DW: Германия не без изъяна. Коррупция в немецкой политике
Начиная с 1995 года, неправительственная организация Transparency International (TI) поставила одной из своих задач высветить теневую зону между явной и воспринимаемой коррупцией. Каждый год Transparency публикует так называемый "индекс восприятия коррупции" в мире, в котором Германия в настоящее время занимает 14-ое из 182 мест.
В этом году в дополнение к мировому списку организация впервые опубликовала доклад о степени неподкупности в 25 европейских странах. Ситуация в Германии по различным критериям была оценена как "хорошая" или "очень хорошая", и все же, по словам составителей доклада, стране не хватает "целостного подхода" к решению проблемы коррупции. Какие претензии предъявляют борцы с коррупцией Германии?
"Северный поток" под прицелом Transparency International
Глава немецкого отделения Transparency International Кристиан Хумборг в разговоре с DW упоминает имя бывшего федерального канцлера Герхарда Шрёдера. Нет, в уголовно-правовом смысле Шрёдер коррупционером, конечно же, не является. Во всяком случае, он не нарушил ни одного закона, когда через несколько месяцев после поражения на досрочных выборах в 2005 году возглавил наблюдательный совет консорциума "Северный поток".
Проложенный по дну Балтийского моря газопровод из России в Германию был и остается спорным в политическом, экономическом и экологическом отношениях. Герхард Шрёдер еще в свою бытность канцлером продвигал этот проект. Его партнером в этом был тогдашний и нынешний президент России Владимир Путин, которого Шрёдер аттестует как "демократа чистой воды".
Сомнительным трудоустройство бывшего канцлера представляется и потому, что 51 процент в консорциуме "Северный поток" принадлежат всесильному "Газпрому". Немецкий публицист, автор нашумевших журналистских расследований Юрген Рот в своей последней книге называет Газпром "зловещей империей" с мафиозными структурами.
Давайте определимся, какого депутата считать неподкупным
Но какое отношение Герхард Шрёдер и "Северный поток" имеют к коррупции? В узком смысле слова - никакого. А вот в широком - "привкус" остается, считает Кристиан Хумборг. Все - вопрос интерпретации. Коррупция - это "злоупотребление вверенной властью в целях получения личной выгоды или преимуществ". Так определяет это понятие в Transparency International. В опубликованных в Брюсселе докладах рассматривалась работа правительств, парламентов, политических партий, органов юстиции и государственного управления.
Тут борцы с коррупцией обнаружили и в Германии немало недоработок. Например, подкуп депутатов. Уголовный кодекс в статье 108е признает наказуемым деянием только дачу и получение взятки при покупке голосов в парламенте. А ООН в своей конвенции, которая вступила в силу в 2005 году, предусматривает гораздо более широкий спектр санкций. Конвенцию ратифицировали уже 160 стран, но Германии среди них нет.
Чтобы присоединиться к конвенции, бундестаг должен принять поправки к закону. Оппозиционные социал-демократы уже внесли соответствующий законопроект. Он предусматривает наказание для депутатов, если они предлагают, обещают или обеспечивают выгоды третьим лицам с использованием своего мандата. Но пока правящая в Берлине коалиция против.
"Отпечаток ноги" депутата
Еще одна "черная дыра" - прямые пожертвования через депутатов. Действующее законодательство предусматривает, что депутаты обязаны декларировать все пожертвования на сумму свыше 10 тысяч евро. Это слишком много, считает Кристиан Хумборг. Почему надо передавать эти деньги через депутата, а не прямо в казну его партии? Подобная практика вызывает подозрение, что тут рука руку моет.
Важным инструментом в борьбе с коррупцией Transparency International считает общегерманский и, главное, обязательный список лоббистов. Он должен включать в себя все агентства, предприятия и адвокатские конторы, имеющие дела с министерствами, ведомствами и отдельными депутатами. Пока регистрация в списке происходит только на добровольных началах.
Между тем вокруг правительственного квартала в Берлине вьются тысячи лоббистов, пытающихся оказать влияние на политиков и законодательство. Чтобы внести ясность, Transparency требует фиксировать "след" или "отпечаток ноги" депутата. Иными словами, отслеживать какие депутаты и на каком этапе принимали участие в подготовке и принятии того или иного закона.
Источник: Русская служба DW