Корреспондент: Мистер Икс. Интервью с Юрием Иванющенко, одним из самых влиятельных и закрытых украинских политиков. Полный текст

Фото Натальи Кравчук/Журнал Корреспондент

У входа в столичную резиденцию этого человека, которая находится в центре Киева, в двух шагах от Софиевской площади, несут службу множество рослых охранников в штатском и бойцы спецподразделения Титан. Такое количество секьюрити никак не вяжется с официальным статусом Юрия Иванющенко, обычного депутата, № 111 в предвыборном списке ПР. Единственное, что примечательно в его биографии, - это место рождения - Енакиево, родной город Виктора Януковича.

Но для людей знающих армия охранников - не случайность. В среде экспертов, политиков и журналистов Иванющенко приобрел ореол огромной влиятельности и таинственности. Последний год его имя постоянно мелькало в сводках прессы об имущественных приобретениях и переделе собственности. Бизнесмены утверждали, что компании, связанные с ним, особенно активны в Одесской и Запорожской областях. Одни политики рассказывали, что Иванющенко - один из самых старых и верных друзей Президента, которому первое лицо государства доверяет больше, чем кому-либо. Другие добавляли, что его политический вес вырос настолько, что по влиятельности он теперь может конкурировать с крупнейшими бизнесменами страны - Ринатом Ахметовым и Дмитрием Фирташем. Экс-глава МВД Юрий Луценко и вовсе называл Иванющенко криминальным авторитетом Юрой Енакиевским, который прячется от правосудия в Монако. Пресса сообщала о шикарной свадьбе его дочери Яны в Енакиеве, где молодых чествовал весь цвет донецкого региона во главе с Януковичем.

В итоге эксперты и журналисты стали включать Иванющенко в десятку и даже пятерку самых влиятельных людей страны наряду с премьером и главой президентской администрации, а иллюстрировать его образ единственной доступной прессе фотографией - снимком Иванющенко в вязаной шапочке с инаугурации Януковича.

Политолог Вадим Карасев роль Иванющенко в системе нынешней власти охарактеризовал так: есть теневая экономика, а есть теневая политика. "Так вот, в этой теневой политике Иванющенко - ключевой игрок", - считает эксперт.

Корреспондент решил провести собственное расследование в отношении Иванющенко и того, как у него теперь обстоят дела. Главной характеристикой енакиевского предпринимателя, которую слышал Корреспондент от его знакомых в ходе подготовки материала, стал эпитет "сильная личность", обладающая немалой жизненной мудростью. Знающие его люди утверждали, что в его офис на улице Рыльского в Киеве заходят миллиардеры Игорь Коломойский и Фирташ, а также первые официальные лица страны. Партнеры Иванющенко рассказывали, что он действительно близко знаком с Президентом и может по-дружески проговорить с ним по телефону полчаса. В беседах с Корреспондентом бизнесмены крайне лестно отзывались о предпринимательском таланте его главного партнера, грузного одессита болгарского происхождения Ивана Ивановича Аврамова.

Спектр оценок тандема разнится. Нардеп-бютовец Михаил Волынец, глава независимого профсоюза шахтеров Украины, уверен, что депутат из Енакиева негласно, с помощью своего партнера Аврамова, курирует всю украинскую угольную промышленность. Помимо угля, в сфере его интересов и разработка месторождений нефти и газа. Другие депутаты считают, что бизнес-интересы Иванющенко включают в себя, помимо прочего, банковскую сферу, огромный рынок, крупный порт и АПК.

Политолог Вадим Карасев роль Иванющенко в системе нынешней власти охарактеризовал так: есть теневая экономика, а есть теневая политика. "Так вот, в этой теневой политике Иванющенко - ключевой игрок", - считает эксперт.

В ходе подготовки материала Иванющенко решил положить конец, по его словам, утомившему его потоку домыслов и предположений и напрямую пообщаться с Корреспондентом. В своем первом в жизни интервью, состоявшемся в присутствии дочери Яны именно в той резиденции на улице Рыльского, Иванющенко немногословно, но ответил на все, даже самые неприятные для себя вопросы.

- По информации Корреспондента, в этот офис, где мы сейчас находимся, для консультации с Вами приезжают премьер-министр Николай Азаров, вице-премьер Сергей Тигипко, один из богатейших людей Украины - Дмитрий Фирташ и многие другие. Едут они сюда потому, что Вы - человек, которому доверяет Президент. Вас называют едва ли не основным посредником между Президентом и людьми, которые хотели бы получить доступ к главе государства.

- Я вам говорю абсолютно честно: в этом офисе ни единого разу не было ни Николая Азарова, ни Сергея Тигипко. Дмитрий Фирташ - да, бывает, я с ним общаюсь. Но это только последнее время, мы не так давно знакомы.

- Некоторые знакомые с Вами люди рассказали Корреспонденту, что Вы очень близки к Виктору Федоровичу Януковичу.

- Это не так.

- Но они утверждают, что Вы - один из тех немногих людей, которые могут позвонить Президенту, чтобы просто поболтать.

- Вас ввели в заблуждение. Помимо этого, даже если я бы имел такую возможность, я бы точно не звонил Президенту сам, чтобы поболтать. Это некорректно.

- Но Вы ведь очень близкий друг Президента? Именно этим и объясняют рост Вашего влияния в Партии регионов.

- Это больше слухи. Быть другом Президента - большая честь. К тому же я не понимаю, как можно быть другом Президента…

- А просто Виктора Федоровича Януковича? Вы же давно друг друга знаете.

- Да, я знаю Виктора Федоровича Януковича давно.

- Как вы познакомились?

- Я даже не могу вспомнить, как это было. Это произошло как-то само собой, у нас же совсем небольшой город [речь идет о Енакиеве].

- Это произошло во дворе, когда вы мальчишками играли в футбол, или уже в более зрелом возрасте?

- В более зрелом.

(В разговор вступает Яна Иванющенко, дочь Юрия Иванющенко, дальше по тексту - Я. И.)

Я. И.- Живя в маленьком городе, все друг друга знают.

- А Вы лично с сыновьями Януковича дружите? (Обращаясь к дочери Иванющенко.)

Я. И.- Мы знакомы, но не так близко.

- Давайте вернемся к ситуации внутри ПР. (Обращаясь к Иванющенко.) Сейчас именно Вас считают третьей силой, вокруг которой формируется новая группа влияния, способная оппонировать группам Левочкина - Фирташа, а также Рината Ахметова.

- Вы слишком преувеличиваете мои возможности.

- Рината Ахметова Вы можете назвать своим другом?

- Я высоко ценю наши отношения.

- Бытует мнение, что, поскольку Президент Вам безгранично доверяет, он назначил Вас своим "смотрящим".

- Это абсурд и выдумки [Юрия] Луценко.

- Также есть информация о том, что Президент решил сделать Вас своим доверенным лицом после того, как осенью 2009-го он понял, что Ахметов ведет переговоры с Юлией Тимошенко.

- Я никогда не поверю, что Ринат Леонидович мог вести двойную игру. Это не в его правилах жизни.

- Вас также называли главным казначеем прошедшей предвыборной кампании Президента.

- Эта информация также не отвечает действительности.

- В таком случае Вас не беспокоит, что о Вас так часто пишут неправду?

- Я стараюсь не читать этого, но не всегда получается. Конечно, мне сложно не реагировать на то, как ведут себя некоторые журналисты. Они едут на кладбище, фотографируют могилы моих родителей. После таких статей мне очень больно смотреть на свою сестру, а то, что творится в моей душе, - это уже моя боль.

- А Вы не задумывались о том, что это происходит во многом из-за того, что Вы сами ничего не рассказываете о себе?

- Когда пошли эти грязные статьи, когда в них писали, что в моем городе Енакиево меня никто в лицо не знает, несколько журналистов сами поехали посмотреть, насколько это отвечает действительности. Они обошли места, которые имеют отношение ко мне и которым я помогаю, - школы, больницы, библиотеки, детские дома, шахты - и написали об этом. Когда все было готово [статьи], и я увидел, как сладко все написано, то сказал, что не нужно ничего публиковать. Пусть все идет так, как оно идет.

Что касается грязных статей, где публикуют неподтвержденные факты, то я не хочу оправдываться. Ведь если ты оправдываешься, значит защищаешься и в чем-то виноват.

- Ваша влиятельность в ПР объясняется еще и тем, что и в правительстве, и в Верховной Раде, и в Администрации Президента на ключевых постах находятся Ваши люди. Это и министр сельского хозяйства Николай Присяжнюк, и первый заместитель министра энергетической и угольной промышленности Игорь Попович.

- Эта информация преувеличена. Да, Николай Присяжнюк родом из нашего города. Я его знаю давно. Но правда заключается лишь в том, что у нас дружеские отношения.

- Значит, он - не Ваша креатура?

- Нет. К его назначению я не имею никакого отношения.

- Тем не менее с Вашей фамилией связывают и руководителей тех госструктур, которые имеют отношение к перераспределению природных ресурсов страны, - это и НАК Надра України, и Государственная служба геологии и недр. Ваши партнеры выигрывают тендеры, которые проводят эти госструктуры.

- Я каждый день узнаю что-то новое о себе. Вот только что у меня были люди и рассказали мне о том, что я влияю на какой-то очередной бизнес. Я же о нем вообще ничего не слышал. И они смотрят на меня и не могут понять, что делать. Ведь они знают меня и то, что врать не в моих правилах. С другой стороны, я в их глазах вижу сомнение, ведь им это обо мне рассказали.

Иванющенко: Что касается грязных статей, где публикуют неподтвержденные факты, то я не хочу оправдываться. Ведь если ты оправдываешься, значит защищаешься и в чем-то виноват.

- Но была официальная информация о том, что компании, которые считают близкими к Вам, - Сфера плюс и Мироновкастроймонтаж - получили право на разработку месторождений газа и нефти.

- Я к этому не имею никакого отношения. Этим занимаются мои партнеры.

- Перейдем к другой теме: как Вы заработали свой первый миллион?

- В то время это можно было сделать нетрудно, живя в таком индустриальном центре. Но сначала я вместе с отцом работал на шахте. Потом по состоянию здоровья ушел и начал заниматься бизнесом. Занимался куплей-продажей металла. Я из обычной шахтерской семьи. Отец работал на шахте, мама - на хлебозаводе.

- Металл с отвалов? (По информации СМИ, свой бизнес Иванющенко начинал с отвалов.)

- Нет. Отвалами я никогда не занимался, это не мое, и для меня это несолидно. То, что пишут, - это чистое вранье.

- С Вами связывали и Енакиевский коксохимпром.

- Да, я действительно имел отношение к этому предприятию. Все началось давно, в начале 1990-х. Тогда этот завод умирал. Помню, до того как мы его купили, зарплату рабочим платили водкой и елками.

В то время заводы уже никому не были нужны. У хозяев Енакиевского металлургического завода был новый завод в Горловке. Кокса тогда было предостаточно, поэтому Енакиевский коксохимпром они остановили. Но для города остаться без этого предприятия было равносильно смерти. Поэтому мы с партнерами решили купить завод и восстановить его. Начали делать кокс, отдавать его на металлургический завод, потом брать металл и продавать его.

Тогда же я познакомился с Иваном Ивановичем. (Аврамов, одесский бизнесмен, партнер Иванющенко на протяжении около 20 лет.) Я покупал металл в Енакиево и продавал ему в Одессу. У него голова очень светлая. Для человека из Одессы разобраться с шахтами невероятно сложно, но он это сделал. И то, что многие наших шахты лежали мертвыми, а сейчас дают миллионы тонн, — это его заслуга. Например, шахта Комсомольская в Антраците [Луганской области].

- Насколько соответствует действительности информация о том, что Вы и Ваши партнеры покупаете банки? Была информация, что, помимо ТК-Кредита, вы стали собственниками Захидинкомбанка, а также взяли под контроль Родовид-банк.

- Родовид-банк - это государственный банк.

- Почему Вы сейчас квартируете в офисе Родовид-банка?

- Я просто арендую эти апартаменты у банка.

- Да, но временного администратора Юрия Райтбурга, который в сентябре 2010-го занял эту должность, связывают именно с Вами?

- Это не совсем правильно. Связь существует не со мной, а с моими партнерами.

- Когда Вы пришли в парламент, то официально занимали должность президента компании УКГ-2000. Вы и дальше контролируете ее?

- Нет, это уже давно не моя компания.

- Если Вы не ведете бизнес, за счет каких средств живете?

- Официально на банковских счетах у меня $ 7 млн или $ 8 млн. Я получаю проценты, на эти деньги и живем.

- То есть у Вас вообще нет акций и Вы не получаете дивиденды?

- У меня нет, но акциями владеет моя семья.

- Подтверждаете ли Вы информацию о том, что компании, близкие к Вам, стали совладельцами крупнейшего в Европе рынка — одесского Седьмого километра?

- Компания, которая имеет отношение к моей семье, действительно купила 21% акций рынка. Но у нас было условие, чтобы мы превратили Седьмой километр в цивилизованный рынок. И это процесс уже начался.

- Помимо Седьмого километра, Вам приписывают и контроль над Ильичевским портом.

- Это неправда. Могу Вас заверить, что ни к одному порту я отношения не имею.

- Впервые Ваше имя на всю страну прозвучало из уст Юрия Луценко, который заявил, что Вы имеете отношение к криминальному миру и возглавляли организованную преступную группу. Затем в интернете появились и другие публикации на эту тему.

- Знаете, чего я понять не могу? Почему же, если у кого-то была такая компрометирующая меня информация, они столько лет молчали?

Еще Луценко говорил, что я прячусь в Монако. Но и это обман. Я никогда постоянно не жил в Монако. Да, 12 лет назад у меня был вид на жительство, но я нарушил условия проживания. Согласно правилам, имея вид на жительство, нужно находиться в Монако не меньше шести месяцев. Мое же пребывание там за год едва ли превышало полтора месяца. Так вот, после этого инцидента меня семь лет вообще не пускали в Монако.

Я. И. - В Монако мы уехали в 1997-м. И только потому, что брат (Сын Иванющенко Арсен - футболист, играл за молодежную команду Динамо Киев.) начал играть за одну из футбольных команд Монако. А папа старался приезжать на три-четыре дня хотя бы раз в два месяца.

- У Вас есть недвижимость в Монако?

Я. И.- Нет. Мы арендуем апартаменты. У нас даже в Киеве нет дома или квартиры. Наш дом - в Енакиеве.

- Речь идет о том шикарном дворце с собственной церковью?

Я. И. - Это не дворец, и церкви там нет - это маленькая часовня.

- Но все же давайте вернемся к обвинениям в криминале.

- Что тут говорить. Я думаю, что это идет чистый заказ. Очевидно, кому-то не очень нравится, что я нахожусь в Киеве. Вот и начинают обо мне всякие гадости распространять.

- Свое будущее Вы связываете с Украиной?

- Да. Я никуда отсюда уезжать не собираюсь. Два года назад у меня родился сын [Давид]. Он появился на свет в день моего 50-летия. Это не просто счастье, это от Бога. Я не могу допустить, чтобы он рос без меня.

- Но сейчас Ваша супруга с сыном в Енакиеве, а Вы тут. Не планируете обзавестись квартирой, чтобы перевезти их в столицу?

- Я планирую купить недвижимость в Киеве в будущем.

- Если говорить о будущем, планируете ли Вы заниматься публичной политикой? Увидим ли мы Вас, к примеру, министром угольной промышленности?

- Нет. Меня абсолютно устраивает статус народного депутата.

- Ваш сын Арсен ушел из футбола. Теперь он встанет у руля семейного бизнеса?

- Да, он будет развивать семейный бизнес. Пока же он учится банковскому делу в Бердянском университете экономики и менеджмента. (Сам Иванющенко в 2007-м тоже получил диплом этого вуза).

- Почему там? Ведь это не самый престижный вуз.

- Мы так решили. Он хочет поехать на год в Англию учиться, но я не хочу его отпускать. Здесь на практике он научится быстрее. Хотя я никогда не думал, что он будет заниматься бизнесом. Я думал, что он будет только футболистом. Но обстоятельства сложились так, что у него пошла череда травм и мы решили, что лучше ему уйти из футбола.

Я. И. - Папа всегда говорит, что в любом деле надо быть либо одним из лучших, либо вообще за дело не браться. Взвесив все, Арсен решил, что так, как мечтал он, играть у него не получится, и взялся за учебу. В будущем займется бизнесом. К тому же папа хочет, чтобы он был рядом с ним.

- А как он попал в Динамо, Вы помогли ему?

- Нет. Если бы я помогал, то попытался бы устроить его в Шахтер. Он сам пришел в Динамо, и его взяли. Никто не знал, чей он сын.

- Ваша супруга занимается бизнесом?

- Нет, и никогда не занималась. Она воспитывает детей. Сейчас она с младшим сыном Давидом.

- Чем Вы живете помимо бизнеса и политики? Играете в теннис, любите охоту?

- Нет, ни теннис, ни охоту. Рыбалку - да. Но мое главное хобби - это футбол.

- За кого болеете?

- Как за кого? За донецкий Шахтер, конечно. За киевское Динамо я болел лет с семи, а за Шахтер - с 1990-х годов. Но это не означает, что я не переживаю за Динамо. Это как первая любовь - помнишь всегда.

- Себе футбольный клуб не хотели купить?

- Очень может быть.

***

Эта статья опубликована в №4 журнала Корреспондент от 4 февраля 2011 года.

Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.