Гибель Титаника. Рассказы очевидцев
Люди, пережившие трагедию "Титаника", вспоминали, что не могли и предположить, что корабль утонет, происходящее поначалу воспринимали как незначительный инцидент или даже как шутку коллег.
Корреспонденты Би-би-си неоднократно общались с очевидцами катастрофы. Мы приводим воспоминания некоторых пассажиров и членов экипажа "Титаника".
Второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер – самый высокопоставленный офицер с "Титаника", переживший катастрофу. Кораблекрушение в ночь на 15 апреля было не единственным в его карьере.
"За 30 лет работы в море мне довелось спасаться с четырех тонущих кораблей. Но ничто не смогло превзойти драму "Титаника".
После выхода из Саутгемптона нас сопровождала прекрасная погода: не было ни ветерка. Вечером 14 апреля мы вошли в район, где было замечено много айсбергов. Об этом сообщала полученная с другого корабля радиограмма. Но нас не уведомили о ее получении.
В тот момент я управлял судном, и получи я то сообщение, непременно бы отдал приказ, чтобы замедлить скорость движения. А капитан, скорее всего, распорядился бы остановить корабль и продолжить движение при свете дня.
После моей смены я передал управление офицеру Мердоку и отправился в свою каюту. Как только я узнал о столкновении, то незамедлительно вернулся на верхнюю палубу. Я сразу же распорядился расчехлить все спасательные шлюпки и приготовиться к эвакуации. Каждый член команды знал, что ему необходимо делать в этой ситуации.
Я спросил у капитана: "Мне начинать эвакуацию женщин и детей?" Он только кивнул. Никто, включая меня, не верил, что "Титаник" может утонуть. Отправив очередную спасательную шлюпку, я побежал к парадной лестнице и увидел, как повышается уровень воды. Было видно, как горят под водой лампы, и это производило жуткое впечатление. Когда я понял, что корабль обречен, то начал усаживать в шлюпки большее число людей.
Мне кажется, в ту ночь команда корабля задала стандарт умелой работы, который никогда не будет побит. Каждая шлюпка была заполнена пассажирами и спущена на воду без происшествий. Никто не пытался пролезть вне очереди. Для последних двух шлюпок было сложно найти женщин.
"Мне кажется, в ту ночь команда корабля задала стандарт умелой работы, который никогда не будет побит. Каждая спасательная шлюпка была заполнена пассажирами и спущена на воду без происшествий", Чарльз Лайтоллер,
помощник капитана Титаника
Когда упала одна из дымовых труб, я чуть не оказался под ней. Я уже был в воде и держался за канат перевернувшейся лодки. Волна от трубы отнесла меня и людей в лодке от тонувшего корабля. И мы увидели, как "Титаник" погрузился в морскую пучину.
Балансируя, мы старались удержаться на перевернувшейся лодке. Некоторые не дожили до рассвета, замерзнув в ледяной воде. В какой-то момент находившиеся на лодке начали читать молитву "Отче наш".
Утром появилась "Карпатия" и спасла всех выживших".
Мне было поручено грести
Фредерик Дент Рей, работавший на "Титанике" стюардом, поначалу решил, что его разыгрывают коллеги.
"Я отправился спать примерно в 10:30 вечера и уже засыпал, когда почувствовал толчок, сравнимый с тем, когда поезд отправляется со станции. Через 10 минут ко мне пришел главный стюард и сказал, что произошло столкновение. Я подумал, что он шутит.
Затем я услышал крики людей, что на верхней палубе требуется помощь, и поднялся туда. Было холодно, и я решил вернуться за пальто. Вернувшись, я взял пальто, несколько платков, приготовленных женой, и бритвенный станок на тот случай, если не смогу вернуться на следующее утро.
На парадной лестнице я столкнулся с Ротшильдом (Мартин Ротшильд, один из пассажиров судна – прим. ред.), который поднимался наверх, и мы пошли вместе. На палубе я услышал звуки скрипки. Мне показалось странным, что кто-то в это время может играть музыку. Это был корабельный оркестр. Я не узнал мелодию, потому что скрипач еще только настраивал скрипку.
Я подошел к 13-й шлюпке, которая уже была практически полностью заполнена и стал помогать пассажирам занимать места. Там была женщина, которая кричала и плакала от страха и говорила, что никогда не плавала в таких лодках.
Некоторые пассажиры не хотели садиться в шлюпки, оставаясь в своих каютах, пока не оказалось слишком поздно. Мне было поручено грести.
Когда шлюпка была в воде, самое главное было отплыть от корабля, чтобы не утонуть вместе с ним. В нашей шлюпке находилось 62 человека. Это выяснилось, когда мы садились на "Карпатию", которая нас спасла.
Предчувствие трагедии
Когда семья Евы Харт отправилась в путешествие на "Титанике", ей было всего семь лет.
"Мы должны были плыть в Нью-Йорк на корабле "Филадельфия", но из-за начавшейся незадолго до этого забастовки угольщиков рейс был отменен.
Мой отец был очень счастлив, когда ему предложили взамен билет второго класса на "Титаник".
У моей матери был панический страх, когда мы садились на "Титаник", и она не могла понять, почему. Она отказывалась спать по ночам. Спала она днем.
Когда случилась трагедия, мама была одета и бодрствовала. Мы с отцом спали.
Мать почувствовала толчок и сразу поняла, что случилось то, чего она боялась.
Она разбудила отца, и он немедленно отправился на палубу узнать, что произошло. Вернувшись, он сказал матери надеть пальто и повел нас к одной из спасательных шлюпок. Было холодно, меня закутали в одеяло.
Отец посадил меня и мать в шлюпку, но сам залезть в нее не попытался. Мы попрощались, и больше я его никогда не видела.
Мы гребли как можно дальше от корабля, чтобы нас не утащило в океан вместе с ним. Мы видели, как тонет "Титаник", видели панику людей, бегающих по палубе в поисках спасательных шлюпок.
Мне – 7-летней девочке – было невероятно страшно, но кошмары еще долго преследовали меня и после той ночи. Из-за того, что наша шлюпка была переполнена, нескольким людям пришлось пересесть в другую. Так мы с матерью оказались в разных лодках".
"Что с кораблем?"
Эдвина Макензи пережила кораблекрушение на 72 года, дожив до ста лет.
"Я легла спать в 10:30 вечера и уже дремала, когда почувствовала вибрацию корабля. Я встала с кровати и вышла в холл, где курили несколько мужчин. Они спросили: "Что с вами?" Я сказала: "Что с кораблем?".
Они ответили, что корабль всего лишь задел айсберг.
Люди думали, что будет безопаснее остаться на "Титанике", чем садиться в спасательные шлюпки.
"Люди думали, что будет безопаснее остаться на "Титанике," чем садиться в спасательные шлюпки", Эдвина Макензи.
Когда мы отплывали, то видели, как корабль постепенно уходит под воду.
Ехать на "Карпатии" в Нью-Йорк было очень грустно. Путь занял целых четыре дня".
Источник: Русская служба Би-би-си