Леонид Каденюк: Полетел бы в космос снова
С тех пор украинских космонавтов к полетам не готовят. 62-летний Леонид Каденюк, впрочем, уверен, что украинцы должны летать в космос и готов полететь во второй раз. Через 15 лет он до мельчайших подробностей помнит все свои ощущения и впечатления, которыми поделился в интервью с ВВС Украина.
Леонид Каденюк: Первое и самое мощное впечатление - потеря точки опоры после того, как отстегиваешься от кресла и оказываешься в состоянии невесомости. В земных условиях действует гравитация. Там эта потеря точки опоры означала найти себя в пространстве, и это было крайне непросто.
Но в течение всего космического полета я убедился, насколько человеческий организм гибкий, насколько он способен приспосабливаться к любым условиям, в том числе в условиях невесомости.
Вот мы сейчас с вами разговариваем, а в это время в нашем организме происходит несколько сотен биологических процессов. А там (в космосе - ред.) внезапно происходит полное изменение. Это огромный стресс для организма, но и его человек способен пережить.
Я, откровенно говоря, волновался, как я это выдержу. Потому что многие космонавты, хоть и отбираются по одним и тем же критериям, хоть все равно здоровые, но каждый переносит такие нагрузки по-разному. У кого-то сильная головная боль, у кого-то нарушения вестибулярного аппарата.
Я нормально все перенес. Причем, у меня появилось ощущение, что я когда-то уже был в таком состоянии. Когда начал анализировать, почему такие ощущения возникли, появилось полуфантастическое предположение о том, что человек все-таки произошел из космоса, и это состояние записано на генном уровне у каждого из нас - у меня, у вас и у каждого другого человека на планете Земля.
И еще одно чувство - будто попал в другой мир, и не только с точки зрения физики. Когда смотришь в иллюминатор, видишь такую красоту, что нельзя подобрать слов. Американский космонавт Джон Гленн как-то сказал: если посмотреть в иллюминатор, навсегда поймешь, что не верить в Бога-творца невозможно.
ВВС Украина: А многим наоборот кажется, что увидев Вселенную, убеждаешься, что мир все-таки материален...
Леонид Каденюк: Нет, наоборот, и у меня были такие же ощущения, как и у Джона Гленна.
ВВС Украина: Известно, что вы проводили опыты с растениями. Чем вы еще занимались в космосе?
Леонид Каденюк: Основной целью моего полета было выполнение общего украинско-американского эксперимента с тремя видами растений. Но кроме этого еще были исследования, предложенные киевским Институтом системных исследований человека на тему "Человек и состояние невесомости".
Но после того, как прошел период адаптации, я решил, что мое пребывание на космическом корабле не должно ограничиваться только теми экспериментами, которые мне были предложены. Я сам придумывал некоторые исследования, связанные как с физикой, так и с медициной, космической психологией.
Один из интересных экспериментов, который я провел - это хождение по потолку. С точки зрения физики сделать это было достаточно легко в состоянии невесомости, но еще есть такая вещь, как психология человека. Оказалось, что чрезвычайно прочные стереотипы, с которыми человек отправляется в космос, там сработали на полную, в частности, в том, что по потолку ходить невозможно. Когда я ступнями ног коснулся потолка, я будто бы почувствовал переход в совершенно другую пространственную систему координат.
ВВС Украина: Приходилось слышать от ученых мысль о том, что подготовка украинского космонавта для полетов в космос не может быть самоцелью государства, гораздо правильнее тратить деньги не на это, а на научные разработки, эксперименты, которые космонавты других стран могут проводить в космосе. Собственно, сейчас украинские космонавты не готовятся к полетам, поскольку это еще и невероятно большие деньги, которых у государства нет.
Леонид Каденюк: Я убежден, что украинцы должны летать в космос. Если посмотреть на мировую космонавтику, вклад украинцев очень значительный - как теоретиков, так и практиков. Поэтому они должны это продолжать.
Украинские ученые уже предложили около 200 экспериментов для Международной космической станции, и хотелось бы, чтобы эти эксперименты в космосе проводили именно украинские космонавты.
Да, для подготовки нужны большие средства. Мой полет состоялся по договоренности президентов Украины и США, Леонида Кучмы и Билла Клинтона, и тогда Украина не заплатила ни копейки.
Теперь для подготовки или в НАСА, или в Российском центре имени Гагарина необходимо около 150 млн долларов. Это очень большая сумма для государства.
В Украине годовые расходы бюджета на космическую отрасль в целом составляют около 114 млн грн, то есть не более 13 млн долларов.
Конечно, жаль, что государство так мало тратит на космические исследования. Один футболист донецкого "Шахтера" стоит значительно больше, чем вся космическая отрасль Украины. Я понимаю, что это другие источники финансирования, но все равно, так не должно быть в государстве.
ВВС Украина: Вы бы вторично полетели в космос, если бы была такая возможность?
Леонид Каденюк: Да, полетел бы. Физическое состояние это позволяет. Я активно занимаюсь спортом, бегаю 3-4 раза в неделю по 10 километров. Я уже упоминал об американском астронавте Джоне Гленне. Он полетел второй раз в космос в возрасте 77 лет. Мне до этого еще очень далеко.
К тому же, если бы так случилось, что через 2-3 года все-таки была возможность полететь украинцу, то на самом деле некому лететь. Потому что минимум 4-5 лет надо готовиться. Мне готовиться не надо, я такую подготовку давно прошел. Мне только следовало бы подготовиться к экспериментам.
Источник ВВС Україна