Почему ДНР/ЛНР до сих пор официально не признаны террористами

За время АТО за терроризм осужден один человек. Есть ли в Украине механизм признания организаций террористическими, почему власти его не используют?
Почему ДНР/ЛНР до сих пор официально не признаны террористами
коллаж - news-ukraine.com

Термины “террористы“ и “террористическая организация“ основательно закрепились в СМИ и лексиконе политиков как описание для российских группировок боевиков ДНР/ЛНР. Но иногда высказывания некоторых представителей власти заставляют усомниться в соответствии терминологии реальной ситуации. 

Читай также: Боевики перекрывают дороги и не пускают наблюдателей - ОБСЕ

Например, вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид заявляет, что в Украине нет юридического механизма признания организаций террористическими, а глава Луганской ОВГА Георгий Тука сообщает, что в Луганской области украинский суд оправдал сепаратиста, поскольку “ЛНР не признана террористической организацией“. Прокурор Луганской области сетует: суды отказываются выносить заочные решения против верхушки ЛНР и ДНР, потому что нет законодательной базы. В то же время СБУ называет эти организации именно террористическими.

Корреспондент ЛІГА.net разбирался, почему до сих пор не определен порядок признания организации террористическими. 

Верховная Рада: инфантилизм или трезвый расчет

Читай также: В оккупированном Донбассе хотят закрыть доступ к украинским СМИ

Законопроект, упрощающий процедуру признания ДНР и ЛНР террористическими организациями (проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты о признании организаций террористическими N1840), внесенный в парламент еще в январе прошлого года, принят депутатами только в первом чтении, а в январе этого года был снят с рассмотрения. 

Законопроект с аналогичными задачами о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования механизмов борьбы с терроризмом, зарегистрирован в Раде в феврале прошлого года, внесен в повестку дня сессии в марте, но до сих пор не рассматривался.

Вместе с тем парламент обращается к международному сообществу с призывом признать ЛНР и ДНР террористами, с аналогичной просьбой СНБО поручает правительству обратиться в Гаагский трибунал, глава МИД заявляет об инициировании рассмотрения этого вопроса в СБ ООН. Тем самым Украина, судя по всему, является единственной страной в мире, обращающейся в международные правовые  инстанции с просьбой решить проблему, даже не попытавшись решить ее в собственном юридическом поле. 

Читай также: Гибридная армия РФ заминировала подходы к промзоне Авдеевки

Напомним, необходимость принятия законопроекта N1840, согласно пояснительной записке к нему, обосновывалась целью определения на законодательном уровне порядка признания организации террористической. Потому что на тот момент в украинском законодательстве такой порядок отсутствовал.

Внесению правительством в парламент этого документа предшествовало озвученное на заседании Кабмина поручение премьер-министра Арсения Яценюка Минюсту, Генпрокуратуре и СБУ обеспечить признание ЛНР и ДНР террористическими организациями. Премьер даже обратился к международным организациям и западным партнерам с призывом признать ЛНР и ДНР террористами. Правда, на политическом уровне.

Проектом закона 1840 предполагалось, что СБУ в рамках проведения мер по борьбе с терроризмом будет инициировать перед органами прокуратуры вопрос о подаче иска в Высший административный суд, а суд уже будет принимать решение о признании организации террористической. В экстренных случаях, если террористическая деятельность организации привела к возникновению кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины, такая организация могла признаваться террористической решением СНБО.

Но в этой редакции законопроект отказалось принимать парламентское большинство, настояв на том, чтобы в него были внесены изменения, согласно которым право признавать организации террористическими должно быть отдано Верховной Раде по представлению СНБО. 

Читай также: Россия перебросила на Донбасс эшелон с военной техникой - разведка

Однако, согласно заключению Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, текст законопроекта в такой редакции не согласуется со статьей 85 Конституции Украины, которой определены полномочия Верховной Рады, среди которых нет такого, как признание организации террористической. 

Кроме того, комитет счел внесудебный порядок признания организации террористической сомнительным, поскольку законом должны быть предоставлены гарантии обеспечения права на защиту и обжалование такого решения. “Принятие проекта в предложенном виде создаст на практике правовую коллизию. Закон о борьбе с терроризмом допускает только судебный порядок признания организации террористической. Изменения в указанный закон не предлагаются, а значит - в случае одобрения проекта будут существовать одновременно два порядка признания организации террористической“, - сказано в выводе комитета ВР.

Вместе с тем комитет обратил внимание законодателей на то, что 13 февраля 2015 года в парламент народными депутатами Оксаной Сыроид, Виктором Чумаком, Викторией Сюмар и Андреем Кожемякиным был подан проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию механизмов борьбы с терроризмом (N2139), который фактически является альтернативным проекту 1840. Этот документ, по словам Сыроид, был разработан совместно с Минюстом и МИД Украины. Им предлагается предоставить право СБУ обращаться в Верховный суд с представлением о признании организации террористической. Это, по мнению комитета, не противоречит положениям Конституции, в отличие от положений законопроекта 1840.

Проект 1840 был признан утратившим актуальность, снят с рассмотрения, а в повестку дня сессии внесен проект 2139. 

С тех пор прошло уже больше года, а документ так ни разу и не выносился на голосование в парламенте. Почему? Один из его авторов нардеп Сыроид утверждает, что рассмотрение законопроекта блокируют СНБО и комитет Верховной Рады по вопросам безопасности и обороны, который возглавляет вовсе не какой-нибудь фанат “русского мира“ из Оппоблока, а заместитель главы фракции Народного фронта Сергей Пашинский.

Читай также: Европа не требует провести выборы в Донбассе в июне - Бессмертный

 В СНБО заявление Сыроид назвали свидетельством ее некомпетентности, подчеркнув, что у аппарата совета отсутствуют какие-либо возможности и механизмы блокирования или ускорения прохождения законопроектов. 

Глава комитета по вопросам нацбезопасности Сергей Пашинский в письме Сыроид, копия которого располагает редакция ЛІГА.net, поясняет: законопроект 2139 не мог рассматриваться в парламенте, когда еще был актуален законопроект 1840, касающийся тех же вопросов, но предполагающий другой подход. После того, как проект 1840 3 февраля 2016 года был снят с рассмотрения, появились основания для рассмотрения проекта 2139 по сути, говорится в письме. Пашинский отмечает, что теперь этот документ будет рассмотрен на заседании комитета. 

Механизм есть

Читай также: Военные не готовы к примирению с сепаратистами на Донбассе - Тука

Однако, вопреки мнению правительства и народных депутатов, в Украине, оказывается, все же есть юридический механизм признания организации террористической. Учитывая весьма оригинальную логику взаимодействия органов власти, неудивительно будет узнать, что такого мнения придерживается, например, МИД, который принимал участие в разработке обоих вышеупомянутых проектов законов. 

“Согласно украинскому законодательству, организации (образования), которые не зарегистрированы юридическими лицами в установленном законом порядке, могут быть признаны террористическими в рамках уголовных производств по ст. 258 ч. 3 УК Украины (создание террористической группы или организации, - ред.) в порядке, предусмотренном ст. 24 закона Украины о борьбе с терроризмом“, - говорится в ответе МИДа на запрос издания Апостоф.

Так же считает, к примеру, экс-заместитель руководителя информационно-аналитического центра СНБО Владимир Полевой. В Украине за создание террористической организации предусмотрена уголовная ответственность по статье 258-3 Уголовного кодекса (далее УК), пишет он в своей статье, опубликованной на сайте СНБО.

Закон о борьбе с терроризмом признает преступлением не только создание террористической группы или террористической организации и руководство такой группой или организацией, но и сам факт участия в ней, а также организационное или другое содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации, отмечает Полевой. 

Читай также: ООН: На Донбассе воюет много иностранных наемников

“В нашей стране нет института уголовной ответственности для юридических лиц (организаций). Но благодаря указанной норме, судебный приговор, вступивший в законную силу, по статье 258-3 УК, в котором было бы признано, что такой-то гражданин виновен в создании или руководстве или участии в террористической организации ДНР или ЛНР, означал бы юридический факт признания этих самопровозглашенных республик террористическими организациями“, - отмечает он.

Юрист Николай Коломоец утверждает, что законом о борьбе с терроризмом (частью 1 статьи 24) предусмотрена “понятная и единственная возможность“ признания той или иной организации террористической - суд. “Если он принял такое решение в отношении организации, ответственной за проведение террористического акта, сама она подлежит ликвидации, а принадлежащее ей имущество - конфискации“, - отмечает эксперт.

И заместитель руководителя информационно-аналитического центра СНБО, и частный юрист говорят, что на деле, пока ни один суд на территории Украины не признал ДНР и ЛНР террористическими организациями, то они официально не являются таковыми.

Читай также: МИД Литвы призвал расширить санкции против России за Украину

Между тем, в ответе СБУ на запрос народного депутата Дмитрия Тымчука ведомство сообщает, что уголовное дело о создании “террористической организации ДНР“ все-таки открыто. Вряд ли СБУ стало бы начинать расследование заведомо бесперспективного дела. То есть возможность признать ЛДНР террористами в рамках действующего законодательства и уголовного права существует? В СНБО ЛІГА.net не захотели отвечать на запрос о действующей процедуре признания организаций террористическими.

Уголь, PR-сопровождение заявлений парламента и план Б

С оккупированными территориями продолжаются хозяйственные, финансовые, межсемейные и другие контакты, отмечает Полевой. Например, закупается и пропускается уголь для ТЭС Украины, в Донбасс доставляются продукты из Украины. “Если же применить закон буквально и признать ДНР-ЛНР террористами, нам придется прекратить любые контакты с этими структурами, которые автоматически становятся преступными. Преступлением будет та же покупка угля“, - говорит он.

В отчете специальной мониторинговой миссии ОБСЕ за 1 марта 2016 года говорится, что между оккупированными Россией и контролируемыми правительством Украины районами Донбасса курсируют товарные поезда, которые перевозят уголь и металлургическую продукцию.

Читай также: Порошенко - Москве: Сначала вывод войск, потом снятие санкций

В Минэнерго говорят, что из зоны АТО на украинские ТЭС поставляется в 10 раз больше угля, чем импортируется из ЮАР, и в 13 раз больше, чем завозится из России.

Зачем, в таком случае, нужны были показные законодательные инициативы?

Как сказал в комментарии ЛІГА.net один из разработчиков законопроекта N2139, документ нужен был, во-первых, для того, чтобы привести механизм в соответствие с международными стандартами, во-вторых - чтобы ускорить его действие, и в третьих - для “сопровождения“ политических заявлений Верховной Рады по поводу признания российской агрессии, ЛНР и ДНР - террористами, и ее обращений по этому поводу в международные инстанции. После того, как эти заявления были приняты, отметил источник, необходимость в законопроекте отпала.

Кроме того, законопроект, по словам его автора, в случае принятия мог создать трудности для участия Украины в переговорах трехсторонней группы по урегулированию ситуации в Донбассе. 

Он подтвердил также слова Сыроид о позиции комитета по нацбезопасности во главе с Сергеем Пашинским, которая заключалась в том, чтобы не принимать документ. При этом Пашинский, по словам источника, якобы выражал интересы Администрации президента.

Есть еще одно объяснение - стратегия украинской власти касательно разрешения конфликта в Донбассе. Она заключается в том, что официальное признание ДНР и ЛНР террористическими организациями с поражением в правах их членов, вплоть до лишения гражданства - это запасной вариант на случай, если Россию не удастся заставить выполнить ее часть минских соглашений. То есть, Украина сознательно не использует этот механизм, надеясь на дипломатические договоренности, оставляя жесткие меры на потом - как план Б.

Осужден лишь один террорист

Читай также: Боевики готовят провокацию на мариупольском направлении - штаб

Даже если в упомянутых законопроектах нет никакой необходимости в плане их практического применения в борьбе с терроризмом в Украине, поскольку легитимный механизм признания террористических организаций уже существует, то это не столь важно, потому что на деле этот механизм не работает.

В ответе Генпрокуратуры на запрос ЛІГА.net говорится, что в 2014 году было зарегистрировано 1499 уголовных дел по статье 258 (террористический акт) УК. При этом лишь 55 лицам было сообщено о подозрении. И только 12 дел были направлены в суды. В 2015 году таких дел было зарегистрировано 1295. Подозрение объявлено 50 лицам, а в суды направлено 35 дел. В январе 2016 года начато 60 производств по статье 258. О подозрении сообщено одному лицу. В суд передано также одно дело.

Таким образом, в общей сложности, в 2014-2015 годах в суды было направлено 47 уголовных дел, связанных с террористической деятельностью. Сколько же судами вынесено приговоров по этим делам? Согласно ответу Государственной судебной администрации Украины на запрос ЛІГА.net, в 2014 году по 258 статье не осужден никто, а в 2015 году приговор вынесен только одному человеку. То есть, за все время антитеррористической операции на востоке Украины именно за терроризм осужден только один человек.

В таком случае непонятно, каким образом в единый реестр судебных решений попали данные о, как минимум, пяти судебных приговорах не просто по 258 статье, а именно по 3 ее части (создание террористической организации или группы), в которых ДНР и ЛНР прямо называются “террористическими организациями“? Если эти данные соответствуют действительности, то, как поясняют юристы, этого вполне достаточно для того, чтобы организации ДНР и ЛНР были признаны террористическими.

Читай также: Война на Донбассе: пропавшими без вести значатся 693 украинца

Но, во-первых, Государственная судебная администрация почему-то сообщает только об одном приговоре по статье 258, не конкретизируя, по какой именно ее части. А во-вторых - Служба безопасности в ответе на запрос ЛІГА.net сообщает, что процедура признания организации террористической на законодательном уровне сейчас только определяется. При этом в СБУ в качестве подтверждения ведущейся в этом направлении работы называют именно те два “похороненных“ в Верховной Раде законопроекта, о которых речь шла выше. 

“В случае принятия и вступления в действие соответствующего законодательного акта (имеется в виду уже год ждущий рассмотрения в Раде законопроект 2139, - ред.) зависимо от его положений будет решаться вопрос касательно обоснования отнесения определенной организации к террористическим (необходимых доказательств), критериев членства в ней, правовых последствий такого решения и полномочий правоохранительных органов“, - сообщает СБУ.

Таким образом, в СБУ, по сути, признали, что процедуры признания организаций террористическими пока нет. Соответственно, ДНР и ЛНР официально не признаны террористическими.

Местная специфика

Нет никакой возможности узнать, по какой причине украинские суды не выносят приговоров обвиняемым в терроризме. И здесь речь идет не только о создании террористических групп или организаций, что можно было бы объяснить отсутствием соответствующего правового механизма или какой-то стратегической необходимостью, а вообще обо всем спектре преступлений, связанных с террористической деятельностью.

Читай также: Порошенко: Ситуация на Донбассе не дает повода рассчитывать на мир

Вот как, к примеру, объясняет сложившуюся ситуацию прокуратура Луганской области. Заместитель прокурора области Сергей Бондаренко в ответе на запрос ЛІГА.net сообщил о наличии уголовных производств по обвинению лиц в сепаратизме и способствованию террористической деятельности, которые длительное время не рассматриваются местными судами. 

Можно даже пренебречь фактом, что за два года (2014 и 2015) прокуратура Луганщины направила в суды всего четыре таких производства. Почему же суды области их не рассматривают? “Не исключено, что обозначенная проблема, среди других факторов, обусловлена пребыванием на временно оккупированных территориях родственников и имущества судей, что следует расценивать как факторы, которые могут использоваться в качестве определенных рычагов давления или обуславливать другое вмешательство в их профессиональную деятельность“, - сообщает зампрокурора Луганской области.

Чтобы обеспечить эффективную работу судов, прокуратура даже обратилась (правда, только через СМИ) к депутатам Верховной Рады с предложением создания специализированных судов в зоне АТО, в которых исключительной компетенцией рассматривать дела, связанные с террористической деятельностью, наделялись бы откомандированные из других регионов судьи. В Луганской области для них создали бы надлежащие бытовые условия и обеспечили государственную защиту.

Но какой в этом смысл, если судьи в других регионах Украины точно так же не принимают решений по делам обвиняемых в терроризме? При этом ни родственников, ни имущества на оккупированных территориях Донбасса у них нет.

Международный уровень

Читай также: План Б: боевиков лишат гражданства, граница Украины - по Донбассу

Здесь у Украины есть два варианта - Совбез ООН и Совет Евросоюза. При этом один из них совсем бесперспективный, второй - чуть менее чем совсем. В ООН процедура предусматривает единогласное решение всего Совбеза, членом которого является РФ, обладающая правом вето. В Совете ЕС для признания организации террористической нужно единогласное решение всех государств-членов ЕС. Владимир Полевой считает, что теоретически - это возможно. Следствием такого решения станет уголовное преследование всех причастных к ДНР и ЛНР и разрыв всяких связей. Далее, по его мнению, должно последовать признание России страной, поддерживающей терроризм, со всеми последствиями.

Но, говорит эксперт, для иностранцев первичным является именно наш внутренний прецедент. До этого они будут выражать только глубокую обеспокоенность и возмущение по поводу преступных действий ДНР-ЛНР. Он считает, что ни один политик не возьмет ответственность, пока существует возможность, что конфликт в Донбассе может быть решен на политическом уровне.

В то же время, если верить плану офиса президента Порошенко, официальная процедура признания ДНР и ЛНР - нарядку с другими решениями их плана Б - будет завершена как только минские соглашения перестанут приносить выгоды Украине. Не исключено, что это может случится уже в этом году.

Смотрите также видео “10 минут с премьер-министром“ о возможных вариантах развития событий: 



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK