Таджикистану грозят эпидемии из-за ливня и оползней
"Существует высокий риск вирусных заболеваний, таких как дизентерия, диарея, малярия. Очень плохие санитарно-гигиенические условия. Разрушено большинство туалетов. В ряде районов нет доступа к чистой питьевой воде. Пострадавшим не хватает запасов гигиенических средств", - говорится в предварительном отчете Группы быстрой оценки и координации по реагированию на чрезвычайные ситуации (REACT).
По данным пресс-службы комитета по чрезвычайным ситуациям Таджикистана, число погибших в результате природного бедствия возросло до 17 человек, среди них - шестеро несовершеннолетних.
От селевых потоков и оползней в той или иной степени пострадали несколько тысяч человек. Около 500 человек эвакуированы с места бедствия. Разрушены или повреждены сотни домов, водопроводы, линии электропередач, дороги, школы и мосты.
Ситуация усугубляется тем, что во многих селениях во время селей и оползней погиб домашний скот, который из-за продолжающихся дождей и грязевых потоков трудно захоронить.
Больше всего от разгула стихии пострадали горные и предгорные районы южного Таджикистана - Шуробад, Хамадони, Восе и Хуросон.
"Все снесло за минуты"
Жители пострадавших районов сообщают об острой нехватке еды, воды и медикаментов, и обращаются к властям с просьбами о помощи. В десятках населенных пунктов не хватает питьевой воды.
В районах оползней погибло много домашнего скота
Сотни жителей эвакуированных домов сейчас живут в палатках, доставленных в селения таджикскими спасателями. Людей также размещают в уцелевших от непогоды мечетях, школах и других общественных зданиях.
В зоне бедствия ночная температура опускается до трех-пяти градусов тепла, днем столбик термометра поднимается до 20 градусов. Резкие колебания температуры привели к росту числа простудных заболеваний.
Власти страны совместно с международными гуманитарными организациями продолжают доставлять в пострадавшие районы палатки, продовольственную помощь, одежду, медикаменты, строительные материалы, а также цистерны с питьевой водой.
Однако, как утверждают жертвы стихии, этой помощи явно недостаточно, а ее распределение затягивается.
"Старожилы не помнят настолько интенсивных дождей. Ливень продолжался примерно сорок минут. Все буквально снесло за минуты. Пытаемся срочно эвакуировать людей и срочно подсчитать ущерб от стихии", - рассказывает председатель Хуросонского района Убайдулло Абдуллоев
"Настоящее бедствие"
Мутные потоки сильно загрязненной воды все еще покрывают огромные участки территории горных селений. На многих улицах скопились горы всевозможных обломков и отходов.
Больше других пострадали бедняки, жившие в глиняных домах
"Это настоящее бедствие. Моя семья потеряла практически все. Детей распределила по родственникам. Сама здесь, сторожу дом. Пытаюсь войти в дом и вынести уцелевшие вещи, но боюсь, что он развалится. Ни средств, ни дома, ни надежды", - жалуется 60-летняя Марзия, жительница Хуросона.
Правительственная комиссия продолжает оценку масштаба ущерба, нанесенного затопленным районам.
Жилые дома построены в опасных зонах в горах и в предгорье на пути схода дождевых потоков, вероятность повторения селей там очень высока. По словам наблюдателей, больше других пострадали беднейшие слои населения, чьи дома построены, как правило, из глины.
"Я верю только президенту. Надеюсь, что он не оставит нас без помощи. На местные власти надежды никакой. Мы два дня ночуем на улице. Голодные, холодные. Ни один из них пока не спросил у нас о нашем самочувствии, положении, о горе нашем", - говорит житель Хуросона Курбоджон
В стране начат сбор средств в фонд помощи пострадавшим. Тем временем, по прогнозам таджикских метеорологов, в ближайшие дни в Таджикистане вновь пройдут мощные ливневые дожди.