Торги начались. Какие посты делят во власти
Самые желанные лоты — министерские кресла и кабинет главы Нацбанка. Подготовка госбюджета на 2018 год выходит на финишную прямую, что наполняет торги финансовым смыслом, пишет Валерий Литонинский в №33 Журнала Корреспондент.
Верховная Рада не стала долго раскачиваться и на первой же сессионной неделе одобрила масштабную образовательную реформу. С тем, что наскоро успели принять депутаты, предстоит разбираться еще долго, причем не только внутри страны, но и на международной арене — соседи уже негодуют, причем даже западные, а не восточные.
Уже 15 сентября в Раду поступит проект государственного бюджета на 2018 год. Главная смета страны на будущий год поможет депутатам охотнее голосовать за кадровые вопросы, которые остаются на повестке дня.
Президент говорит
Еще одним важным событием первой осенней парламентской недели стало выступление Президента Петра Порошенко с ежегодным посланием об основах внутренней и внешней политики. В полуторачасовом спиче глава государства признал, что страна находится на пороге очередной избирательной кампании, и обозначил свои приоритеты в ней.
Порошенко настаивает на том, что следующие выборы состоятся в 2019 году, и никаких досрочных гонок не будет. При этом он окончательно отсек разговоры о возможной политической реформе и переходе к парламентской республике, которые циркулировали в украинском политикуме последние месяцы. В очередной раз менять Конституцию Порошенко не намерен, даже если кому-то хочется обрезать президентские полномочия. А преемнику обещает передать пост главы государства ровно с теми полномочиями, с которыми принял. «Я никогда не соглашусь с предложениями забрать у людей право избирать президента и передать это право парламенту», — на этих словах Порошенко дискуссию о переходе к парламентской республике в стране можно закрыть.
Главным сторонником такой политической реформы была партия Народный фронт и ее лидер Арсений Яценюк. Категорический отказ Порошенко — это такое неявное приглашение в адрес союзников из Народного фронта. Соратникам Яценюка предложено тем самым перейти к обсуждению перспектив объединения в единую политическую силу.
Приближение выборов и активное финансирование оппозиционеров со стороны оппонентов нынешней власти будет стимулировать проправительственные политсилы договариваться быстрее. И потому торги за квоты в новом объединении получили новый импульс.
Также Порошенко в своем обращении в очередной раз пожаловался на деструктивные действия оппозиции и призвал «не расшатывать страну». Теме войны, по сравнению с предыдущими годами, было уделено меньше внимания. Зато вспомнил Президент о ликвидации депутатской неприкосновенности, хотя именно в сентябре 2017-го об этом стали говорить явно меньше. Порошенко предложил депутатам отменить собственный иммунитет с 2020 года, чтобы им легче было голосовать за это решение. Это предложение способно помочь разблокированию процесса ликвидации неприкосновенности. И в качестве вкусного бонуса: в этой неудобной для депутатов теме мяч теперь на их стороне, а Президент смотрит на поляну сверху.
Во внешней политике Порошенко подтвердил приверженность евроатлантической интеграции, которые, скорее всего, и лягут в основу его следующей предвыборной кампании. Пока Президент обещает достигнуть стандартов ЕС и НАТО без вступления в эти объединения. Обещанный на тему о вступлении в эти объединения референдум никого ни к чему не обязывает, но является хорошим инструментом для разъяснения преимуществ евроатлантического вектора движения Украины. Угроза с северо-востока — достаточный для этого аргумент.
Незаменимый Кабмин
Все лето в Украине обсуждалось охлаждение в отношениях между Президентом и премьер-министром. Ходили даже слухи о замене вместе с частью правительства и самого главы Кабмина. Но во время своего выступления в парламенте Порошенко дал понять, что рассматривает правительство Владимира Гройсмана в качестве своего союзника и партнера. Лучшего кандидата на пост премьера, чем Гройсман, у Порошенко сейчас нет.
Президенту нужны успехи Кабмина в социально-экономической и финансовой сферах, так как выборы все ближе. После выступления Президента в Раде он и Гройсман появились на тимбилдинге БПП в загородной резиденции Залесье. И это был сильный сигнал недоброжелателям и оппонентам премьера.
При этом точечные изменения в правительстве остаются вполне вероятными. Хотя политолог Владимир Фесенко, например, уверен, что никаких ротаций в Кабмине не ожидается. «Никаких конфликтов по линии Президент — премьер сейчас нет. Никаких серьезных изменений в Кабмине не будет. Состоятся ли отставки, которые были заявлены весной — министра аграрной политики и информационной политики, — это под вопросом, ситуация зависла», — отметил он в разговоре с Корреспондентом. Оба ведомства сейчас возглавляют сильные замы в ранге и. о. министра де-факто.
Среди тех министров, которые все-таки находятся в зоне риска, чаще всего называют и. о. министра здравоохранения Ульяну Супрун — ее судьба зависит от успешности голосования за запуск медреформы, и министра финансов Александра Данилюка. У Данилюка есть проблемы с ближайшим окружением Президента, которое хотело бы видеть на этой должности более лояльную и сговорчивую фигуру, например, одну из ближайших соратниц главы государства, нардепа Нину Южанину. Данилюка обвинили было в неуплате налогов, даже генеральный прокурор Юрий Луценко призвал уволить министра. Но тучи рассеялись. И министр финансов отправился продвигать идею выпуска новых украинских облигаций внешнего займа.
Сможет ли Данилюк занять за рубежом немного денег — неочевидно. Но свою необходимость на данном посту он уже обозначил вполне твердо. А вот ссылки на то, что посреди бюджетного процесса министра финансов не меняют, — немного лукавы. Во-первых, как раз смена министра открывает дорогу некоторым бюджетным компромиссам. А во-вторых, верстают бюджет многочисленные команды спецов из соответствующего департамента Минфина, плюс активно принимает в этом участие бюджетный комитет ВР. Функции министра — скорее представительские и стратегические.
Еще один мотив для интриг вокруг должности министра финансов — назначение главы Государственной фискальной службы, подконтрольной Минфину. После того как бывший глава ГФС Роман Насиров, с которым конфликтовал Данилюк, стал участником одного из самых громких антикоррупционных расследований в стране, руководителя у фискальной службы нет. Есть исполняющий обязанности, причем предельно близкий к премьер-министру Гройсману, что с трудом терпит окружение Порошенко. Смена министра — ключ к решению проблемы контроля над ГФС.
В пользу сохранения статус-кво в правительстве и общая политическая ситуация в стране. «Опасно дергать Кабмин, когда вокруг происходят такие события, как с Саакашвили и так далее, любая политическая нестабильность может привести к непредсказуемым последствиям», — отметил в разговоре с Корреспондентом политолог Анатолий Октисюк.
Замена Гонтаревой
Точно власти попытаются назначить наконец-то полновластного главу Нацбанка. Ведомство после майского ухода Валерии Гонтаревой в бессрочный отпуск также управляется исполняющим обязанности. Президент планирует до конца сентября внести в парламент кандидатуру нового главы НБУ. Эксперты называют трех основных претендентов на эту должность: действующего главу Райффайзен Банка Аваль Владимира Лавренчука и нынешнего исполняющего обязанности главы Нацбанка Якова Смолия, а также лидера Народного фронта и экс-главу НБУ Арсения Яценюка.
Финансовому сообществу и кредиторам ближе Лавренчук. Смолия большинство опрошенных воспринимает как переходную фигуру. А вот Яценюк — фигура, стоящая в стороне от банкирской тусовки и имеющая сильный политический вес. Для главы НБУ умение говорить «нет» — одна из ключевых компетенций. Для этого нужно иметь достаточный политический вес или сильную поддержку вне Украины.
Полномочия главы НБУ и его независимость хорошо защищены законом о Нацбанке. И приход на эту позицию сильной фигуры будет означать появление еще одного центра влияния в отечественной властной пирамиде.
Назначение главы НБУ важно для переговоров с Международным валютным фондом. 12 сентября Украину посетил замдиректора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон, а в конце сентября прибудет миссия МВФ для пересмотра параметров программы фонда. Министр финансов Данилюк рассчитывает, что к концу 2017 года Украина сможет получить еще два транша от МВФ. Эксперты в такой прыти сомневаются — министр уже в апреле рассказывал о «следующем транше в мае», сейчас уже говорит о двух, к концу октября согласится на один. Но в любом случае без полновесного главы Нацбанка вести диалог с МВФ будет суперсложно. Хотя зампред НБУ Катерина Рожкова на прошедшей 12 сентября международной конференции Защита прав потребителей финансовых услуг заявила о том, что «отсутствие главы НБУ вряд ли станет препятствием для этого [продолжения переговоров с МВФ]».
И, конечно, приезд в Украину второго лица МВФ точно используется для смотрин кандидатов на пост главы НБУ. Более того — для визита Липтона реально, и нет более веских причин, так как визит рабочей миссии намечен на даты после его отъезда.
Миссии есть о чем задавать вопросы правительству и Нацбанку: текущие маячки Украиной до сих пор не выполнены. Есть подвижки с пенсионной реформой, но колоссальное отставание по процессу приватизации, не создан антикоррупционный суд, только в сентябре власти вернулись к теме аграрной реформы.
Бюджет начнут пилить
Также МВФ проинспектирует бюджетный процесс, в который вошла Украина. Проект бюджета должен соответствовать показателям программы сотрудничества с МВФ. 15 сентября Кабмин направит его в парламент, после чего начнутся большой торг и попытки впихнуть в главную смету страны максимальное количество различных «хотелок».
Деталей о содержании проекта бюджета на 2018 год пока нет — его допиливают. Известно лишь, что он формируется исходя из среднегодового курса 29,3 грн за 1$. Рост ВВП заложен на уровне 3%, инфляция — 7%. Курс и показатель инфляции однозначно противоречат друг другу. Ну и рост 3% при девальвации более чем на 12% тоже маловероятен.
С помощью бюджета в парламенте, как обычно, будут покупать голоса так называемого болота — депутатских групп, фракции Радикальной партии и мажоритарщиков. Если такие «союзники» власти почувствуют ее слабость в ходе противостояния с экс-главой Одесской ОГА Михаилом Саакашвили, то ставки за лояльность могут быть подняты. И аргумент «в условиях внешней агрессии особо не торгуются» претенденты на плюшки воспринимают плохо.