой.