Корреспондент: Контракт с властью. Интервью с Валерием Хорошковским

Первый вице-премьер Валерий Хорошковский в интервью Ксении Карпенко в № 37 журнала Корреспондент от 21 сентября 2012 года, - о вреде дела Юлии Тимошенко, журналистике на телеканале Интер и тройке своих могучих друзей

Корреспондент: Контракт с властью. Интервью с Валерием Хорошковским
Корреспондент

Если судить по Валерию Хорошковскому, первому вице-премьер-министру,Украина - страна больших возможностей. Иначе как объяснить тот факт, чточеловек, который начинал свой трудовой путь на закате СССР рабочим на заводе иводителем в зоопарке, за годы независимости Украины вырос в бизнесмена сактивами на сумму $ 600 млн (оценка журнала Корреспондент, 2011 год) и третьегопо рангу чиновника в стране после Президента и премьера?

Теперь от Хорошковского зависит, с какой скоростью страна движетсяв Европу и в каком состоянии будут находиться государственные финансы инациональная экономика - эти ключевые направления он курирует в Кабмине.

Мне не нужно никому доказывать, что я умею достигать поставленных целей

Общаясь с Корреспондентом, чиновник, который не балует СМИсвоим вниманием, показал себя человеком опытным. Он несколько раз передвигал стулв одном из залов Ливадийского дворца, добиваясь того, чтобы на него выгоднопадал свет во время фотосъемки. А когда место наконец было найдено,Хорошковский приятно поразил тем, что в общении с прессой держался свободно ираскрепощенно, не смущаясь никаких вопросов.

С неизменной улыбкой на лице Хорошковский говорил на профессиональныеи личные темы. Первый вице-премьер сразу же очертил три направленияевроинтеграции, над которыми он работает, - ассоциация с ЕС, безвизовый режим иЗона свободной торговли - и перешел к более острым вопросам.

- Здесь, на форуме YES, неизменно поднимается вопрос: Запад илиВосток? С кем все-таки стоит сотрудничать Украине - с Россией или Европой? Какответит на этот вопрос человек, который, с одной стороны, позиционирует себякак госменеджер международного уровня, а с другой - имеет бизнес-интересы в России.Вы ведь владеете 3 % акций российской компании Euraz…

- Если говорить о различных странах, где, возможно, у меня былиили остаются бизнес-интересы, то надо было бы тогда расширять географию.

Я как государственный менеджер много раз говорил, что я -человек контракта. А когда у меня контракт, в данном случае - с правительством,я готов жертвовать любыми интересами. В обратном случае мне пришлось бы уходитьс поста. Но в этом вопросе ставить Украину на Рубикон - это неправомерно.Потому что если мы говорим о глобализации, то мы говорим о стирании границ вовсех смыслах этого слова. Поэтому Украина, безусловно, идет только европейскимпутем. Думаю, что в этом смысле дискуссии даже не могут возникать.

Другой вопрос: насколько мы быстро идем, насколько мы пребываемв режиме постоянного движения? Мы находились 70 лет в составе Союза, и теперьот нас требуют пройти все препятствия, которые другие демократии проходили200-300 лет. Должна быть определенная доля терпения. Но то, что мы будем идтиевропейским путем, - в этом нет сомнений. Знаете почему? Потому что населениетак хочет. Ведь до 60% наших людей видят себя в составе Объединенной Европы. Немогут политики, если они хотят быть успешными, двигаться против желания людей.

- Вы работали вовласти при премьере Юлии Тимошенко и еще более укрепили свои позиции при ееоппоненте - Президенте Викторе Януковиче. Как вам это удалось?

- Я не работал во власти с Тимошенко, но был висполнительной власти, будучи главой Таможенного комитета, а это не член правительства.В таком случае можно говорить, что я работал и в команде Леонида ДаниловичаКучмы.

Кроме как востребованностью профессионалов, я никак не могу этообъяснить. Я себя позиционирую именно таким образом: я знаю что, и я знаю как.Но самое главное, мне не нужно никому доказывать, что я умею достигать поставленныхцелей.

А почему сохраняются хорошие отношения? Думаю, потому чтоони строятся на порядочности и договоренностях, которых я всегда придерживаюсь.Я стараюсь никогда не подводить людей - ни в политике, ни в бизнесе, ни вличных отношениях.

- Несколько лет назад вы критиковали Николая Азарова, называяметоды его работы “азаровщиной”. Теперь вы трудитесь под началом этогочеловека. Как миритесь с “азаровщиной”?

- Ошибаетесь, это слово было запущено не мной, а [работавшейв том же правительстве нынешним депутатом-регионалом] Инной Богословской. Ко мнеоно не имеет никакого отношения. Тем не менее, если вы спрашиваете овзаимоотношениях, то здесь не о чем говорить. Есть состояние подчиненности:когда ты работаешь в команде, то не думаешь о том, как критиковать членов этой команды.Я работаю в рамках поставленных задач, стараюсь достигать целей с учетом техвозможностей, которые есть.

- Фундамент нынешнихпроблем Тимошенко был заложен, по сути, с вашей легкой руки: вы отказалисьрастаможить газ RosUkrEnergo в пользу НАК Нафтогаз, чего хотела Тимошенко-премьер.Сейчас лидер БЮТ отбывает наказание, и тоже по газовой теме. Заслуживает ли онатакого строгого наказания? Страна понесла имиджевые потери от процесса надТимошенко.

- Не мне отвечать навопрос о наказании. Только суд может определить, есть ли состав преступления, ипринять решение о степени вины и мере наказания. Тут другое: дело Тимошенко влияетне только на имиджевую составляющую, но и на темп нашего продвижения в Европу.

Даже если представить, что завтра мы решим все проблемы, называемые нашими партнерами “избирательным правосудием”, это совсем не означает, что Украина станет ближе к Евросоюзу

Безусловно, мы не можем сбрасывать этот вопрос со счетов. Когдамы разговариваем об этом с европейскими коллегами, то видим, что дело Тимошенко- это проблема. Но у нас также огромное количество вопросов, которые стоят наповестке дня. Даже если представить, что завтра мы решим все проблемы, называемыенашими партнерами “избирательным правосудием”, это совсем не означает, чтоУкраина станет ближе к Евросоюзу. Это значит лишь, что исчезнут определенныепредостережения.

На данный момент мы находимся на стадии принятия техническихрешений [по сближению с ЕС] в рамках законодательных и исполнительных процедур,поэтому нельзя стоять и ждать, необходимо продолжать работать. Чем я,собственно, и занимаюсь.

- Как бывшего главуСБУ вас не смущает, что Тимошенко и экс-глава МВД Юрий Луценко получили по полнойза то, что можно вменить в вину многим нынешним членам Кабмина? И не считаетели вы, что так называемые вышки Юрия Бойко [скандал с закупкой подчиненнымиминистра топлива и энергетики нефтедобывающих вышек по высоким ценам у офшорныхфирм], как и “солнечная энергия Андрея Клюева” [лоббирование влиятельнымрегионалом Клюевым интересов солнечной энергетики, с которой связана его родня]- это повод хотя бы для публичного расследования, чтобы как минимум отбелитьимидж власти, доказав, что коррупционных интересов в этих темах нет?

- Тут речь не идет об отбеливании или не отбеливании имиджа власти,это неправильная постановка вопроса. Ведь если есть преступление, должно бытьнаказание. Перечисленные вами вопросы уже изучались, и официальные ответы,которые мне приходилось видеть, в том числе и как руководителю СБУ, говорили отом, что в этих действиях не было состава преступления. Помню, что прокуратурапровела проверку и сделала выводы. Соответственно, тема закрыта.

- Оппозиция частожалуется, что политика телеканала Интер, принадлежащего вам, подконтрольнаАдминистрации Президента. В частности Игорь Шувалов, политтехнолог и консультантглавы АП Сергея Левочкина, якобы лично утверждает список гостей политическихшоу и характер подачи сюжетов. Это правда? Какова степень вашего влияния нателеканал?

- Если бы я имелкакое-то влияние на Интер, это было бы заметно. Меня же никто не обвиняет в том,что я влияю на телеканал. И это мой осознанный выбор. У меня [каналом]управляют менеджеры, которые занимаются всеми вопросами. Даже больше скажу: онименя иногда просят, чтобы я был больше вовлечен в процесс. Но я не могу в силутого, что я на госслужбе, да и времени на это нет. Я даже не понимаю, в какоевремя суток я должен это делать.

Теперь дальше. Интер достаточно популярен, это известный факт.Кроме того, все исследования, которые были проведены, в том числе инезависимыми исследовательскими центрами, говорят о том, что пресса ителевидение являются институтом, пользующимся наибольшим доверием у народа. РазИнтер смотрят, видят действительность и не выражают недоверия, значит, мыотображаем происходящее в реальном свете. А дальше вопрос личных интерпретаций:кому-то нравится такая позиция, кому-то - другая.

Раз Интер смотрят, видят действительность и не выражают недоверия, значит, мы отображаем происходящее в реальном свете

Но главная задача - предоставить площадку для высказываний, ане оттенять того или иного политика или чиновника. Более того, я считаю этонедостатком системы, что нашим законодательством не закреплены обязательныедебаты, вплоть до того, что за отказ от дебатов следует снимать кандидата илиполитсилу с выборов. Ведь на сегодняшний день у телеканалов другая проблема:можно пригласить кандидата, но если на прямой эфир кто-то не приходит, у менясрывается в сетке полторадва часа. И что мне с этим делать тогда?Соответственно, каналы не берут на себя такие риски. Поэтому, если бызаконодательством были закреплены дебаты, мы бы предоставили им прайм-тайм.

Массмедиа в предстоящих выборах играют одну из ключевыхролей как знак того, что они [выборы] проходят в Украине демократично. Конечно,совершенству предела нет, но все-таки я бы воздержался от жестких оценок. Ксчастью, есть люди, которые не хотят вовлекаться в игры, которые желательны дляполитсил. Я бы сказал так: относитесь спокойно к тому, что говорят.

- Вы не участвуете ввыборах, зато в парламент идут едва ли не все члены Кабмина, включая Азарова.Не значит ли это, что он освободит место и вы можете получить пост премьера?

- Я строю профессиональную карьеру, а не политическую. Вэтом смысле депутатский мандат мне на данный момент просто не нужен.

Это тот уровень, когда не имеет значения, куда [идти], новажно то, как ты исполняешь обязанности в команде.

- Какие отношения связывают вас с главой АП? И существует лигруппа Левочкин - Хорошковский - Фирташ - Бойко, готовая конкурировать по влиятельностис такими регионалами, как Ринат Ахметов и Ко?

- Если под понятием “группа” подразумевается общий лоббизм интересов,то нет. Потому что я в газовый бизнес не вовлечен вообще - у меня нет там ниинтересов, ни денег, ни вопросов. Более того, я как госменеджер заинтересован вснижении цен и регулировании тарифов - в понимании свободного доступа к трубе,диверсификации источников и так далее.

Я действительно нахожусь со всеми, кого вы перечислили,  в дружеских отношениях. Но мы никогда непроводим оперативных совещаний, мол, “а что же нам надо?”, “где наши общие интересы?”или “как мы будем с кем-то бороться?”. Это абсурд, такого никогда не было. Вфутбол играем, в волейбол играем.

- Вместе в рестораны ходите?

- Нет.

- А у кого собираетесь?

- Когда поиграть в волейбол - то на волейбольной площадке.(Улыбается.) Когда у кого-то день рождения, то дома у именинника. Нет явновыраженного интереса, о котором мы здесь говорим. Хотя названную вами четверку,если быть честным, можно расширить.

- Кем?

- Не могукомментировать, так как будут и дальше про “группу” придумывать. Просто скажу,что это весьма гиперболизированная точка зрения о том, что есть некая группа собщими интересами, которая их жестко отстаивает вопреки государственным. Я однозначноговорю, что такого нет. И если бы я чувствовал расхождение задач и интересов, -тех, которые ставит правительство, с которым у меня контракт, и интересов техлюдей, которых вы перечислили, я бы тогда в этом [в “группе”] не участвовал.

- Вы начиналислесарем на заводе, позже работали водителем в зоопарке. Ныне являетесь однимиз самых богатых украинцев и представителем высшего эшелона власти. Какие вашиличностные качества послужили залогом успеха?

- Все мои рабочиеспециальности - их более, чем две, - были приобретены до [службы в] Советскойармии.

Я абсолютно осознанно прекратил поступление на философскийфакультет сразу после школы, хотя окончил ее на четыре и пять. В то время дляпоступления необходимо было два года стажа или служба в войсках. Я пошел работать,так как мне хотелось самостоятельности - в частности и от родителей, которые намомент принятия решения [отложить поступление в вуз] были в отпуске. Они былипотом в шоке, что я иду в армию и не поступаю.

Первые мои попытки самостоятельности свелись к тому, что яработал на заводе Арсенал [киевское оборонное предприятие]. Я сразу понял, чторабота от звонка до звонка это тяжело и это не мое. И тогда я пошел готовитьсяк армии - сдал на водительские права. И так как до армии оставалось всегочетыре месяца, а бездельничать я не хотел, пошел работать водителем. Иблагодарен этому труду, потому что люблю водить машину и чувствую с ней родстводаже по сегодняшний день.

- Какая любимая марка автомобиля?

- Так вопрос уже не стоит для меня. Я недавно был в командировкеи с истинным удовольствием почувствовал, что такое электромобиль. Мне показали,что такое Nissan Leaf [японский серийный электромобиль], я уверен, что заэлектромобилями будущее. А так… Мне трудно говорить о любимом автомобиле. Навыходных я всегда за рулем сам, а так как должность обязывает соблюдать определенныемеры предосторожности, то использую бронированный Mercedes-Benz.

- Вы известны тем,что внимательно относитесь к своему внешнему виду. Говорят, что каким бынапряженным ни был график, у вас всегда в расписании дня есть спортзал, даже еслиради его посещения надо встать очень рано.

- Сегодня в полшестого[утра] я свой километр уже проплыл. (Интервью проходило в 12:00.) Не могусказать, сколько времени уделяю спорту, но он - важная составляющая моей жизни.

- Как отдыхаете?

- Для меня в этом вопросе главное - смена обстановки. Люблю горныелыжи, выезды на яхте, спортивные соревнования - все то, что заставляет сознаниеотключаться. В противном случае находишься в состоянии постоянного думания. Ксожалению, за неделю не удается переключиться. Этим летом я был на ЛазурномБерегу во Франции, неделя прошла быстро.

- Что делает вассчастливым?

- Я счастлив в те моменты, когда вся семья собирается вместе[у Хорошковского трое детей, двое старших сыновей учатся в Великобритании].Наверное, с возрастом приходит понимание того, что происходящее нужно восприниматьс долей иронии и более спокойно. Если воспринимать себя слишком серьезно, тостанет плохо. (Улыбается.) Вот недавно был в Черновцах. Там Владыка Лонгин [священнослужитель]усыновил 400 детей - когда на них смотришь, испытываешь счастье, пусть и со слезамина глазах.

***

Этот материал опубликован в №37 журнала Корреспондент от 21 сентября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK