ВЗГЛЯД: "Все помнят о Тимошенко"
В четверг в Варшаве открылся двухдневный саммит стран – участницевропейской программы "Восточное партнерство". В ходе встречи планируетсяпринять декларацию о "европейских ожиданиях", в соответствии с которой могли быбыть учреждены зоны свободной торговли со странами, входящими в программу.
Ожидается, что лидеры стран ЕС предложатпостепенную интеграцию восточных стран, причем, согласно оценкам аналитиков,наиболее благоприятная ситуация в этом отношении складывается с Украиной.Польша уже заявила, что неизменно будет поддерживать европейские амбиции Киева.
На фоне кризиса и событий в арабском мире проблемы восточных соседей отходят для большинства членов ЕС на второй план
В Варшаву прибыли президенты Грузии, Азербайджана, Армении,Украины и премьер Молдавии. Президент Белоруссии Александр Лукашенко саммитпропустит – Евросоюз по-прежнему не пускает его к себе из-за жестких гонений наоппозицию: три бывших кандидата в президенты Белоруссии по-прежнему находятся втюрьме, некоторые другие политзаключенные освобождены, однако до сих пор нереабилитированы.
В Варшаву, правда, был приглашен министр иностранных дел страныСергей Мартынов, однако он не воспользовался этим предложением, чем вызвалпубличный гнев Польши. Белоруссию представляет в итоге ее посол Виктор Гайсенк.
Из тяжеловесов Евросоюза прибыла лишь канцлер Германии Ангела Меркель, которая, по неофициальным данным, намерена встретиться в Варшаве с белорусской оппозицией
С Запада в Варшаву приехали тоже не все лидеры. В частности, егопроигнорировали главы Франции, Италии и Великобритании. Впрочем, и на прошлыйсаммит Партнерства в 2009 году они также не приезжали. Из тяжеловесовЕвросоюза прибыла лишь канцлер Германии Ангела Меркель, которая, понеофициальным данным, намерена встретиться в Варшаве с белорусской оппозицией.
О том, каковы перспективы Восточного партнерства и наскольковообще Запад интересуется сейчас делами Востока, корреспонденту газеты ВЗГЛЯДрассказала аналитик Польского института международных дел Анна-Мария Дынер.
ВЗГЛЯД: Анна, в рамках программы на шесть стран уже выделено на 2009–2013 годы600 млн евро. Возможны ли по итогам этого саммита новые серьезные денежныевливания? Насколько интересуется сейчас Западная Европа своими восточнымисоседями?
Анна-Мария Дынер: Конечно, на фоне финансового кризиса и событий варабском мире проблемы восточных соседей отходят для большинства членов ЕС навторой план. Однако не стоит забывать о таких странах, как Польша и Швеция,которые имеют либо общую границу с восточными партнерами, либо экономическийинтерес на этих рынках. Естественно, что для них программа остается актуальной.
Тот факт, что лидеры Франции, Великобритании и Италии не будут насаммите, говорит о том, что для них решить внутренние проблемы своих странважнее, чем вникать в трудности соседей. Это логично, поскольку без этогопроводить и эффективную внешнюю политику тоже будет крайне сложно.
ВЗГЛЯД: Есть ли смысл для участников ВП сейчас стремиться вЕвросоюз, который сам испытывает серьезные трудности? Насколько вероятно, чтоэти страны попробуют переориентироваться на Китай, где больше свободных денег?
А. Д.: Дело в том, что ни одна страна, кроме, можетбыть, Грузии и Молдавии, не готова к экономической интеграции с ЕС. Пока речьидет только о партнерстве, которое подразумевает политическое и экономическоесотрудничество. В первую очередь это касается возможной отмены виз длявосточных партнеров, а также программ по обеспечению безопасности в Европе иторговых соглашений.
Что касается Китая, то восточные страныпостепенно входят на рынки этой страны, но это не критично ни для ЕС, ни дляРоссии. Большую опасность для России может представлять сотрудничествоБелоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза, если оно пойдет напрямую,через голову Москвы.
ВЗГЛЯД: План Восточного партнерства в свое время внесразлад между Россией и Евросоюзом, поскольку Москва увидела в создании новогоблока попытку вытеснить ее из исконной сферы влияния. Вслух лидеры ЕСопровергали такую догадку, но, как выяснилось недавно, они тогда лукавили. СайтWikileaks в начале сентября обнародовал переписку американских изападноевропейских дипломатов, которая доказывает, что Москва была права. По-вашему,программа по-прежнему косвенно направлена против России?
А. Д.: Это не совсем так. Россию привлекали в этотпроект. У нее до сих пор есть возможность участвовать в некоторых его аспектах.Речь не идет о перераспределении влияния. Для Евросоюза важна экономическая иполитическая стабильность в соседних с ним странах. Такое сотрудничество можетэто гарантировать.
ВЗГЛЯД: Глава МИД Польши Радослав Сикорский предупредил, чтона саммите обсудят идею экономической интеграции ЕС с Молдавией и Грузией. Чтоэто может означать для этих стран на практике? Что, снизятся торговые барьерымежду этими республиками и ЕС?
А. Д.: Это вопрос будущего. На саммите конкретныхрешений по снижению экономических барьеров принято, скорее всего, не будет. Темне менее это создаст предпосылки для того, чтобы в перспективе они смогли веститорговлю без существующих ныне барьеров. Больше пока рассчитывать не на что: всложившихся экономических условиях ЕС вряд ли сможет инвестировать винфраструктуру восточных соседей.
ВЗГЛЯД: Каковы шансы Украины на саммите прийти к компромиссус ЕС? Дело Тимошенко уже перешло для ЕС в разряд принципиальных, илисотрудничество с Киевом по другим вопросам еще вполне возможно?
А. Д.: Не думаю, что на саммите будет обсуждатьсясудьба Юлии Тимошенко. Однако все помнят об этом, что наложит отпечаток напереговоры по экономическим вопросам, в том числе о выделении кредитов. Особыхизменений в этом смысле я не предвижу.
ВЗГЛЯД: Сикорский раскритиковалсвоего коллегу из Белоруссии Сергея Мартынова, который прислал вместо себя насаммит даже не заместителя, а лишь посла Белоруссии в Варшаве. Свидетельствуетли это о том, что Лукашенко вновь дает понять, что не намерен во всем идти наусловия ЕС. В начале сентября, например, он пообещал Западу к концу месяцаотпустить всех политзаключенных...
А. Д.: Белорусские власти понимают, что если они хотятвосстановить диалог с Евросоюзом, тогда в стране не должно быть никакихполитзаключенных. Тот факт, что Мартынов не приехал вВаршаву, говорит лишь о том, что Минск в очередной раз упустил возможностьобъяснить свои действия в этой сложной политической ситуации, которая сложиласьпосле президентских выборов. Конечно, это негативно повлияет на то, какбелорусская сторона будет восприниматься на международной арене.
ВЗГЛЯД: Какой же на этом фоне может быть дальнейшая судьбаВосточного партнерства?
А. Д.: Будущее программы зависит от того, сколько будетвыделено ЕС на программу и будут ли страны декларировать, что они хотятсотрудничать. Наибольшего успеха на пути интеграции с ЕС добилась Молдавия. Всвою очередь Польша, возможно, станет выделять больше финансов на проекты врамках Восточного партнерства.
***