Кошки в Перу: достопримечательность или деликатес?
"Бог создал котов!", - гласит один из лозунгов. "Убийцы!" – скандируют демонстранты.
Кажется, что вместе с ними поддержку своему извечному врагу выражает и лающий взахлеб рыжий бродячий пес, виляя хвостом в большом возбуждении.
Воскресный вечер в Мирафлорес, пригороде Лимы, где я живу, пишет журналист Би-би-си Матиа Кабица. Участники акции протеста, в основном молодежь, весьма громко выражают все, что они думают о тех, кто нарушает права животных. Благочестивые местные жители, которым адресованы эти выкрики, осторожно и безмолвно идут в церковь на мессу.
В руках демонстрантов плакаты с изображением святого Франциска Ассизского, покровителя животных. Перед ними выстроился полицейский кордон, за которым верующие образовали свою линию защиты, как бы давая этим понять, что они не позволят оскорблений в адрес религиозного учреждения.
Несколько дней тому назад активисты, заметившие на крыше церкви бродячую кошку, попытались спасти ее, однако, по их словам, священник не допустил их на церковную территорию.
Более того, утверждают активисты, священнослужитель не только ненавидит кошек, но и травит их ядом, так как они пробираются в его церковь. Сам священник все эти обвинения категорически отвергает.
Эта демонстрация может служить хорошим примером довольно непростых отношений перуанцев с их четвероногими собратьями.
Вот уже много лет центральный парк в Мирафлорес служит местом обитания десятков бродячих кошек.
В 90-е годы прошлого века котов сюда, можно сказать, "запустили", чтобы очистить площадь от заполонивших ее крыс. Кошачья популяция стала расти после того, как местные жители начали оставлять на площади поднадоевших им четвероногих любимцев.
Сегодня коты в изрбилии дремлют на зеленой лужайке и на клумбах в центре города, сонно взирая на туристов, которые не могут удержаться от того, чтобы щелкнуть камерой.
Добровольцы ухаживают за кошками и защищают их. Однако не все местные жители разделяют их чувства. Некоторые считают, что бродячие коты разносят инфекционные заболевания. Когда пригревает солнышко, в воздухе начинает витать резкий запах кошачьей мочи.
Местный священник считает кошек, заполонивших центр города, не достопримечательностью, а досадным недоразумением.
Полиция в конце концов разогнала участников воскресной демонстрации, которые вели себя довольно мирно. Спустя несколько дней кошку, застрявшую на крыше церкви, все-таки спасли и отдали в добрые руки.
Однако не всем котам в Перу так везет.
В начале сентября по улицам местечка Ла Кебрада, в тихой сельской местности к югу от Лимы, проносят статую Святой Ифигении. Церемония сопровождается музыкой и танцами, а также ежегодным гастрономическим фестивалем, на котором принято готовить блюда из кошачьего мяса.
Когда-то, как гласят предания, первые обитатели здешних мест выжили якобы только благодаря тому, что ели кошек.
В преддверии фестиваля здесь откармливают несколько десятков кошек, чтобы насладиться ими уже в более удобоваримом виде, причем готовят кошачье мясо по специальным перуанским рецептам.
Тут и кошка тушеная с пикантными пряностями, и кошачий гриль с популярной в этих краях черной мятой (tagetes minuta). Говорят, что гости фестиваля получают особое наслаждение, отведав блюда из такого деликатеса, напоминающего по вкусу мясо кролика.
Кроме того, по мнению некоторых знатоков, кошачье мясо – афродизиак, который даст сто очков вперед таким известным средствам для усиления сексуального влечения, как устрицы и рог носорога.
Большинство перуанцев, надо отметить, предпочитают все же употреблять в пищу говядину, курятину и свинину.
Но тех, кому приелись традиционные блюда, пытаются завлечь кулинарной экзотикой, которую предлагают, например, в центральном районе Лимы Джирон Аякучо.
Гурманов завлекают не только жареными кошками, но и блюдами из экзотических птиц, обезьян и рептилий сомнительного происхождения. Все эти животные дожидаются своей участи в картонных коробках с отверстиями для воздуха либо в набитых до отказа ржавых клетках.
Зоозащитники осуждают подобные условия содержания обреченных животных. Они также устраивают акции протеста у арен, где проводится коррида.
Для перуанских властей, занятых борьбой с бедностью, неравенством, преступностью и коррупцией, проблема прав животных не стоит на первом месте. Однако защитники прав животных в Перу говорят, что эти трудности не должны оттеснять на задний план проблему жестокого обращения с братьями нашими меньшими.
Активисты не боятся поднимать эту тему, даже если это ведет к конфликтам с весьма авторитетной здесь католической церковью. Пытаются они также переменить вкусы миллионов перуанцев, которые не могут представить своего кухонного стола без мясных блюд.
И пока они не добьются своих целей, мне, наверное, еще не раз придется быть свидетелем шумных протестов напротив моей местной церкви.
Источник: Русская служба Би-би-си