Корреспондент: Картина в четыре руки. Интервью с художниками Синтией Марселле и Александром Ройтбурдом
Два художника-звезды, рожденных и творящих по разные стороны земного шара - в Бразилии и Украине, - перед открытием своих персональных выставок в столичном PinchukArtCentre набросали картину современного искусства, ответив на восемь одинаковых вопросов журнала Корреспондент в № 43 от 4 ноября 2011 года.
Синтия Марселле, 36 лет, Бразилия
1. Какбы вы объяснили неискушенному зрителю, что такое contemporary art?
- Ядумаю, что современное искусство - это явление, которое постоянно меняется. Нов любом случае это что-то, что переносит публику в другую ситуацию, в другоеместо.
Я не уверена, что [это краткое] объяснение прояснит все его многочисленные идеи, но ядумаю, contemporary art — это точка зрения. И она побуждает публику думать ичувствовать и способна изменить зрителя. Но и эта точка зрения тоже можетменяться: например, в зависимости от того, где вы находитесь, это значениеможет разрушаться, и та же работа в другом месте зазвучит совершенно по-другому.
2. Какбы вы охарактеризовали современное искусство своей страны?
- Например,у нас есть очень традиционное направление, стиль, который называетсянеоконкретизм. [Художественное движение вБразилии, возникшее как реакция на математическую точность в искусстве. Егоучастники вводили субъективные, символические и природные элементы и материалыв свои работы, а в форме предпочитали округлые, мягкие очертания]. Ониоткрыли мир искусства широкой публике, поскольку их эксперименты были болеечувственными, рассчитанными на эмоциональное восприятие.
3. Какбы вы охарактеризовали себя как художника и человека?
- [Как художнику] мне интереснее создаватьчто-то, что соотносится с данным конкретным пространством. Например, этуинсталляцию [она экспонируется сейчас вPinchukArtCentre] я создавала, вдохновившись пространством: я поначалуосмотрела зал, а затем, как бы под него, создавала то, что сейчас здесьнаходится [инсталляция Видеть, чтобыбыть увиденным, которая представляетсобой ковер, скрывающий под собой сформированный из пыли ландшафт].
[Акак человек] после того, как я создам какой-то объект и представлю егопублике, наблюдаю за реакцией людей, как они смотрят, дотрагиваются до моейработы, я начинаю думать о том, что вот, я это создала, я сделала эту вещь исейчас она принадлежит миру. И начинаю концентрироваться на своих мыслях изамечать силу этих вот размышлений - о творчестве. И тогда я ощущаю новыйприлив сил, новое вдохновение.
4. Какаясамая крупная сумма, за которою была продана ваша работа? Что это за работа игде она сейчас?
-Я думаю, это была работа, которую я сначала показывала в Кэмбервильскомколледже искусства в Лондоне, она называется The Same World Over [То же самое во всем мире, 2009], этобольшая черная доска [1,2 х 8,4 м], на которой мелом нарисованысимволы, написаны тексты, а под доской, как горы, возвышаются меловые кучи, какпейзаж.
Потом я экспонировала эту работу в [самом большом городе Бразилии] Сан-Паулу,и затем, кажется, она была продана куда-то в частную коллекцию в Америке. Но яне знаю точной суммы, сколько она стоила, это нужно спрашивать у моегоменеджера.
5. Какаясумма вам необходима для жизни на месяц?
-Сейчас, чтобы творить, мне нужно больше. Но для того, чтобы выживать… меньше,конечно, но я не знаю. Я, наверное, самый худший в мире человек в планеобращения с деньгами. Правда, не знаю.
6. Назовитепроизведение искусства, созданное не раньше начала ХХ века, которое вы считаетедля мирового художественного процесса знаковым.
- Сейчас я показываю одно свое видео в галерее в Очине, это рядом с моим роднымгородом, Бело-Оризонте, и эта моя работа экспонируется вместе с инсталляциейТомаса Хирчкорна [современный швейцарскийхудожник, знаменит "мусорными" инсталляциями и скульптурами в виде манекенов,утыканных гвоздями]. Его работа называется Restore Now [Восстановить сейчас, сложная инсталляция на философские темы].И я думаю, все его работы очень репрезентативны для этого периода.
7. Небудь вы ограничены в средствах, стали бы вы коллекционировать предметы искусства?Если да, то что именно? Если нет, то на что бы тратили деньги?
- (Улыбается.) Я бы точно коллекционировала искусство, но не ради инвестиций, а чтобынаходиться среди произведений искусства, жить с ними, и я думаю, это было бычто угодно - картины, скульптуры, инсталляции. Мой выбор зависел бы от моегонастроения, от того, какое влияние оказывает на меня это произведение искусства.
8. Каквы думаете, каким будет искусство будущего?
8.(Улыбается.) Я думаю, об этом мы должны спросить колдунью с хрустальным шаром.Никто этого не знает, никто не может предвидеть.
Александр Ройтбурд,50 лет, Украина
1. Какбы вы объяснили неискушенному зрителю, что такое contemporary art?
- Какрассказать человеку, который начал смотреть фильм на 265-й серии, как всеначалось и как к этому пришло? Кто потерял память, кто от кого родил ребенка,кто с кем кому изменил? Это сложно, надо смотреть сначала. Либо восприниматьвсе таким, как есть.
Вряд ли у неискушенного зрителя врезультате объяснения появится понимание. Да и понимание, наверное, не обязательно.Гораздо важнее приятие и привычка. Просто надо снять установку "все непонятноераздражает". Ведь когда раздражает, сразу включается агрессия. Вот эту агрессиюнадо выключить, и все будет нормально.
2. Какбы вы охарактеризовали современное искусство своей страны?
- Ононе сильно отличается от мирового. Мы те же люди, слушаем ту же музыку, смотримте же фильмы, едим те же продукты. А основное отличие связано с тем, что у насостатки старой советской системы функционирования искусства, поэтому какие-тоопределенные виды художественной активности остаются совершенноневостребованными.
Унас жлобское государство, поэтому бюджет на культуру - в рамках статистическойпогрешности [то есть до 7%] и уходитв основном не на культуру, а на какую-то ее имитацию. Нет серьезно финансируемыхгосударством кураторских проектов, которые бы позволяли создавать новые формы,большие скульптуры, инсталляции.
Мариновать все это в мастерской художникне имеет возможности, поэтому доминирует в современном искусстве Украиныживопись. Не сказал бы, что это хорошо, хотя сам я люблю живопись. Не чувствуюсебя по этому поводу ущемленным, но в свое время, если бы были реальные механизмы,я бы реализовался другим образом.
3. Какбы вы охарактеризовали себя как художника и человека?
- Пустьменя другие описывают, что же я буду сам себя описывать. Правда, это, наверное,будет в каком-то отдаленном будущем, меня уже, очевидно, не будет в живых, такчто поспорить я не смогу, придется мириться с тем, что напишут. (Смеется.) <…>.
Я ощущаю себя гражданином мира, но какгражданин мира я живу здесь, здесь мое окружение, культурная среда, в которой яфункционирую, друзья, единомышленники и оппоненты. Можно говорить о моемпроисхождении [еврейских корнях] илио том, что я говорю по-русски, но это же не делает меня гражданином России илиИзраиля. Я украинский художник.
Хотя моя родина - прежде всего культура.А в ней границ нет. И [итальянскогохудожника Микеланджело де] Караваджо или [испанского художника Пабло] Пикассо я ощущаю больше своимисоотечественниками, чем Президента [УкраиныВиктора] Януковича.
4. Какаясамая крупная сумма, за которою была продана ваша работа? Что это за работа игде она сейчас?
- Это продажа в 2009 году на аукционе Phillips de Pury & Co, там за$ 97 тыс. с копейками [картинаПрощай, Караваджо!]. Но это была собственность галереи, потом они выставили этона аукцион. Я не помню все переходы из рук в руки, но в результате получиласьтакая цифра. Ну, хорошо, что получилась, но меня она напрямую не коснулась.(Улыбается.)
Насколько я знаю, купил еебизнесмен, живущий в Германии, вроде бы украинец.
5. Какаясумма вам необходима для жизни на месяц?
- Знаете, у меня нет верхнего предела. <…>. Я люблю маленькие радости -вкусное вино, сыры. Люблю делать приятное окружающим меня людям, в частностиженщинам, друзьям. Заплатить за кого-то в каком-то заведении. То есть, наверное,это тысяч пять [долларов]. Если непутешествовать.
(Раздаетсяголос его жены из другой комнаты.) А, нет. Вот моя любимая женщина любит Rick Owens,английский бренд одежды. Значит, больше получится. (Улыбается)
6. Назовитепроизведение искусства, созданное не раньше начала ХХ века, которое вы считаетедля мирового художественного процесса знаковым.
- Искусство это не спорт и не рейтинг вроде ТОП-10лучших картин. Это все тонкие вещи, с каждым произведением зритель так илииначе входит в резонанс. Нельзя ведь сказать, что Джоконда для искусства - тоже самое, что законы Ньютона для науки. Тут нельзя провести аналогий пофундаментальности.
7. Небудь вы ограничены в средствах, стали бы вы коллекционировать предметы искусства?Если да, то что именно? Если нет, то на что бы тратили деньги?
- Я бы коллекционировал искусство, очень непохожее на то, что делаю я. Это я исам могу сделать, для меня это не является загадкой. Я бы покупал работы исовременные, и старые. Я всеяден - люблю разное искусство, от народногопримитива до высокого Возрождения. Но вряд ли я бы стал скупать Леонардо [да Винчи], он редко на рынке появляется.(Смеется.) Вот недавно купилколлекцию японских гравюр конца XVIII - начала XIX века. Иногда раскладываю,любуюсь.
8. Каквы думаете, каким будет искусство будущего?
- (Улыбается.) Этот вопрос лучше было быадресовать [легендарной болгарскойясновидящей] бабе Ванге, но, к сожалению, она умерла. Прелесть историиискусства в том, что в ней сложно прогнозировать, проследить какую-то логикуразвития и сказать: дальше будет то-то. А вдруг не будет? Предсказывать здесьневозможно. И не нужно. Бесполезное занятие.
***
Этот материал опубликован в №43 журнала Корреспондент от 4 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь