Мнение: Прощание славян
Украинско-российские отношения больше относятся к области бессознательного - коллективного и индивидуального, чем к сфере рационального анализа. Слишком много общего в истории и общественно-политическом менталитете, чтобы Россия и Украина были способны воспринимать друг друга как две иностранные друг для друга державы. В чем же, если отвлечься от неизбежных эмоций, собственно говоря, состоят интересы России и Украины?
Ющенко и его сторонники предполагают пройти путем государств Центральной и Восточной Европы
Что нужно Украине? Гарантии суверенитета и территориальной целостности, что, в свою очередь, станет залогом устойчивого развития на годы. По мнению нынешнего Президента Украины, таковыми гарантиями может быть принадлежность страны к евро-атлантическому сообществу, то есть членство в НАТО. Иными словами, Виктор Ющенко и его сторонники предполагают пройти путем государств Центральной и Восточной Европы, которые в 1990-е – начале 2000-х годов проследовали сначала в Североатлантический альянс, а потом в Европейский союз.
Однако повторение этого исключено, потому что 1990-е были уникальным периодом европейской истории
Однако повторение этого исключено, потому что 1990-е были уникальным периодом европейской истории. Стремительная экспансия западных институтов на Восток стала возможной только потому, что не встречала сопротивления. Россия пребывала в прострации после краха Советского Союза. Китай и другие незападные державы еще концентрировались на саморазвитии. США, напротив, находились на пике своего геополитического, а Европа - интеллектуального и морального могущества.
Сейчас момент наибольшего благоприятствования для НАТО и ЕС остался в прошлом
Сейчас момент наибольшего благоприятствования для НАТО и ЕС остался в прошлом. Россия очнулась от обморока и стремится компенсировать потери. Азия выходит на лидирующие позиции. Соединенные Штаты под бременем глобального доминирования продемонстрировали ограниченность возможностей, да еще и подорвали свои позиции политикой уходящей администрации, для характеристики которой трудно подобрать литературные эпитеты. Евросоюз погрузился в концептуальный кризис, когда углубление и расширение интеграции вступили в противоречие.
Попытки форсированного сближения Киева и НАТО приводят к обратному результату
Попытки форсированного сближения Киева и НАТО приводят к обратному результату. Можно до хрипоты спорить, права ли Россия, считая членство Украины в Альянсе "экзистенциальной угрозой" для себя, но такое восприятие - факт, причем это почти консенсусная позиция. А для устранения "экзистенциальной угрозы", понятное дело, хороши любые средства. Иначе говоря, спокойное и устойчивое развитие Украины, необходимое ей для окончательного становления государственности, окажется под угрозой. Представление же о том, что членство в НАТО - это "предбанник" членства в Евросоюзе, сегодня уже не соответствует действительности.
Настоящим расставанием Киева и Москвы в цивилизационном плане было бы членство Украины как раз в Европейском союзе. Именно ЕС является машиной по переработке наций в соответствии с европейской моделью, что было продемонстрировано на примерах многих стран, начиная еще с Греции и Португалии. И против этого невозможно возражать, ведь Евросоюз - экономико-политическое объединение, не обладающее военной составляющей - вялыми попытками создать ее можно пренебречь. Да Москва никогда и не возражала.
Отдельная тема - построение украинской идентичности на последовательном противопоставлении России
Что нужно России? Украина, не состоящая в военно-политических структурах, которые Москва считает недружественными, в идеале – пребывание Черноморского флота в Севастополе после 2017 года. Отдельная тема - построение украинской идентичности на последовательном противопоставлении России, но это куда более сложный вопрос. При всем богатстве мнений о соседнем государстве существование и территориальная целостность Украины не ставятся под сомнение на официальном или даже просто серьезном уровне. И если такие настроения появятся, то не сами по себе, а как реакция на стремление окончательно определить украинскую военно-политическую принадлежность.
Выход надо искать на пути реалистического прагматизма
Выход надо искать на пути реалистического прагматизма. Прежде всего - прекратить делать важнейшие геостратегические вопросы заложниками местечковых интересов, что сплошь и рядом происходит в украинской политике. Украине нужны надежные гарантии безопасности без вступления в НАТО. Какой формат они примут – нечто подобное Будапештской декларации 1994 года или иной документ, под которым подпишутся великие державы, включая Россию и США, - предмет творческого поиска и взаимно приемлемого компромисса.
Евросоюзу следует совершить над собой усилие
Одновременно Евросоюзу следует совершить над собой усилие и четко объявить, что однажды Украина станет членом ЕС. В сегодняшних условиях внутри ЕС такой шаг сделать трудно, но он даст очень важный ориентир развития.
Для России подобный ход событий тоже был бы полезен. С одной стороны, исчезновение натовской перспективы устраняет реваншистские соблазны, которые в противном случае могут появиться. С другой - четкая перспектива европейской интеграции Украины может оказаться фактором и для российского развития. Наконец, стороны смогут сосредоточиться на разрешении реальных, а не придуманных проблем. Дело за малым - отвлечься от текучки и всерьез задуматься о будущем.
Эта колонка опубликована в №41 журнала Корреспондент от 25 октября 2008 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kppublications.com







