Корреспондент: Венецианские маски. Итоги Венецианского кинофестиваля
Жюри 68-го по счету Венецианского кинофестиваля во главе сДарреном Аронофски, режиссером Реквиемапо мечте, Рестлера и Черного лебедя, полностьюпроигнорировало многочисленных американских конкурсантов и отдало почти всепризы бескомпромиссному арт-хаусу. Такова основная фабула кинофестиваля, которыйв этом году проходил в самом артистическом городе Италии с 30 августа по 10сентября.
Золотой лев за лучший фильм достался сложносочиненному Фаусту Александра Сокурова. Последняяработа культового российского режиссера подытоживает его цикл о власти иприравнивает Гитлера, Ленина и императора Хирохито, героев предыдущих картин Молох, Телец и Солнце, кчеловеку, который заигрался с дьяволом.
Золотой лев за лучший фильм достался сложносочиненному Фаусту Александра Сокурова
Лучшим режиссером Мостры призналигражданина Китая Цая Шанцзюна за картину Людигор, люди моря. Неторопливая драма о злом каменотесе, разыскивающем убийцусвоего брата, стала фильмом-сюрпризом Венеции - ее название не раскрывалось допоследнего дня.
Специальный приз жюри взял Материк итальянца Эмануэле Криалезе -гуманистическое кино о жителях крохотного острова, чью жизнь осложняют туристыс большой земли и полумертвые нелегалы из Африки.
Награда за лучшую женскую роль занеимением других претенденток досталась китаянке Динни Йип, сыгравшейобитательницу дома престарелых в Простойжизни Энн Хуй. Медаль Osella за лучший сценарий увез в Грецию авторабсурдистской трагикомедии АльпыЙоргос Лантимос, сочинивший историю о сообществе болванов, которые заменяютубитым горем семьям их умерших родственников.
Одним из самых очевидных призов фестиваля стала награда за операторскую работу, доставшаяся Грозовому перевалу
Одним из самых очевидных призов фестиваля сталанаграда за операторскую работу, доставшаяся Грозовому перевалу - свежему прочтениюхрестоматийного произведения Эмили Бронте англичанкой Андреа Арнольд.
В новой киноверсии главный геройстал чернокожим, а многочисленные разговоры, которыми славятся классическиеэкранизации, заменили красивейшие бессловесные сцены с участием мокрой листвы,мертвых зайцев и колоритной йоркширской грязи.
Эксперты убеждены, что из всехлауреатов Венеции только у Грозовогоперевала и Стыда есть шансыпопасть в номинации на Оскар, что вочередной раз показывает, как далеки предпочтения жюри кинофестивалей класса Аот вкусов американских киноакадемиков.
Хороший немец
Главным открытием Мостры стал ирландский актер немецкогопроисхождения Майкл Фассбендер. Хорошо известный завсегдатаям Каннского кинофестиваляпо титулованным картинам Голод и Аквариум, он имеет все шансы выбиться взвезды международного масштаба именно после Венеции, где состоялись премьерысразу двух фильмов с его участием - СтыдаСтива Маккуина и Опасного методаДэвида Кроненберга.
Мастерское перевоплощениеФассбендера в сексоголика (Стыд), чейотлаженный график просмотра порно и встреч с проститутками нарушает приездмладшей сестры-певицы, принесло ему кубок Вольпи, которым в Венеции награждаются лучшие актеры фестиваля.
Мастерское перевоплощение Фассбендера в сексоголика (Стыд), чей отлаженный график просмотра порно и встреч с проститутками нарушает приезд младшей сестры-певицы, принесло ему кубок Вольпи
За свою не слишком долгую карьеруартист сыграл запоминающуюся эпизодическую роль в Бесславных ублюдках Квентина Тарантино, засветился в блокбастере Люди Икс: Первый класс, а на будущее унего запланирована главная роль в научной фантастике Прометей Ридли Скотта.
Но самые большие дивидендыФассбендеру сулит мейнстримовая биографическая зарисовка Опасный метод - о сложных отношениях Карла Юнга, Зигмунда Фрейда иих общей русской пациентки Сабины Шпильрейн.
Знаменитый Кроненберг (Видеодром, Голый завтрак), всегда считавшийся специалистом по патологиям разума, выбрал в качестве нового объекта исследования психоанализ
Знаменитый Кроненберг (Видеодром, Голый завтрак), всегда считавшийся специалистом по патологиямразума, выбрал в качестве нового объекта исследования психоанализ и создалскучноватую костюмированную драму с отменными актерскими работами, которой ужесейчас пророчат энное количество упоминаний в оскаровском шорт-листе.
Фассбендер здесь выступил в ролипедантичного Юнга, Вигго Мортенсен - игривого Фрейда, а Кира Найтли исполниланервную особу, которая стала причиной разлада между знаменитыми врачевателямичеловеческих душ.
Золотые старты
С первых же дней на острове Лидо, где традиционно проходит Венецианскийкинофестиваль, было не протолкнуться от звезд первой величины. Конкурсный забегначал некоронованный король Голливуда Джордж Клуни - основную программу открылаего четвертая режиссерская работа, лента Мартовскиеиды.
Клуни снял остроумное кино опраймериз (голосование, где выбирается один претендент от партии, который будет представлять ее набудущих выборах) кандидатов в президенты от Демократической партии США в стратегическиважном штате Огайо.
Конкурсный забег начал некоронованный король Голливуда Джордж Клуни - основную программу открыла его четвертая режиссерская работа, лента Мартовские иды.
Название картины отсылает кубийству Юлия Цезаря, соответственно во второй половине фильма включаетсятревожная музыка, и он превращается в политический триллер, центром которогостановится несовершеннолетняя стажерка. Нечистого на руку политика сыграл самКлуни, и после просмотра ему предложили баллотироваться в президенты США.
Еще больший ажиотаж вызвал приездна венецианскую Мостру певицы Мадонны, компенсирующей свои неудачи на актерскомпоприще (в 2000 году она получила Золотуюмалину как худшая актриса столетия) новым опытом в кинорежиссуре.
На Лидо поп-звезда презентовала костюмированнуюдраму W. E. о несчастливой в браке женщине, увлеченной историей любви принца ЭдуардаVIII и разведенной американки Уоллис Симпсон, ради которой он отрекся отбританского престола.
До того как фильм показалипрессе, он всерьез считался потенциальным оскаровским номинантом, но послепросмотра выяснилось, что винтажные платья и изысканные драгоценности прописаныв сюжете лучше, чем характеры и мотивации персонажей.
Нелепости фильма, среди которых - гватемалец Оскар Айзек в роли русского охранника по имени Евгений Колпаков, нисколько не испортили атмосферу восхищения тем, что королева попа спустилась к простым смертным.
Впрочем, многочисленные нелепостифильма, среди которых - гватемалец Оскар Айзек в роли русского охранника поимени Евгений Колпаков, нисколько не испортили атмосферу восхищения тем, что королевапопа спустилась к простым смертным. Тем более что публику в основноминтересовала дата выхода ее нового альбома.
В тот же день при полном аншлаге состояласьпремьера эксцентричной комедии РезняРомана Полански. Действие первой после освобождения режиссера из швейцарскойтюрьмы ленты разворачивается в замкнутом пространстве нью-йоркской квартиры.
Две благообразные семейные пары висполнении Джоди Фостер, Джона Райли, Кейт Уинслет и Кристофа Вальтца переходятна истерический крик и рукоприкладство, обсуждая, как один мальчик ударилдругого палкой по лицу. Несмотря на то что все четверо безбожно переигрывают, превращаяфильм в состязание талантов, Резня допоследнего дня числилась в венецианских фаворитах.
Кино для всех
Даже саркастический американец Тодд Солондз, всю своюкарьеру посвятивший персонажам с психическими и сексуальными расстройствами,снял и привез в Венецию относительно смирную комедию Темная лошадка - о великовозрастном бездельнике, которого свели вмогилу его фантазии.
На радость обычным зрителям своиновые фильмы в Венецию привезли американец Стивен Содерберг и швед ТомасАльфредсон.
В показанном вне конкурса триллереСодерберга Зараза звезды уровня МэттаДеймона, Джуда Лоу, Гвинет Пэлтроу и Марион Котийяр страдают от захватившегопланету смертельного вируса, который передается путем прикосновений. Фильмнемедленно окрестили "кашляющими друзьями Оушена" по аналогии со знаменитойтрилогией режиссера о вальяжных грабителях банков.
В показанном вне конкурса триллере Содерберга Зараза звезды уровня Мэтта Деймона, Джуда Лоу, Гвинет Пэлтроу и Марион Котийяр страдают от захватившего планету смертельного вируса, который передается путем прикосновений
Не менее внушительным актерскимсоставом хвастала экранизация остросюжетного романа Джона ле Карре Шпион, выйди вон!, собравшая весь цвет британскойактерской школы от Гэри Олдмана до Колина Ферта. Альфредсон, получивший мировуюизвестность после драмы о девочке-вампире Впустименя, снял безукоризненное ретро об интригах спецслужб времен холоднойвойны.
Единственная претензия, которуюможно предъявить его Шпиону, - безупречность.Его совершенство не нарушает даже сцена празднования Рождества, во времякоторой разведчики МИ-6 хором поют гимн Советского Союза с подачи Санта-Клаусав маске Владимира Ленина.
Как бы там ни было, критики,посетившие Мостру, сошлись во мнении, что в этом году в конкурсе доминировало зрительскоекино. Более того, некоторые из этих лент в начале следующего года могут статьоскаровскими номинантами.
Укротители львов
Лауреаты 68-го Венецианскогокинофестиваля
Золотой лев
Лучшийфильм - Фауст (Россия)
РежиссерАлександр Сокуров
Серебряный лев
Лучшийрежиссер - Цай Шанцзюнь
Людигор, люди моря(Китай)
Кубок Вольпи
Лучшийактер – Майкл Фассбиндер
Стыд (Великобритания)
РежиссерСтив Маккуин
Лучшаяактриса – Дина Йип
Простая жизнь (Китай, Гонконг)
РежиссерЭнн Хуй
Премия МарчеллоМастроянни
Лучшийактерский дебют – Шота Сометани и Фуми Никайдо
Крот (Япония)
РежиссерСион Соно
Премия Озелла
Лучшаяоператорская работа – Роб Райан
Грозовой перевал(Великобритания)
РежиссерАндреа Арнольд
Лучшийсценарий – Йоргос Лантимос
Альпы (Греция)
РежиссерЙоргос Лантимос
Лучшаядебютная работа
Ла-Ба (Италия)
РежиссерГуидо Ломбарди
Специальный призжюри
Материк (Италия)
РежиссерЭманэле Криалезе
Данныеlabiennale.org
***
Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь