Миллионы видео атаки. Новая Зеландия после теракта
Новая Зеландия – живописное и спокойное место, но последние дни все обсуждают его не из-за природных красот, а страшного теракта.
15 марта вооруженный преступник убил 50 человек в двух мечетях новозеландского города Крайстчерч. Полиция задержала главного подозреваемого — 28-летнего ультранационалиста Брендона Тарранта.
Корреспондент.net выяснил, как Новая Зеландия и мир переживают последствия теракта.
Усилена охрана
Французские власти активизировали меры безопасности вблизи религиозных объектов после нападений на мечети в Новой Зеландии.
Франция является родиной крупнейшего мусульманского меньшинства в Западной Европе. Страна потерпела смертельные исламистские нападения в 2015 и 2016 годах.
Вокруг мечетей в Великобритании увеличили количество полицейских патрулей, а эксперты по борьбе с терроризмом и службы безопасности встретятся с министром внутренних дел, чтобы обсудить, как лучше защитить религиозные учреждения мусульман.
Британский министр безопасности Бен Уоллес, выступая в Палате общин, назвал теракт "отвратительным" и заявил, что вместе с главой МВД Саджидом Джавидом они проведут встречу с руководителями контртеррористических подразделений полиции и службы безопасности.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган показал отредактированную запись теракта на двух встречах со своими сторонниками. Эрдоган заявил, что нападение в Новой Зеландии было направлено против него лично и против Турции в целом. Он также заявил, что нападавший дважды посещал Турцию в 2016 году. Новозеландская полиция это пока не подтвердила.
Террорист – одиночка
В первые часы после теракта полиция заявила о задержании четверых подозреваемых, включая уроженца Австралии Брендона Тарранта. Почти сразу же полиция объявила о непричастности к теракту одного из задержанных, затем на свободу отпустили и еще двоих.
По состоянию на 18 марта под стражей остается только Таррант. Ему предъявлены обвинения в убийстве. Полиция считает, что австралиец действовал в одиночку. Именно Таррант вел в Facebook трансляцию нападения на мечети, опубликовал перед терактом в интернете манифест с антииммигрантскими и антимусульманскими идеями и, как выяснилось, разослал его по нескольким десяткам адресов, в том числе политикам и в СМИ.
Таррант отказался от адвоката и выразил желание сам представлять себя в суде. Он не объяснил, почему. Возможно, террорист хочет использовать судебные заседания для продвижения своих убеждений.
Перед нападением на мечети Брентон Таррант распространил манифест, содержащий антииммигрантские и антимусульманские высказывания. Также Таррант снимал нападение на видео. Запись с массовым убийством моментально начала расходиться в соцсетях. Facebook объявил, что только за первые сутки удалил 1,5 миллиона видеозаписей теракта.
Среди адресатов письма с манифестом была канцелярия премьер-министра Новой Зеландии Джасинды Ардерн. Глава правительства 17 марта заявила, что письмо от Тарранта пришло за девять минут до нападения на первую мечеть. В течение двух минут после того, как канцелярия получила письмо, о нем поставили в известность службу безопасности. При этом Арден подчеркнула, что в письме не было подробной информации о том, что именно задумал Таррант. “Ни места нападения, ни каких-либо других деталей он не содержал”, — сказала премьер-министр.
Брендон Таррант на законном основании владел пятью единицами оружия. В поле зрения спецслужб, следящих за экстремистами, Таррант, несмотря на то, что неоднократно публиковал в соцсетях антимусульманские и антииммигрантские высказывания, до нападения на мечети не попадал.
Премьер-министр Новой Зеландии пообещала, что после теракта законодательство об оружии будет пересмотрено. В частности, речь может идти об ограничении продажи полуавтоматического оружия.
Террорист – путешественник
Выяснилось, что в 2016 году новозеландский стрелок посетил места знаковых европейских битв.
В конце 2016 года Таррант посетил места исторических битв в Хорватии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине. В 2017 году он отправился в Западную Европу.
В 2016 году он также посетил Израиль по туристической визе. Что он делал в стране во время 9-дневного визита, не сообщается.
В ноябре 2018 года террорист ездил по историческим местам Болгарии, Румынии и Венгрии.
Что делать с видео
Власти Новой Зеландии сразу же после теракта попросили не распространять видеозапись нападения, которое в прямом эфире показывал Таррант, и текст его манифеста. Однако видео с массовым убийством моментально начало расходиться в соцсетях и на Youtube.
Компания Facebook 17 марта объявила, что только за 24 часа удалила 1,5 миллиона записей теракта, из которых — 1,2 миллиона на этапе загрузки. YouTube также пытается блокировать такие ролики. Однако, пишет The Wall Street Journal, видео уже разошлось по самым темным уголкам интернета, например, его опубликовали на анонимных форумах. Премьер-министр Новой Зеландии заявила, что роль соцсетей в теракте еще предстоит оценить, добавив, что эта проблема касается не только ее страны.
Тревожный сигнал
“Нападение в Крайстчерч - продукт атмосферы ненависти и предубеждений, которые много лет культивируются на Западе. Миграционные волны 2014-2015 годов, а также рост исламского экстремизма после появления террористов Исламского государства, стали шоком для Запада и трамплином, который вывел на политический Олимп правых политиков”, - констатирует аналитик-международник Илия Куса.
По его словам, многие европейские партии используют риторику ненависти и расизма в своих политических целях, что и привело в определенной степени к росту социальной напряженности в европейском обществе и обострение проблемы мигрантов.
“Трагедия в Новой Зеландии в глобальном контексте - прямое следствие политической риторики Запада последних 12-15 лет, обострения межэтнических конфликтов в результате глобализации, массового переселения народов и демографического кризиса в Европе и США. Реакцией на это стало появление ультраправых партий во многих государствах”, - отмечает эксперт.
По его мнению, инцидент в Новой Зеландии не стоит рассматривать как отдельный эпизод. Особенно - учитывая градус напряжения и остроту проблемы, стоящие во Франции, Австрии, Италии и Германии.