Оккупанты преследовали волонтеров и скрывали масштабы трагедии – расследование подрыва Каховской ГЭС
Команда отдела расследований издания Kyiv Independent в своем документальном расследовании "Когда вода кричит" раскрыла преступное бездействие оккупационных властей на левом берегу Херсонщины после подрыва Каховской ГЭС в июне 2023 года.
В ходе расследования журналисты собрали более пятидесяти свидетельств очевидцев, родственников погибших и волонтеров, участвовавших в спасении людей на оккупированных территориях или находившихся в затопленных районах.
Согласно свидетельствам очевидцев, первые сутки после катастрофы прошли без каких-либо сообщений об эвакуации со стороны оккупационных властей. Спасатели, подчиненные России, прибыли только спустя несколько дней. Местные жители, организовавшие спасение через Telegram-чаты, стали основными координаторами эвакуации. Однако российские военные ограничивали их доступ к затопленным районам, конфисковывали лодки и угрожали волонтерам.
В ходе расследования был зафиксирован случай исчезновения мужчины, который помогал эвакуировать людей.
Ликвидацией последствий катастрофы на оккупированной территории занимался Андрей Алексеенко, назначенный на этот пост так называемым "губернатором" Владимиром Сальдо. Алексеенко, бывший мэр Краснодара и экс-руководитель оккупационной администрации на Харьковщине, лично сопровождал российских чиновников в затопленные районы Херсонщины.
Местное МЧС на момент катастрофы возглавлял Иван Павленко, генерал-майор внутренней службы РФ, который отвечал за ликвидацию чрезвычайных ситуаций в России.
Журналисты провели анализ документов, показывающих, как с аналогичными чрезвычайными ситуациями справлялись органы власти в России и на оккупированных территориях. Согласно данным, в Херсонской области было в восемь раз меньше спасателей и в восемнадцать раз меньше спецтехники, чем в Ивановской области России, схожей по площади.
Следователи также подчеркнули, что оккупационные власти сознательно занижали количество погибших. Через год после подрыва плотины Владимир Сальдо сообщил лишь о 60 погибших, тогда как по оценкам очевидцев и волонтеров, число жертв могло достигать нескольких сотен.
Кроме того, журналисты собрали доказательства попыток скрыть масштабы трагедии. В Алешковской поликлинике медикам запретили выдавать свидетельства о смерти, а тела погибших вывозили из больницы.
Родственникам погибших часто не сообщали место захоронения, а тела жертв вывозили в другие населенные пункты, включая Олешки, Голую Пристань, Скадовск, Геническ и Каланчак.
Напомним, на Херсонщине патрульные попали под дроновую атаку во время эвакуации больного (видео). В Херсонской области во время эвакуации больного патрульные попали под атаку российского дрона.