Жизнь до Исламского государства
Гулмурод Халимов родился в Варзобском районе Таджикистана, центр которого - в 25 километрах на север от Душанбе. Жители региона, как и большинство населения страны, исповедуют ислам суннитского толка.
Читай также: В Сирии повстанцы отбили у террористов ИГ десять сел
Вся жизнь Халимова связана с военным делом. Во время гражданской войны в Таджикистане он служил в президентской гвардии. После ее окончания пришел в ОМОН рядовым бойцом и дослужился до звания полковника. Принимал участие в спецоперациях против антиправительственных группировок в Раштском районе и в Хороге. Последние три года до побега в Исламское государство руководил таджикским ОМОНом, за образцовую службу не раз награждался медалями и орденами.
Халимов - профессиональный снайпер, окончил Высшую академию МВД Таджикистана и прошел военные тренировочные программы в России и Соединенных Штатах. Представитель Госдепартамента США подтвердил, что новый “военный министр“ ИГ с 2003 по 2014 год принял участие в пяти этапах обучения антитеррору.
“Он ознакомился с методами борьбы с терроризмом и может применить на практике приобретенные навыки, но против нас“, - помощник заместителя госсекретаря США Курт Райс убежден, что Халимов действительно опасен.
%img2big_popup%
Бывшие сотрудники полковника сообщили, что за несколько лет до дезертирства его уволили из МВД за связь с запрещенным в Таджикистане религиозным движением “Салафия“, но потом по неизвестным причинам восстановили в должности и даже повысили.
Родственники и сослуживцы Халимова рассказывают, что он никогда не был особо набожным, не читал намаз. Сам полковник утверждает, что он верующий мусульманин и с 2001 года читает намаз. Говорит, что сознательно примкнул к Исламскому государству, изучив историю Таджикистана и ислама.
Халифат в Таджикистане
С 23 апреля прошлого года Халимов попросту перестал появляться на работе и выходить на связь. Источники в МВД Таджикистана рассказали местным СМИ, что некоторое время перед отъездом он собирал информацию об Исламском государстве и даже открыто призывал знакомых ехать вместе с ним воевать за террористическую группировку.
“Он просто стал фанатиком ИГ, среди близких начал распространять идеи этой террористической организации. Наши наставления и предупреждения об абсурдности присоединения к ИГ он нервно игнорировал“, - рассказал знакомый Халимова.
В итоге тот собрал небольшой отряд примерно из 10 человек и 1 мая улетел с ними из Таджикистана в Москву, оттуда - в Турцию, где перешел границу с Сирией.
Читай также: урция открыла новый фронт в Сирии
В мае в соцсетях появилось его видеообращение на русском и таджикском языках. В хорошо снятом и смонтированном ролике 40-летний Халимов (взявший в ИГ прозвище аль-Таджики) в черной одежде и со снайперским оружием в руках сидит вместе с другими боевиками возле пальмы. Он рассказывает о себе, обвиняет руководство Таджикистана в притеснении мусульман, критикует его отношения с Россией и США, обещает, что “халифат дойдет до Таджикистана и вернет свои земли“, призывает соотечественников “сделать хиджру“ и “примкнуть к джихаду“.
“Вы сами задерживаете наших братьев, сестер, дочерей, чтобы они не надевали хиджаб и не носили бороды. Каждый день, выходя на работу, задайтесь вопросом: вы готовы умереть за это государство? За что вы готовы умирать? За эту демократию?“ - обратился беглый полковник к бывшим коллегам в своем видео.
Вслед за Халимовым на подконтрольную ИГ территорию Сирии выехала его “вторая жена“ Хумайро Мирова с четырьмя детьми (среди них грудной ребенок). До побега она занимала должность начальника пресс-центра Таможенной службы Таджикистана в звании капитана. В феврале 2016 года Мирова ушла в декретный отпуск и больше не появлялась. Генпрокуратура открыла против нее уголовное дело за вербовку наемников и участие в вооруженном конфликте.
Официальная жена Халимова вместе с восемью детьми живет с родителями беглого полковника в его родном селе в Варзобском районе.
Правоохранительные органы не смогли объяснить, почему власть закрывала глаза на запрещенное в стране многоженство высокопоставленного чиновника и как многодетная мать, “жена“ объявленного в розыск и обвиненного в госизмене полковника сумела беспрепятственно покинуть Таджикистан.
Заторможенная реакция
Сначала власти Таджикистана долго не комментировали ни побег Халимова, ни его видеообращение - то ли в надежде замять скандал, то ли и в правду не обладая информацией.
Читай также: Операция Щит Евфрата: турецкие ВВС уничтожили 11 объектов ИГ
В июне 2015 года генпрокуратура Таджикистана завела на Халимова уголовное дело по трем статьям: измена государству, участие в преступном сообществе и незаконное участие в вооружённых конфликтах в других государствах (наемничество).
В Таджикистане его поступок оценили крайне негативно, называя беглеца “изменником нации и государства“, “предавшим родину, детей и отца“, “психически больным“. Прокуратура заявила, что Халимов “отрабатывая заплаченные ему заказчиками деньги, занимается очернением своей Родины“ и, как только “отпадет надобность в “актерских“ услугах“ полковника, его ждет “такая же бесславная участь, как и всех предателей“.
“У него была хорошая семья, отдельный дом, машина, уважение и почет и я не понимаю, как он мог попасть в ИГ“, - говорит старший брат нового “военного министра“ Исламского государства Саидмурод Халимов. На его просьбу вернуться и ответить перед законом за свой поступок Гулмурод пригрозил отрезать брату голову, если тот пойдет против него и станет “неверным“.
В июне 2015-го Халимова объявили в международный розыск, сведения о нем опубликованы в базе данных Интерпола. Госдепартамент США и Совет Безопасности ООН наложили на него санкции. А за неделю до обнародования “новой должности“ Халимова Соединенные Штаты предложили три миллиона долларов за информацию о его местонахождении.
Таджикские эксперты прогнозируют, что назначение Халимова негативно скажется на стране как внешне, так и внутренне. С одной стороны, дезертирство в Сирию офицера такого уровня наносит большой урон имиджу Таджикистана на мировой арене. С другой - новая должность беглого полковника вполне может как спровоцировать ужесточение позиций руководства страны в религиозном вопросе, так и способствовать популяризации экстремистских идей среди молодых мусульман стран Средней Азии.
Масштаб проблемы
В марте этого года генпрокурор Таджикистана заявил, что почти 1100 граждан страны воюют в рядах Исламского государства в Ираке и Сирии, 780 человек объявлены в международный розыск, 147 добровольно вернулись, в отношении 166 возбуждены уголовные дела.
В Таджикистане строго наказывают тех, кто был уличен в симпатиях к исламистской группировке. Десятки уже осуждены за вербовку и пропаганду Исламского государства, а также за участие в боевых действиях в Ираке и Сирии.
Читай также: Минобороны РФ показало видео вылета бомбардировщиков в Сирии
К примеру, на днях суд приговорил ранее задержанного на пути в Сирию жителя Душанбе к 6,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима. А в феврале этого года впервые в Таджикистане за наемничество и вербовку осудили женщину: 34-летняя жительница Душанбе Зарина Сардорова, побывавшая на войне в Сирию, приговорена к 13 годам в колонии общего режима.
В начале этой недели на телефоны таджикских военнослужащих пришли СМС с угрозами от имени нового “военного министра“ Исламского государства. Гулмурод Халимов пообещал “поздравить“ Таджикистан с 25-летием независимости, которое наступит 9 сентября.