Мать убитого солдата РФ о вторжении в Украину: «Из 1200 человек погибших — 120»
Журналист российского издания
%img1big%
Читай также: Кострома: десантники на "учениях", матери в неведении - ВВС
Антон ушел в армию из родного Козьмодемьянска (21 тысяча жителей, 100 километров от Йошкар-Олы) в 2012 году. Учебку прошел в Пензе, служил в Южной Осетии. В мае 2014 года ушел служить по контракту. «Мне деньги нужны. Я ж не на войну еду — я на работу еду. Другой-то работы нет», - сказал он матери, которая его отговаривала.
Туманов записался в 18-ю Отдельную мотострелковую бригаду, в/ч 27777 (Чечня). Именно в этой части, по данным Совета при Президенте РФ по правам человека, при неизвестных обстоятельствах погибли 9 военнослужащих.
Зарплату за полтора месяца службы Антон так и не получил. Домашним он говорил, что ему обещали 40—50 тысяч рублей (около 17 500 грн). Парни-сослуживцы объяснили, что Антона, видимо, обманули: они получают не больше 30.
Читай также: В Украине погибли около двух тысяч российских военных - советник Гелетея
В начале июля вдруг рассказал: в части спрашивают, кто хочет добровольно поехать в Украину. Обещали, что если продержитесь сколько-то дней на Украине — заработаете 400 тысяч. 10 августа Антон позвонил домой: «Мама, нас отправляют в Донецк. Елена Петровна (мать) спросила: : «Куда? Там война! Вас не могут туда отправить!» Он: «Мам. Это ты так думаешь».
Только и сказал: «Послали на помощь ополченцам. Не переживай, все будет чики!»
11 августа Антону выдали две гранаты и 150 патронов для автомата. О том, что происходило дальше, известно из рассказа двух сослуживцев Антона по в/ч 27777, после похорон приехавших в Козьмодемьянск с его документами. Один из них оставил Елене Петровне нотариально заверенное «Объяснение» с подробностями гибели Антона.
%img3popup%
%img2right_popup%
Читай также: Мать россиянина, погибшего за ДНР: «Не нужно было его так воспитывать!»
По словам сослуживцев Антона, приказ перейти границу с Украиной пришел 11 августа. Тех, кто отказывался, командование оскорбляло, стыдило, угрожало уголовным преследованием. Все документы и телефоны приказали сдать, форму снять (все переоделись в простой камуфляж), на технике замазать опознавательные знаки и номера. На ноги и руки повязали узкие белые повязки: позже Туманова нашла в ВКонтакте фотографию сына с такими повязками и комментарием его сослуживца: «Это знаки опознавания свой-чужой. Сегодня на ноге, завтра на правой руке и т. д. Все, что движется без повязок, — уничтожается».
%img5right_popup%
Выжившие рассказали, что ночью 12 августа колонна из 1200 человек зашла в Украину и днем 13 числа остановилась на территории завода в городе Снежное Донецкой области в 15 километрах от границы. Машины с боеприпасами и оружием поставили очень скученно. Днем 13 августа по колонне ударили из Градов. «Мальчишки [сослуживцы. — Е. Р.] сказали, что из 1200 человек погибших — 120, раненых — 450, — говорит Туманова. — Они сами где-то сзади были, а мой Антон впереди. Ни окопов, ни защиты…». Эту цифру – 120 погибших в 18-й бригаде– Елене Петровне также подтвердили в Комитете солдатских матерей.
%img4big%
Читай также: Груз 200, Донецк-Ростов: как власти России прячут тела боевиков от вдов
Сослуживец Антона выложил в ВКонтакте фотографию Антона с другим, тоже смеющимся парнем. Подпись: «Арутюнян Роберт Мартунович, Туманов Антон. Герои, погибшие при выполнении Воинского долга». В комментариях — вопрос об их подразделении и месте смерти. Ответ: «Группа инженерной разведки в составе мотострелкового бата. Снежное, одна из восточноевропейских стран». — «А в Восточной Европе они что делали?» — следующий вопрос. Ответ: «Выполняли приказ мы. В роли ополченцев. Кстати, поменяли меня на высоте псковские десантники, которым вроде бы тоже нечего делать на юго-востоке Европы».
%img6big%
Вкратце, по описанию сослуживцев Туманова, операция российской армии на чужой земле выглядела так: с двумя гранатами на человека и не подготовленной к бою техникой колонна войск зашла в Украину, попала под Грады — и через сутки вернулась назад со 120 трупами.