Корреспондент: Место под солнцем. В мировых рейтингах качества жизни Украина оказалась возле Намибии и Ботсваны

АР

Ироничную поговорку "Не ту страну назвали Гондурасом", обыгрывающую негативные стороны жизни в Украине и сравнивающую ее со странами третьего мира, авторитетные мировые рейтинги качества жизни подтверждают с географической точностью.

В 2011 году американский журнал International Living в своем ежегодном рейтинге Quality of Life Index, определяющем страны, наиболее благоприятные для проживания, понизил Украину по сравнению с 2010 годом на пять пунктов, поставив ее на 73-е место - между Намибией и Ботсваной.

Евгений Рафаловский, директор украинского туристического клуба Афромир, объездивший всю Африку, такое соседство счел для родной державы даже комплиментом. По его словам, в Намибии, бывшей немецкой колонии, отличные дороги - их строили немцы, - и богатый выбор хороших кафе и ресторанов, причем цены в них гораздо доступнее европейских.

Многие страны третьего мира сегодня уже совсем не те, что были полвека назад: их экономики динамично развиваются, отмечают аналитики. Поэтому место в первой сотне списка из 192 стран, которые оценивались по дороговизне жизни, состоянию культуры, экономики и экологии, гражданских свобод и безопасности, — для Украины еще не самый худший вариант.

В рейтинге Legatum Prosperity Index британской исследовательской организации Legatum Institute, оценивающем богатство и благополучие стран, за тот же период желто-голубой флажок соскочил на все восемь пунктов - на 69-ю строчку. Среди постсоветских стран хуже ситуация лишь в Узбекистане (76-е место) и Молдове (86-е).

Социологи и путешественники в один голос рассказывают, что своим падением в мировых рейтингах качества жизни Украина обязана резкому росту еще недавно отсталых стран и деградации жизни у себя в регионах за пределами столицы и крупных городов.

Ирина Бекешкина, старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины и глава фонда Демократические инициативы, хотя в целом соглашается с местом государства в международных рейтингах, но считает, что ситуацию лучше отражают оценки отечественных социологов, в частности данные исследования уровня социального самочувствия украинцев Центра социальных и маркетинговых исследований SOCIS.

Согласно этим данным, самым низким за годы независимости уровень был в 1998 году - 33,7 балла по 100-бальной шкале, а самым высоким весной 2008-го - 39,4. В 2010-м социальное самочувствие украинцев оставалось достаточно стабильным - около 39 баллов. При этом наивысший показатель социального самочувствия наблюдался у киевлян - 43 балла.

Оуэн Бассет, редактор журнала International Living, признает, что рейтинг его издания не претендует на истину в последней инстанции. "Мы лишь очерчиваем ситуацию в каждой из стран, - рассказывает он Корреспонденту, - и при этом осознаем, что наши выводы достаточно субъективны, в том числе и из-за использования официальной статистики, которая не всегда в полной мере отражает истинную ситуацию".

Хорошо, где нас нет

 "Поужинать можно на $ 20 на двоих - начиная от свежих устриц и заканчивая дичью", - не устает восхищаться Намибией Рафаловский. По его словам, такси там - самый доступный вид общественного транспорта: в 2008 году всего за 50 евроцентов можно было доехать в любую точку страны, территория которой на треть превышает украинскую.

Что касается уровня жизни, то средняя зарплата в государстве, где до сих пор существуют племена, составляет $ 350. Для сравнения: в Украине - $ 263. "Я бы сказал, что Украине до Намибии далеко, ее место где-то на уровне Кении [129-е место в рейтинге International Living]", - дает свою оценку Рафаловский, имея в виду, что покупательная способность соотечественников, особенно в глубинке, остается на уровне самых бедных стран Африки, а жизнь людей там отличается от жизни африканских племен разве что температурой воздуха.

В этой связи Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности, недоумевает, почему эксперты International Living решили, что в Украине жизнь подешевела, набросив ей в сравнении с 2010 годом целых 18 баллов в этой номинации.

Аналитик напоминает об итогах эксперимента, инициированного Национальным форумом профсоюзов Украины, когда пятеро добровольцев пытались протянуть месяц на прожиточный минимум в сумме 907 грн. "Не получилось ни у кого", - резюмирует Гаврилечко.

Дороговизна жизни в Украине бросается в глаза и относительно небедным иностранцам. Управляющий партнер украинской компании Maas Markets Ltd итальянец Маурицио Аскеро говорит, что, в отличие от его родины, где чашка хорошего эспрессо в нетуристических кварталах города стоит до одного евро, в Киеве приличного кофе дешевле двух евро он не находил, хотя живет тут уже более семи лет.

Доступнее в Италии и аренда квартир. "За 500-600 евро можно снять хорошую двухкомнатную квартиру в центре Рима или Милана", - рассказывает Аскеро. В Украине аналогичные апартаменты обойдутся вдвое дороже.

Проанализировав уровень процентных ставок, инфляцию, темпы роста ВВП и его долю на душу населения, авторы Quality of Life Index пришли к выводу, что Украина по этим критериям находится в тройке худших стран мира: позади только Зимбабве и Сомали.

Однако в общем зачете Украина выглядит вполне прилично, опережая своих ближайших соседей по постсоветскому пространству - Россию (118-е место) и Беларусь (141-е). Решающую роль здесь сыграл более высокий, чем у братьев-славян, уровень гражданских свобод. Зато по другим значимым категориям — развитию инфраструктуры, состоянию окружающей среды и экономическому развитию - Украина от них отстает.

 "В этом [экономическом] отношении Украина падает как минимум три последних года, с момента начала кризиса, - подтверждает корректность выводов западных коллег Гаврилечко. - Ведение бизнеса только усложнилось, порог вхождения на любые рынки вырос, в Украине самая сложная в Европе система налогообложения. Следовательно, ухудшение абсолютно очевидно".

Однако благополучие граждан страны измеряется не только деньгами, полагает Хелен Кларк, администратор Программы развития ООН. Поэтому индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), просчитываемый ежегодно экспертами этой организации, учитывает также продолжительность жизни, состояние медицины и образования. Согласно их выводам, за последние десять лет отечественный ИРЧП хотя и незначительно, но вырос - с 0,69 до 0,71, и Украина перешла из середнячков в группу стран с высоким индексом.

"Это ниже, чем [в среднем] в странах Центральной и Восточной Европы [0,717]. Но, слава богу, немного выше, чем в среднем по миру [0,624]", - комментирует данные ООН Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований НАНУ.

Набрать высокий ИРЧП Украине удалось исключительно за счет уровня грамотности, который определяется в основном количеством времени, потраченного на образование. Эта составляющая индекса равна 0,96. "Это очень здорово, - констатирует Либанова. - Мы выигрываем у Швейцарии, Великобритании, Лихтенштейна и Японии".

Предостережение мигрантам

Алексей Греков, соучредитель частной киевской школы Афины, считает, что ооновский рейтинг оценивает украинское образование слишком высоко. По его мнению, важно не количество лет учебы, а ее качество.

По данным Грекова, в Киеве число детей школьного возраста, уезжающих за рубеж для получения образования, ежегодно увеличивается на 30%, а по стране - на 10%. "Люди голосуют против этой системы образования ногами, - не доволен эксперт. - Наши [ученики] умеют работать по формулам, по правилам, по готовым схемам. Как только идет отступление влево-вправо, они теряются".

Количество одержало верх над качеством и в оценке медицины рейтингом Quality of Life Index, который в 2011 году начислил Украине 72 из 100 возможных баллов - на четыре балла больше, чем в 2010-м (68). Такое повышение произошло лишь за счет роста числа больничных коек на 1 тыс. жителей и пациентов на одного врача.

Количество докторов - 31 на 10 тыс. человек - в Украине действительно больше, чем где-либо: в странах Западиной Европы их 15-17, а в США - 23, отмечает Алексей Башкирцев, замглавврача по медицине киевской Центральной городской больницы. Но при этом, уточняет он, в украинской глубинке не везде есть даже фельдшерские пункты.

Поэтому подходить к оценке качества медицины и здоровья с одним лишь калькулятором нельзя, резюмирует Башкирцев, тем более что продолжительность жизни, коэффициент детской смертности, которые также учитывает этот рейтинг, год от года тянут Украину вниз.

В целом эксперты единодушны в том, что рейтинги больше показывают формальную, статистическую картину жизни в стране, но далеки от многих ее реалий. Например, по мнению Владимира Паниотто, директора Киевского международного института социологии (КМИС), в портрете Украины, который рисуют западные аналитики, слишком много темных мазков.

В частности, для оценки благополучия украинцев КМИС ежегодно интересуется у соотечественников, хватает ли им средств на еду. И если в 2009-м утвердительно на этот вопрос ответили 83% респондентов, то в 2010-м - почти 84%. "У нас получается, что в 2010-м ситуация хуже, чем в начале 2008-го [89,4%], но уже чуть-чуть лучше, чем в 2009-м", - заключает Паниотто.

28-летний житель столицы, директор пиар-агентства Дмитрий Колот родной страной почти полностью доволен. Для него высокое качество жизни - это, прежде всего, возможность выбора, а с этим, на его взгляд, в Украине проблем нет. "У нас отличный выбор ресторанов или фастфудов. Я могу купить одежду наших производителей или пойти в модные брендовые бутики, - рассуждает Колот. - И это касается всего - от выбора жилья до проведения досуга. Из года в год мы становимся лучше и увереннее".

Субъективные впечатления украинцев могут и не совпадать с реальным положением дел, отмечает Паниотто. По его словам, в некоторых странах - например, в Нигерии, занимающей лишь 166-е место в рейтинге International Living, - люди более счастливы, чем во многих развитых странах. У них нет плюсов западной цивилизации, но у них нет и ее минусов.

Обманчиво негативным на первый взгляд может показаться и соседство в рейтингах Украины со странами Черного континента. Например, Ботсвана, которая следует сразу за ней в Quality of Life Index, сегодня вовсе не является отсталой и бедной африканской страной. Она была таковой до середины 1960-х годов, пока не разбогатела на разработке алмазов, и сегодня по уровню экономического развития занимает второе место на материке после ЮАР.

"Ботсвана - дорогая страна, а стоимость жизни здесь сильно зависит от ваших запросов", - отмечает россиянин Алекс Кузмицкий, посетивший Ботсвану в 2008 году.

По его словам, двухлитровая пачка натурального сока стоит в Ботсване $ 1,0-1,3, а 500-граммовая коробка йогурта $ 2-3. Эти цены вполне сопоставимы с украинскими. Пообедать в ботсванском фастфуде можно примерно за $ 4, что вполне соответствует отечественным расценкам.

"Если вы привыкли ночевать в палатке, путешествовать автостопом, покупать хлеб в супермаркете и пить водопроводную воду, вы можете обойтись $ 10 в неделю, - рассуждает российский турист. - Если вы пользуетесь платным транспортом, ночуете в гостиницах и посещаете национальные парки, то и $ 100 в день вам может не хватить". Кузмицкий подчеркивает: тот же принцип действует и в других относительно развитых странах.

"Мы создаем для себя комфортные условия ровно настолько, насколько мы этого хотим", - считает украинец Колот. А составители рейтингов подчеркивают, что их исследования - это вовсе не критика положения той или иной страны для ее жителей, а, скорее, пособие для туристов и мигрантов.

"Учтите, что рейтинг [Quality of Life Index] отражает, каким будет качество жизни американцев, если они надумают переехать жить в другую страну, в данном случае в Украину", - отмечает Бассет.

***

Эта статья опубликована в №6 журнала Корреспондент от 18 февраля 2011 года.

Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена