Арестованный трансплантолог рассказал, как проводил в Баку операции и что за это получал
Как напомнил Закордонец, его обвиняют в том, что он как хирург и два анестезиолога якобы вербовали доноров, перемещали их, получали органы, передавали их.
"На самом деле я никого из доноров и реципиентов не знал и не видел до операции. Проходит по делу, кроме врачей, еще кто-то. Кто - не знаю, так как пока у меня были три очных ставки с донорами и одна - с коллегой-анестезиологом. Со вторым коллегой пока ставки не было. И вообще уже два месяца, как никаких следственных действий со мной не проводят", - сообщил он.
При этом Закордонец рассказал, что имел официальный контракт с клиникой Азербайджанского университета (сам контракт изъяли при обыске).
"Подчеркну: в наши (врачей) обязанности не входило ничего, кроме выполнения самих операций, не подбирали мы ни доноров, ни реципиентов. Насколько я знаю, в Минздраве Азербайджана была специальная комиссия, которая и решала эти вопросы. Дело в том, что, по законам Азербайджана, для пересадки органов не обязательны родственные отношения, как у нас. Так что мы местных законов не нарушали. У доноров в клинике лишь требовали справки из наркологического диспансера и от психиатра, чтобы подтвердить вменяемость человека, что он сознает, что делает, становясь донором. Кто занимался подбором доноров по медицинским показаниям, просто не знаю", - заявил арестованный хирург.
По его словам, когда в азербайджанской клинике намечалась операция, ему сообщали и присылали билеты: либо в электронной форме, либо курьером. На время поездки в Баку он оформлял отпуск в Институте Шалимов.
О гонораре сразу речь не шла, только о помощи людям, а то, что могло бы быть в дальнейшем, я обсуждать не хочу
"В Баку нас встречали представители клиники. Потом везли или в отель, или сразу в клинику. Операцию назначали на тот же день или на следующий. Сначала донорский этап - изъятие почки, потом трансплантация. Но надо это сделать в один день, ибо чем короче период, когда почка в холодильнике, тем лучше. Потом 5 дней наблюдаем и, если все нормально (а у нас так и было), улетаем. Пациент тоже на 5 -7-е сутки возвращался на родину. Пересаживали мы в Баку исключительно почки", - заявил Закордонец.
Он также уточнил, что контракт действовал около года, первый раз он прилетел в Баку в мае 2009 года. "Сколько операций провели, точно не скажу, но когда правоохранители называют два десятка, это близко к правде (хотя допрашивают меня пока по трем эпизодам)", - сказал он.
"Донорство, повторю, в Азербайджане не запрещено, единственное условие - чтобы пересаживаемый орган не был предметом купли-продажи. То есть донорство должно быть безвозмездным. Однако, насколько я знаю, наши доноры (они все из западной Украины) размещали в интернете объявления именно о продаже почек и получили в итоге по 10 000 долларов за орган. Во всяком случае, они это утверждали на допросах", - сообщил он.
"Что касается нас, врачей, то контракт предусматривал для начала бесплатный трансфер, проживание, питание и прочие бытовые вещи. О гонораре сразу речь не шла, только о помощи людям, а то, что могло бы быть в дальнейшем, я обсуждать не хочу", - заявил Закордонец.
Он также заверяет, что не нарушал ни украинских, ни азербайджанских законов. При этом, одной из возможных причин своего ареста Закордонец считает желание милиции выслужиться перед новой властью. "Мы ничего не нарушили, однако арестованы… Причины настоящие этого мне неведомы, версий есть много. Одна - таким образом пытались копать под руководство института Шалимова. Вторая - убирали конкурентов (на Западе такие операции стоят 150 -200 тысяч евро). Третья - просто милиция решила отличиться перед новой властью и объявить о раскрытии "громкого дела"… Я склоняюсь к этой версии".
Ранее заместитель министра внутренних дел Василий Фаринник заявил, что на сегодня есть 25 человек, которых "склонили к удалению почки", и что "преступную цепочку" раскрутили благодаря некоему информатору. По его словам, среди арестованных, кроме врачей, и "те, кто занимался агитацией доноров, перевозкой и сопровождением".
Фаринник считает, что работа украинских медиков в Баку - противозаконна. Кроме того, утверждает замминистра, "часть операций проводили в Институте им. Шалимова". Это противоречит заявлениям директора Института Юрия Поляченко. Генерал Фаринник выступает против того, чтобы хирурга освободить на подписку о невыезде: "У нас были данные, что он на свободе будет влиять на ход расследования и даже может скрыться. Я считаю, что отпускать его на подписку нецелесообразно".
Источник Сегодня в правоохранительных органах, говоря о том, почему не привлекаются к уголовной ответственности доноры, получавшие за свою почку деньги (это запрещено законом), заявил, что эти люди добровольно написали заявления, указав, кто на самом деле являлся организатором криминальной схемы, и признали свою вину. Поэтому их процессуальный статус – потерпевшие, отметил источник.
Как сообщалось, 14 октября советник министра внутренних дел Украины Константин Стогний официально подтвердил факт задержания трех врачей Института им. А.Шалимова.
По версии правоохранителей, врачи с целью изъятия почек для последующей трансплантации зажиточным реципиентам непосредственно осуществляли эксплуатацию доноров в виде изъятия органов. Установлено, что реципиентами были преимущественно зажиточные граждане другой страны, в которую массово иммигрировали наши соотечественники в начале 90-х. За операцию по трансплантации здоровой почки они платили организаторам группы от 100 до 200 тыс. долларов.