Lenta.Ru: Поцелуй Иуды
Украинскую церковь втянули в скандал вокруг евроинтеграции, - пишет Михаил Тищенко в российском издании Lenta.Ru.
Скандал вокругсовместного заявления глав украинских церквей, поддержавших курс на сближение сЕвропой, на днях получил продолжение. Свое отношение к вопросу о евроинтеграциивыразили монахи Свято-Успенской обители (село Никольское, Донецкая область).Они заявили, что "европейское цивилизационное пространство" украинскому народуне нужно и что глава Украинской православной церкви (Московского патриархата)митрополит Владимир, поддержавший интеграцию с ЕС, выражал лишь свое личноемнение. Довод церковных иерархов о том, что сближение с Европой не противоречитотношениям с Россией, монахи отвергли, усмотрев в этом параллели с библейскимпоцелуем Иуды.
В поддержку европейского курса Украиныцерковные иерархи выступилив конце сентября. Они заявили, что украинский народ "с давних времен был частьюевропейского цивилизационного пространства" и что будущее страны должно бытьсоответственным - "независимое государство в кругу свободных европейскихнародов". Авторы обращения - в унисон со светским руководством Украины -подчеркивали, что такой выбор не противопоставляет республику "ее историческомусоседу России". "Надеемся, что русский народ и государство будут признавать иуважать право Украины, как независимого государства, выбирать свой путь вбудущее", - заявляли они.
Свое отношение к вопросу о евроинтеграции выразили монахи Свято-Успенской обители (село Никольское, Донецкая область). Они заявили, что "европейское цивилизационное пространство" украинскому народу не нужно и что глава Украинской православной церкви (Московского патриархата) митрополит Владимир, поддержавший интеграцию с ЕС, выражал лишь свое личное мнение.
Внимание к обращению привлек прежде всеготот факт, что в числе подписантов оказался митрополит Владимир, руководительканонической Украинской православной церкви (Московского патриархата). В спорео внешнеполитическом векторе Украины, как оказалось, позиция главы УПЦ -самоуправляемой части Русской православной церкви - ближе к позиции Киева, а неМосквы.
Минувшим летом, когда Украину в честь1025-летия крещения Руси посетили глава РПЦ Кирилл и президент РФ ВладимирПутин, наблюдатели оценивали их визит в том числе и в политическом контексте. Впрессе тогда упоминали и соглашение об ассоциации с ЕС, которое планируетподписать Украина вопреки желанию России, и обратили внимание на то, что Путинв рамках визита посетилконференцию "Православно-славянские ценности - основа цивилизационного выбораУкраины", организованную движением "Украинский выбор" Виктора Медведчука (онприходится Путину кумом, является ярым критиком евроинтеграции и сторонникомТаможенного союза).
"Сегодня православие... стремительнополитизируется, - рассуждалтогда политолог Вадим Карасев. - Это проявляется в навязывании западнымпостсоветским странам так называемых православно-славянских ценностей...Поэтому за духовными презентациями и религиозным мегапиаром сегодня стоятсерьезные политические калькуляции, которые должны создать православнуюполитическую общность и помешать вхождению Украины в европейскую семью".Эксперт отмечал, что борьба за внешнеполитический курс Украины будетпродолжаться и после того, как соглашение с ЕС будет подписано. "Необходимоготовиться к более серьезным ценностным баталиям за Украину и душу каждогоукраинца, - предупреждал он. - Это касается не только УПЦ МП, но и власти,которая должна думать, какую занять позицию в новой духовно-идеологическойдиспозиции, навязываемой Украине российским государственно-религиознымкомплексом".
За духовными презентациями и религиозным мегапиаром сегодня стоят серьезные политические калькуляции, которые должны создать православную политическую общность и помешать вхождению Украины в европейскую семью
После того как глава УПЦ определился сосвоей позицией, ряд российских СМИ обрушился на него с критикой. Митрополитаобвиняли в "предательстве Православия и православного народа", осуждали заформулировки (пассаж о цивилизационной близости к Европе и "историческомсоседстве" с Россией, содержавшийся в обращении глав церквей, критики назвали"исторической и богословской фальсификацией"). Отдельных упреков митрополит удостоилсяза то, что поставил свою подпись рядом с подписью Филарета - главынеканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (которогоРусская православная церковь предала анафеме).
Впрочем, эти обвинения были еще не самымистрашными. "Вхождение нынешнего украинского государства в такую Европу означаетприсоединение к европейским антихристианским нормам и законам, распространениеих на территорию нынешней Украины, - писало издание Сегодня.Ру. -Тоесть это означает соучастие в построении царства антихриста". "Теперь, когда он[митрополит Владимир] все подписал, он уже не нужен, - вторил историк ЛевВершинин в комментарии ИАREX. - А наследует ему, воссоединив украинские церкви,расстрига Денисенко [глава УПЦ КП Филарет], которому его Хозяин, похоже, отвелна это столько лет жизни, сколько понадобится".
На критику в СМИ руководствоукраинской церкви, наверное, могло бы и не обращать особого внимания. Однако,когда к ней присоединились украинские монахи, это уже нельзя было игнорировать.Их обращениенапомнило о том, что единодушной поддержки курса на евроинтеграцию в УПЦ нет.Заявление в поддержку европейского курса, подписанное митрополитом, монахиобъявили не отражающим позиции УПЦ МП. "Некоторые соображения, в немизложенные... отражают личную гражданскую позицию митрополита Владимира(Сабодана), которую он разделяет с представителями раскольнических,сектантских, инославных и нехристианских религиозных объединений Украины", -отметили они.
Вхождение нынешнего украинского государства в такую Европу означает присоединение к европейским антихристианским нормам и законам, распространение их на территорию нынешней Украины
Монахи в крайне неприглядном светеописали Европу - "поправшую традиционные ценности" и скатывающуюся в "пропастьсодомских мерзостей и нравственного одичания" - и призвали сделать выбор впользу "братского союза славянских народов - русского, украинского ибелорусского". Глав церквей, выступавших за евроинтеграцию, они при этомобвинили в лицемерии. "Лицемерный и лукавый дух этого документа [обращения вподдержку ЕС] вызывает из бездны образы иных, еще более зловещих персонажейбиблейской и церковной истории", - заявили обитатели монастыря. В числе"зловещих персонажей" они упомянули Иуду и Мазепу, поставив в этот же ряд иодного из подписантов обращения в поддержку ЕС - преданного анафеме Филарета.
В заключение монахи напомнили о завещанииоснователя монастыря старца Зосимы, призывавшего "строго держаться Русскойправославной церкви и святейшего патриарха Московского и всея Руси" изаявлявшего, что "в случае отхода Украины от Москвы... автоматическипрерывается связь с митрополитом Киевским".
В последнее время, кстати, эта тема ужеподнималась. В конце июля настоятели и верующие одного из храмов в Киевскойобласти выразили желание перейтив прямое подчинение к Русской православной церкви. Объясняя свое недовольствоукраинской церковью, они обвинили ее руководство в "неспособности осуществлятьдуховное и административное управление", а также в "последовательной политике,направленной на окончательный отрыв от РПЦ". Последняя претензия былаадресована лично митрополиту Владимиру.
Владимир, подписывая обращение в поддержку ЕС, выступал прежде всего за пункт об "общественной дискуссии", посредством которой должен определиться внешнеполитический курс Украины
Конфликт тогда был быстро погашен. Уже вначале августа стало известно, что с руководством УПЦ община примирилась.Теперь, однако, вопрос о "несогласных" в рядах украинской церкви вновьактуализировался. Российская сторона, как полагает бывший депутатот правящей Партии регионов Украины Тарас Чорновил, может воспользоваться своимвлиянием на "епископов Одесского, Донецкого, Мариупольского, которые сегоднябольше подчиняются Москве, чем митрополиту Владимиру". Упомянутый митрополитОдесский Агафангел, к примеру, известен критическим отношением кевроинтеграции. В статье,опубликованной под его именем, утверждалось, что "пагубное стремление Украины вЕвропу является очередной попыткой осуществить многовековое стремлениепротестантско-католического, масонского и безбожного Запада оторвать Украину отединства с мировым центром Православия - Москвой".
Едва ли, конечно, сложности в отношенияхРПЦ и УПЦ выльются в открытый конфликт. "Чистый переулок [там располагаетсярезиденция патриарха Кирилла - прим. Ленты.Ру] будет делать все, чтобы этоне выносить на поверхность, - полагаетроссийский политолог Андрей Окара. - Они будут ... пытаться решить этонепубличным путем. Я не исключаю, что могут быть попытки произвести кадровуюзачистку в УПЦ МП".
Политики открыто, не таясь, а даже делая на этом пиар, спонсируют церковь. Руководители страны всегда присутствуют на всех мероприятиях, связанных с церковными праздниками
В самой УПЦ, отвечая на критику в адресмитрополита, подчеркнули,что "глава церкви выступает от имени церкви и большинства прихожан" (с такимкомментарием выступил пресс-секретарь УПЦ МП, протоиерей Георгий Коваленко).Впрочем, вскоре после этого появился комментарий сотрудникапресс-службы церкви Василия Анисимова, заявившего, что митрополит Владимир,подписывая обращение в поддержку ЕС, выступал прежде всего за пункт об"общественной дискуссии", посредством которой должен определитьсявнешнеполитический курс Украины. Представитель пресс-службы добавил также, что"никто не проводил в церкви соцопросы относительно интеграционных предпочтенийприхожан".
Возможно, от участия в дискуссиях вокругвнешней политики УПЦ вообще предпочла бы воздержаться (этой теме был посвященнедавний визит украинских церковных иерархов в Брюссель, и представителяруководства УПЦ МП, по имеющейся информации,в составе делегации не было). Однако в данном случае, очевидно, сыграл факторблизости украинской церкви к украинской власти. "Религия и политика [наУкраине] ... тесно переплетены. Политики открыто, не таясь, а даже делая наэтом пиар, спонсируют церковь. Руководители страны всегда присутствуют на всехмероприятиях, связанных с церковными праздниками, - констатирует политологАлексей Красноперов. - В свою очередь, церковь платит государству тем же. Налюбом молебне молятся за власть". Впрочем, в России, где церковь также близка кгосударству, понять мотивацию украинских церковных иерархов не так уж сложно.
***
В рубрике Мир о нас статьи иззарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несетответственности за содержание данных материалов.