Карантин 2.0. К чему готовится мир

Не только в Украине растет число выявленных носителей COVID-19. Политики выражают обеспокоенность, фармацевты спешно разрабатывают вакцины, а к чему готовиться нам?
Журнал Корреспондент

Вторая волна — к сожалению, уже факт. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к середине августа в странах, с которыми у нас весьма тесные связи, начало расти (или не прекращало, как в РФ) число вновь выявленных носителей коронавируса, пишет Ольга Байвидович в №16 Журнала Корреспондент.

Например, наряду с Украиной среди лидеров по числу выявленных за последние семь суток по состоянию на 17 августа Российская Федерация — 35.317 человек, Испания — 22.952, Франция — 16.765, Украина — 10.407, Румыния — 8.751, Турция — 8.495, ФРГ — 7.562, Израиль — 6.835, Великобритания — 6.604, Польша — 4.923, Нидерланды — 4.450, Италия — 3.335, Бельгия — 2.914.

А если разделить в расчете на число миллионов населения, то окажется, что во Франции дела даже лучше, чем в Украине. А вот в Румынии, Израиле и Нидерландах — похуже. Единственное, что добавляет оптимизма — полученный опыт. Его получили не только медики и мы сами, но и те чиновники, которые принимают решения о тех или иных карантинных ограничениях. У нас уже есть свой опыт: украинские политики и чиновники копируют то, что делают старшие братья по соседству. Разумеется, копируют в меру собственных управленческих талантов, наличия денег в госбюджете и совести не разворовывать бюджетные ресурсы, а направлять на благие дела.

Топ-чиновники ВОЗ, на которых ориентируется и украинское медицинское чиновничество, уже заявили, что тотальный локдаун — не панацея. Что жесткие ограничения нужны только там, где крайне необходимы, а еще необходимо сочетание разных мер: тестирование и отслеживание контактов, расширение сети медучреждений, применение мер социального дистанцирования и многое другое. Позиция, надо сказать, стала намного рациональнее по сравнению с тем, что мы наблюдали полгода назад.

Такие заявления намекают на то, что так называемая новая реальность будет не настолько беспощадной, как украинский карантин образца марта-апреля 2020 года. Тогда каким? Время покажет. А пока заглянем, как оно у соседей.

Поездки — под запретом. Почти

Так называемые несущественные поездки в страны ЕС для неграждан формально запрещены, читай: въездной туризм извне Евросоюза и Британии остается под запретом. Но есть исключения — для имеющих вид на жительство, для сезонных и временных работников, для членов семей граждан ЕС и даже в некоторых странах для так называемых партнеров (если партнерство началось до карантинной кампании). Есть еще более узкие и редкие категории исключений, но они мало кого касаются.

Впрочем, украинцы пользуются некоторыми обходными тропами. Например, известно много случаев, когда люди въезжали под видом временных работников. И возвращались обратно, решив вопросы, ради которых отправлялись в поездку. Также известно много других случаев, когда по дороге польские или венгерские пограничники заворачивали украинских временных работников, которые без всякого притворства отправлялись именно на работу — в Италию и Испанию, в Швецию и Норвегию.

Тем не менее вероятно, что границы останутся открыты для украинцев, которые ездят в страны ЕС на работу. В том числе, если для обеспеченных украинцев, на работу в собственноручно учрежденную фирму.

Внутри ЕС перемещение для граждан между странами разрешено. Но есть оговорки — например, после августовской вспышки в Испании британские власти ввели определенные ограничения.

ИТАЛЬЯНЦЫ-ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Едва ли не самый жесткий карантин, пусть и с опозданием, был введен в Италии, на которую в начале пришелся самый тяжелый удар. Но уже в июне итальянское правительство приняло решение о возобновлении поездок между регионами, был снят запрет на выезд и въезд из страны. Кроме того, согласно указу, было разрешено въезжать и выезжать в Италию из стран, входящих в Европейский Союз, Шенгенской зоны, включая Швейцарию и Монако.

Именно этим воспользовалась и основатель Other Sweets (Киев) Ирина Папуша, приехавшая в Италию из Нидерландов и рассказавшая об этом в Facebook: «Если находишься в ЕС, то можно поехать почти в любую европейскую страну без проблем. Но в июле ситуация с СOVID стала ухудшаться, и мы решили сделать поездку максимально гибкой и мобильной, чтобы не оказаться в резервации либо с очередными туристическими купонами на будущее. Поехали из Нидерландов в Италию на машине и решили не бронировать жилье ранее чем за 7-10 дней».

По ее словам, это и оказалось ошибкой, поскольку Италия была полна отдыхающих, в два раза больше обычного (в основном туриндустрию поднимали сами итальянцы, что отличный пример для нас, а еще было много немцев, чуть меньше британцев и голландцев), и те отели, в которые они хотели попасть, были доступны максимум на три-четыре ночи в разные промежутки времени.

Папуше остается только позавидовать, поскольку с 17 августа в Италии по причине того, что количество заразившихся начало увеличиваться, опять стали возвращаться к некоторым ранее отмененным карантинным мерам. Например, вернули ограничения на многолюдные развлечения — как на открытом воздухе, так и в помещении. Как заявил министр здравоохранения Италии Роберто Сперанца, касается это как дискотек, так и других публичных мест. Было введено требование о ношении масок с 18:00 до 06:00 в публичных местах и помещениях. Причем даже на открытом воздухе, если из-за скопления людей есть риск заразиться.

Не исключено, что дальше это может повлечь за собой опять запрет на перемещение как между регионами, так и между странами. Так что, если кто не успел в свой итальянский отпуск, тот пока что опоздал.

ШВЕЦИЯ — БЕЗ ЗАПРЕТОВ, НО С КАРАНТИНОМ

Одна из стран, которую можно поставить в противовес Италии, — Швеция. Она стала единственной страной в ЕС, где власти решили не вводить формальных жестких ограничений в связи с COVID-19, положившись на социально ответственное поведение граждан.

Как рассказал Корреспонденту Сергей Позний, проживающий в Швеции с 2015 года, очень быстро на карантинные меры отреагировал общественный транспорт. «За трафик отвечает одна компания — SL. Ей принадлежит общественный транспорт, и она управляет движением рейсовых автобусов, метро, трамваев и городских электричек. Наиболее заметные новшества касались автобусов. Традиционно пассажиры заходят через передние двери, мимо водителя, где размещены оплатные терминалы для проездных карточек (или можно было визуально показать водителю электронный билет)», — говорит Позний.

После введения карантина было запрещено использовать первые ряды сидений, пассажиры садились и выходили через средние и задние двери. К слову, в Украине все как раз наоборот: пассажиры выходят через передние двери и нередко контактируют не только с кондуктором, но и с водителем, который иногда даже пересчитывает свободные сидячие места.

Поскольку там, в середине салона, нет терминалов оплаты, заплатить за проезд можно было только смартфоном. Смысл заключался в обеспечении максимальной безопасности водителей общественного транспорта. Было запрещено ездить стоя. Также было рекомендовано садиться по одному пассажиру на пару сидений или через одного.

«В первые дни в часы пик наблюдалась несанкционированная перегрузка. Но довольно быстро проблема была устранена тем, что в пиковые часы на маршрут выходило больше транспорта и были сокращены интервалы. Как правило, в летнее время общественный транспорт в Стокгольме переходил на летний режим — на линию выходили короткие поезда электричек и метро. Этим летом оптимизация общественного трафика не наблюдалась. Также, что было ожидаемо, самоизоляция и переход на онлайн-работу существенно сократили пассажиропоток», — рассказал Позний.

Внешняя изоляция в стране де-юре не вводилась. Но был приостановлен безвизовый въезд и въезд по туристическим визам для неграждан Евросоюза.  Поскольку страны вокруг Швеции закрывали границы более жестко, то частично было ограничено паромное и авиационное движение, которое во время карантина со странами ЕС не прекращалось, хотя интенсивность рейсов существенно упала.

Ситуация с ограничением на пересечение шведской границы продолжает оставаться весьма жесткой — запрещены, как и в других странах Евросоюза, так называемые несущественные поездки. В Швеции ограничение было введено по 31 августа включительно, но его, скорее всего, продлят (см. Поездки — под запретом. Почти).

Что же касается ношения масок, то рекомендаций по этому поводу со стороны правительства не было. Больше того, по словам Позния, их нигде невозможно было купить. Приобрести маски удалось лишь в начале июля, и то не в аптеке, а в строительном магазине.

В ИСПАНИИ — ОДИН ИЗ ЖЕСТКИХ КАРАНТИНОВ В ЕВРОПЕ

Вторую половину марта и весь апрель 2020 года страна провела взаперти. Были закрыты все бизнесы, кроме продовольственных магазинов и аптек, больниц и полиции. Для наемных работников на это время была задействована государственная программа «временных пособий»: человек не работает, но и не уволен — числится в штате и получает пособие вместо зарплаты.

Как рассказал Корреспонденту гид по Барселоне Павел Кирилёнок, во время карантина из дома разрешалось выйти на работу и только при условии, что ее нельзя делать удаленно. А для того, чтобы выйти за продуктами или в больницу, или выгулять собаку, надо было заполнить специальный формуляр и строго следовать маршруту.

С начала мая началась двухмесячная стадия перехода к новой реальности — ограничения стали постепенно снимать, разрешая людям гулять все дальше от дома и сидеть в барах все большими компаниями.

Новая условно свободная нормальность продлилась совсем немного — буквально две-три недели. «Испанская общительность и любовь к семейно-дружеским посиделкам в небольших группах по 20-30 человек вкупе с неотработанной системой раннего диагностирования привели к появлению вторичных ростков коронавируса уже во второй половине июля», — говорит Кирилёнок.

В качестве компромисса было избрано повсеместное ношение масок и закрытие ночных увеселительных заведений. Благодаря этому удалось слегка сбить темпы роста числа инфицированных, но все равно Испания продолжает лидировать по количеству случаев в Европе, и на туристическом сезоне уже можно смело ставить крест: большинство стран ЕС не рекомендует, а то и запрещает своим гражданам ездить в Испанию.

Все это, как резюмировал Кирилёнок, катастрофически сказывалось и продолжает сказываться на экономике. Центр Барселоны похож на вечное воскресенье — большинство ресторанов, магазинов и кафе в туристической части города так и не открылись после карантина.

СЛОВАКИЯ И ПОЛЬША — СТРОГО, НО С ПОСЛАБЛЕНИЯМИ

В Словакии также вводили ограничения. Как рассказал Корреспонденту Антон Карпенко, проживающий в Братиславе, началось все с ношения масок, которое сразу стало обязательным. Были ограничения на посещения магазинов, соблюдение социальной дистанции, пребывание в маркетах не более 50 человек. Тогда, на первом этапе, по словам Карпенко, Братислава фактически опустела, потому что многие, когда офисы закрылись, просто разъехались по своим городам: «Было такое, что я выходил из дома в магазин и почти никого не встречал по всей округе. Зомбиленд. Кстати, поначалу носил балаклаву, потому что масок не было. Потом прислали бесплатный журнал. И с ним вместе — маску».

Процесс отмены ограничений начался с начала мая — открылись библиотеки, массажные кабинеты, салоны красоты, гостиницы и пансионаты. Через месяц, в начале июня, как заявил премьер-министр Словакии Игор Матович, отменили требование о прохождении 14-дневной домашней изоляции для тех, кто возвращается из стран ЕС, где зафиксирован небольшой риск заражения. А 12 августа власти объявили, что в Словакию пришла вторая волна пандемии коронавируса. Впрочем, речь о возвращении к жестким карантинным мерам пока не идет.

А вот в Польше для тех, кто вернулся извне ЕС или из стран, где прирост числа заразившихся высокий, самоизоляцию не отменяли. Как поделилась с нами Екатерина Киреева, проживающая с семьей недалеко от Варшавы, ее мужа после возвращения из Украины, посадили на самоизоляцию. Вместе с ним пришлось сидеть дома и его семье. «Мы живем в частном доме, здесь есть лужайка, где могут погулять дети. Еду привозят родители и друзья. Я не знаю, как бы мы смогли быть на изоляции в квартире. Но другого выхода нет. Штраф за нарушение этого режима — 30 тыс. злотых (что-то около 210 тыс. грн), а это довольно ощутимая сумма», — рассказала Киреева.

Во время жесткого карантина в Польше продолжал работать общественный транспорт, но при этом был введен ряд ограничений: соблюдение социальной дистанции, ношение масок в общественных местах, нахождение от водителей на расстоянии 1,5 м. Начиная с мая ряд этих ограничений был снят. В том числе сняли запрет на работу заведений общепита и многое другое. О возвращении к этим мерам в Польше пока не думают.

В ГЕРМАНИИ И БЕЛЬГИИ — МЯГКИЕ ЗАПРЕТЫ

Германия работу общественного транспорта не останавливала, но кафе и рестораны были закрыты. Исключения — те, что работали на вынос. А при посещении продуктовых, которые, как и торговые сети по продаже бытовой всячины, продолжали работать, разрешили находиться друг от друга на расстоянии 1,5-2 м. Но, как поделилась с Корреспондентом Катя Вейнблайт, дистанцию тогда соблюдали далеко не все. «Они подходили настолько близко, что просто диву давалась. Причем взрослые люди. Это было очень неприятно», — вспоминает она.

Послабление карантина началось в середине апреля. Именно тогда разрешили открыть магазины площадью до 50 кв. м. Тогда же разрешили прогуливаться по два-три человека.

В целом, учитывая, что немцы уже давно завоевали звание едва ли не самой законопослушной нации, введенные ограничения они выполняли довольно рьяно. Правила гигиены, направленные против коронавируса, в ФРГ продолжают считаться обязательными, в стране действует правило — ограничение на перемещения для районов, в которых число инфицированных в расчете на 100 тыс. жителей за последние семь суток превысило 50 человек. По состоянию на 17 августа таких районов в стране было 19.

В Бельгии, где локдаун начался 15 марта, также сначала было закрыто все, кроме продуктовых магазинов и аптек. Надо было соблюдать масочный режим, но, по словам Марины Кулаги, которая там постоянно проживает, тогда ощущался дефицит масок и ей пришлось их даже начать шить. В магазинах была установлена дистанция, но, поскольку в Бельгии такое понятие, как личное пространство, было всегда, ей не было сложно это делать.

Помимо всего прочего, с момента объявления национального карантина был введен запрет на выезд на своей машине за пределы своего населенного пункта. «Исключением была только поездка на работу. Должна быть бумага от руководителя компании, что данный человек должен ездить на работу. Например, предприятия в сфере производства продуктов и лекарств не закрывали на локдаун. На дорогах стояла полиция — останавливали авто и проверяли. Также можно было поехать в супермаркет за продуктами. Однако, если вы ехали в другой город, а те же самые магазины есть в черте вашего населенного пункта, вы должны обосновать свою поездку. Категорически было запрещено ходить в гости и принимать гостей (включая родителей или родных братьев-сестер). Было несколько случаев, когда соседи доложили в полицию, что пришли гости. И хозяева дома, и сами гости получили штрафы по 250 евро каждому», — вспоминает Марина.

Ослабление карантина в Бельгии началось в середине мая. Тогда же были открыты не только все магазины, но даже зоопарки и музеи. Правда, ограничения, что по двое от семьи нельзя посещать супермаркеты, действуют до сих пор. И даже действуют штрафы.

ТУРЦИЯ — ДА, НО НЕТ

В Турции с марта действовал жесточайший карантин. Давно и хорошо развитая дистанционная торговля, высокая доля неформальной занятости и многие другие местные особенности — все это дало возможность туркам более или менее комфортно пережить жесткий этап карантина. При этом главный авиаперевозчик не остановил полетов, хотя резко их сократил, а ближе к лету страна открыла двери для туристов.

Правда, не для всех — например, российских до начала августа не впускали. Реально даже в августе в Турции действует требование носить маску в публичных местах. Но людей в масках у лавок на старом рынке любого более или менее крупного города увидеть трудно. За его пределами, на улицах, в присутственных местах — носят. Потому что штраф несколько сотен долларов в эквиваленте.

Ресторанчики и кафе? Местный климат располагает к еде под открытым небом даже в осенние и зимние месяцы. Поэтому проблем нет — столики open air, также повсюду санитайзеры и салфетки, а столовые приборы, нарезанный хлеб и булочки подают в пакетах.

В туристических отелях — измерение температуры, разведенные стрелками по полу потоки людей, дезинфекция лежаков на пляжах и расстояние между ними — от 1,5-2 м. Ну и загрузка сейчас у отелей максимум на 30-40% — вынужденно, поток туристов действительно жиденький.

В аэропортах — фанатичное соблюдение санитарных норм: демонстративно часто и тщательно убирают. Тем не менее опасения есть, что поток туристов добавит инфицированных. Хотя сейчас наиболее посещаемы наименее заселенные области страны. Скажем, на Стамбул, Измир, Анкару и еще пару-тройку городов приходится примерно половина населения 80-миллионной страны. А курортные области усеяны небольшими и не особо плотно заселенными городками.

Как будет встречать вторую волну Турция? Жесткими административными мерами, скорее всего, как и весеннюю. Но уже во всеоружии — несмотря на все экономические проблемы, ВВП Турции в расчете на душу населения вдвое с лишним выше, чем у Украины, уровень медицины — весьма приличный, население — довольно молодое, то есть в зоне риска находится относительно небольшая часть местных жителей.