Как проходили новогодние праздники в Киеве 1970-х. ЧАСТЬ 2
Листаем Киевский фотоальбом - совместный проект и портала bigmir)net.
Сегодня мы продолжаем рассказ о том, как в 70-е киевляне готовились к Новому году: шампанское "по блату", подготовка к детским утренникам и школьным дискотекам, праздничный стол и культовые телепрограммы.
%img13huge%
Текст (с) Станислав Цалик. Издательство "ВАРТО"
Источник иллюстраций: архивы и частные коллекции автора, Е. Насыровой, М. Кальницкого, А. Черной, коллекция издательства "ВАРТО", фотографии из ЦГКФФАУ им. Г. Пшеничного
Главным элементом советской новогодней ночи являлся праздничный стол. Обеспечить для него продукты в условиях товарного дефицита являлось делом весьма хлопотным. Перед Новым годом ассортимент советских универсамов и гастрономов, и без того не страдавший изысками, становился совсем унылым. На фото — типичная картина в бакалейном отделе универсама: штабеля вермишели по 27 копеек за пачку, пол-литровые стеклянные банки с консервацией. Не особо пользуется спросом, зато дешево и много.
%img2huge%
С советским "зеленым змием" тоже все было непросто. Без проблем покупалась разве что водка. С главным же новогодним напитком — шампанским — дела обстояли сложнее. Цена на все его виды была единая: 4 рубля 50 копеек за бутылку. При этом о мускатном шампанском и мечтать было нечего — оно продавалось в спецраспределителях (закрытых магазинах для номенклатуры). Полусладкое, также котировавшееся достаточно высоко, изредка попадало в торговую сеть. Хотя чаще его приобретали "по блату". Остальные виды "советского шампанского" (другого и не было!) время от времени появлялись на прилавке, но в декабре раскупались с рекордной скоростью…
Детские утренники
Первыми встречали Новый год самые маленькие киевляне. Подготовка к детсадовскому корпоративу стартовала уже с первых дней декабря. Родители получали задание сшить своим чадам костюмы разных зверушек. Мальчиков наряжали, как правило, зайчиками, медведями, волками, поросятами, а девочек — белочками, лисичками, но чаще всего принцессами или снежинками. В те времена новогодние наряды не продавались в магазинах, их нужно было мастерить вручную.
Самый популярный персонаж новогоднего утренника в детском саду — зайчик. Мальчиков чаще всего наряжали именно так. Возможно, потому что изготовить такой костюм дома проще всего: обычные шорты, белая рубашка, ну и картонные длинные уши.
%img1huge%
Новогоднее амплуа девочек — снежинки. Здесь уже не только головной убор требуется, но и украшенное "дождиком" платьице.
Накануне утренника воспитатели устанавливали в актовом зале елку, украшали помещение бумажными гирляндами, "дождиком" из фольги. По периметру зала расставляли стулья для детей, а для мам и пап — скамейки в "зрительском секторе".
%img3huge%
Сам утренник проходил, как правило, 27 или 28 декабря. Дети, наряженные в красивые костюмы, рассаживались по местам и с нетерпением ожидали прибытия Деда Мороза и Снегурочки. Последние обычно немного запаздывали, поскольку в темпе галопа должны были за день поспеть на несколько "елок".
%img4huge%
Работа у Деда Мороза и Снегурочки непростая: в каждой квартире дедушку и внучку стремятся угостить-напоить, отказаться трудно (иногда вовсе и не хотелось отказываться). Так что к последнему клиенту парочка иногда прибывала "уставшей".
%img5huge%
Однако случались курьезы и другого рода. Однажды Дед Мороз вошел в зал и обомлел: все детишки — мальчики и девочки — были одеты в одинаковые костюмы зайчиков. Три десятка длинноухих, целый зайчатник!.. Оказалось, детскому саду помогало с новогодними костюмами шефское предприятие — один из киевских заводов. Шефы купили, не разобравшись, одинаковые наряды. И прислали их буквально накануне, когда менять костюмчики уже не было времени. А у Деда Мороза конкурсы рассчитаны были на разных зверушек… Пришлось бедняге полтора часа импровизировать, на ходу адаптируя конкурсы, рассчитанные на разных зверей, для сплошных зайцев.
%img6huge%
В школе Новый год встречали в три этапа: вначале утренник для младших классов, потом — для средних и, наконец, вечер для старшеклассников. Новогодний утренник для младших школяров во многом напоминал аналогичное мероприятие в детском саду. Разница заключалась лишь в том, что Деда Мороза и Снегурочку изображали старшеклассники. А костюмы, в которые облачались малыши, отличались большим разнообразием.
Средние школьники являлись самой проблемной аудиторией — детский утренник они уже переросли, а приготовить своими силами интересную "взрослую" программу, как правило, еще не могли. Поэтому сценарий мероприятия сочиняла старшая пионервожатая. Роли Деда Мороза, Снегурочки и других персонажей исполняли обычно старшеклассники.
Вечер для старшеклассников (29 или 30 декабря) готовили сами же ребята под чутким, но ненавязчивым руководством завуча по внеклассной работе. Как правило, было двое ведущих — мальчик и девочка. Силами старшеклассников сочинялись и готовились номера, юмористические сценки, песни. В них вплетались шарады, конкурсы, призовые игры.
%img7huge%
После завершения концертной программы в актовом зале тушили свет — начиналась дискотека. Особенно круто было устроить ее с цветомузыкой (только особо везучим удавалось заказать изготовление такого дива знакомым умельцам-радиолюбителям). Музыка звучала из магнитофонов — например, бобинного "Юпитер 203 стерео" или кассетного "Электроника 203С". Многие киевляне танцевали под магнитофон "Маяк-203" — бобинный, трехскоростной, четырехдорожечный. Любовь горожан именно к "Маяку" объясняется просто — он выпускался в Киеве, здесь его легче было "достать". Вещь хорошая, надежная, по праву отмеченная престижным "Знаком качества".
Вначале, как и положено, ставили советскую эстраду. Затем, к бурному удовольствию старшеклассников, врубали "зарубежку" — переписанную на магнитную пленку пластинку "Мелодии и ритмы", песни групп "Бони М", "Смоки", "Тич ин" (острословили: группа "Тычина"), грека Демиса Руссоса, польки Анны Герман, чеха Карела Готта и других.
Дед Мороз со Снегурочкой приходили и в заводские цеха. Дедушка и внучка (на эти роли приглашались, как правило, артистичные сотрудники предприятия) делали обход цехов. В каждом торжественно поздравляли передовиков с высокими достижениями в труде, вручали им грамоты и сувенирные елочки. После чего "звезды" художественной самодеятельности завода давали небольшой праздничный концерт.
%img8huge%
Вокально-инструментальные ансамбли (сокращенно ВИА) появились еще в 1960-е годы, но именно в 1970-е достигли пика своей популярности. В каждом крупном вузе, на каждом предприятии имелся собственный ВИА. Им закупали аппаратуру, давали помещение для репетиций. ВИА, в свою очередь, охотно выступали на всех праздничных мероприятиях.
%img9huge%
Не бездействовал и профсоюзный комитет: еще до начала корпоратива сотрудникам вручали "сладкие" наборы для детей, а нередко и продовольственные пайки к новогоднему столу: дефицитная бутылка шампанского, банка не менее дефицитных шпрот, мандарины.
Корпоративы на работе проводились, как правило, 30 декабря вечером. Собственно, рабочим было и 31-е, но этот день считался коротким — работали полдня. Хотя на самом деле никакой работы не было: планы IV квартала и в целом года выполнены, все "процентовки" (акты выполненных работ) успешно подписаны, а следующий год еще не стартовал. Поэтому сотрудники, как правило, проводили время в разговорах, описывая, как вставали утром "после вчерашнего", а также делясь планами на новогоднюю ночь.
Многие начальники неофициально разрешали женщинам-подчиненным 31-го не выходить на работу, ведь представительницам слабого пола нужно многое успеть: и укладку сделать (50 копеек в кассу плюс рубль парикмахеру, а химическая завивка — 5 рублей 60 копеек), и принарядиться, и к столу приготовить.
Праздничный стол и новогодний репертуар
Именно богатством праздничного семейного стола определялся, в итоге, успех (или провал) многонедельных "снабженческих пробежек" по магазинам и рынкам. Почетное место занимал салат Оливье. Приблизительная стоимость новогоднего стола на 5–6 человек составляла 100 рублей, при том что среднемесячная зарплата — 150 рублей.
%img10huge%
При таких растратах праздничное настроение помогал создать телевизор: 31-го с 19 часов "врубали" кинокомедии и мультфильмы (советские или производства соцстран), юмористические программы типа "Вокруг смеха", эстрадные концерты. Подобный репертуар создавал предощущение чего-то необыкновенного, ведь в обычные дни на всех трех каналах тогдашнего ТВ вещали о политике, героях революции, ударниках труда, выплавке стали и повышении удоев молока.
Поздним вечером садились за стол — провожать уходящий год. Но это была лишь "разминка" перед главным событием. В 23.50 стартовала программа "С Новым годом, товарищи!" — диктор зачитывал официальное поздравление ЦК, Верховного Совета и Совета Министров страны.
Наконец, били кремлевские куранты, возвещавшие приход очередного года. Понятно, шампанское, звон бокалов, поздравления, бенгальские огни, серпантин, хлопушки. По телевизору начинался "Новогодний голубой огонек", затем — "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады".
%img11huge%
Да, и важно не забыть положить под елку подарки детям! Ведь утром проснутся и помчатся за сюрпризами "от Деда Мороза". Домашняя елка казалась самой красивой и нарядной. Хотя бы потому, что украшалась собственными руками. Да и поставить под нее можно не только традиционную статуэтку Деда Мороза, но и любимых зверушек или куклу. "Настоящий" Дед Мороз навещал детишек не только на утренниках в детском саду, но и в индивидуальном порядке — на дому. В конце визита — обязательный момент: снимок с "дедушкой" на память.
1 января — официальный выходной день, причем единственный (по две недели тогда никто не отдыхал). До обеда люди отсыпались, а во второй половине дня, как правило, отправлялись в гости. Вновь застолье, шампанское, тосты и, конечно, Оливье. Вечером — сплошные телевизионные радости: заключительный концерт фестиваля "Песня года", юмористический "Кабачок 13 стульев" и — традиция, сложившаяся именно в 1970-е! — премьера советского фильма, сюжетно связанного с Новым годом. 1 января 1976 года с 18 до 21 часа была впервые показана комедия Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!", ставшая культовым фильмом 1970-х (и не только этого десятилетия).
%img12huge%
Ну а 2 января, если сотрудник не накопил отгулы, чтобы съездить к родственникам в село, следовало идти на работу. "Новий рік — це завжди рубіж, — отмечал в редакционной статье еженедельник "Україна" 3 января 1974 года. — Нині це рубіж четвертого року п’ятирічки, виконання планів якої матиме визначальне значення для успішного завершення п’ятирічки в цілому. Немає спину людській енергії, окриленій великою метою: завершення одного етапу комуністичного будівництва відкриває нові перспективи для дальших творчих злетів, дальшого поступу вперед". Словом, нечего расслабляться. Праздник отзвенел — за работу, товарищи!
И праздничный годовой цикл повторялся вновь…
Подробнее о киевском быте 1970-х можно прочитать в , выпущенной издательством "ВАРТО".
ВНИМАНИЕ! При использовании материалов спецпроекта Киевский фотоальбом обязательна активная ссылка на цитируемую статью в первом абзаце. Сокращение и любое изменение текста запрещено.