Кострома: десантники на "учениях", матери в неведении - ВВС
Кострома на протяжении недели у всех на слуху. Именно отсюда, из этой части отправились в Ростовскую область "на учения" десять военнослужащих-десантников, которые были задержаны Службой безопасности Украины после пересечения российско-украинской границы.
Профессия военного в Костроме – на особом счету. Таксист, встретивший меня на вокзале, рассказал, что военные здесь есть практически в каждой семье. Наряду с десантным в Костроме дислоцируется и артиллерийский полк.
Кроме того, по словам водителя, в Костроме работает единственная в стране Военная академия радиационной, химической и биологической защиты. И даже развлекательный центр в Костроме называется "Полигон".
"Люди на грани взрыва"
Большинство десантников в костромском полку – контрактники. С 2012 года денежное довольствие военнослужащих по контракту в ВДВ заметно увеличилось за счет дополнительных выплат за особые условия службы.
В октябре 2009 года командующий ВДВ генерал Владимир Шаманов назвал костромской десантный полк лучшим в России. Тогда же сообщалось, что костромские десантники одними из первых в России получили новейшую сложную технику, в том числе уникальные самоходные установки.
Комментируя задержание десяти десантников на территории Украины, министерство обороны утверждает, что группа могла заблудиться на границе и случайно оказаться на территории сопредельного государства.
"Я у входа в часть, здесь никто ничего не говорит, - объясняет кому-то по телефону девушка у проходной в/ч 71211. - Я не знаю, что делать".
Сюда регулярно подходят родственники военнослужащих, чтобы узнать, где находятся их родные. Тех, кому удалось попасть на встречу с командованием, заверили, что солдаты на учениях в Ростовской области и в воскресенье, 31 августа, все выйдут на связь.
"Когда проводилось первое собрание в штабе части, задавали вопрос о том, почему нет связи. Командование ответило, что это учения, и чтобы не создавать проблем со связью, потому что это всё со спутника, и как бы не навлечь на себя чего-нибудь, телефоны были переданы в штаб на сохранение", - рассказывает в интервью Русской службе Би-би-си председатель Совета солдатских матерей Костромы Людмила Хохлова.
Родственники костромских десантников пытались добиться от командования части правды об их местонахождении
Военные, которые несут дежурство на проходной, запрещают фотографировать даже за пределами объекта.
"Снимайте из "зеленки", чтобы я вас не видел. Иначе буду вынужден задержать", - говорят мне. "Зеленка" - ряд деревьев вдали, во дворах жилых домов.
Родственники и знакомые военнослужащих, которые пришли к воинской части, говорить отказываются наотрез, порой в довольно резкой форме.
"Не советую вам ни с кем общаться сейчас - люди на грани взрыва, - говорит мне молодой человек, муж сестры которого, как им сообщили, также находится на учениях. - Раз сказали, что они позвонят, значит, позвонят. Нам остается только верить и ставить свечки за ребят, а не устраивать истерику".
Мой собеседник называет "проплаченным шоу" митинг, организованный примерно двумя десятками женщин у части в четверг.
Он утверждает, что многие из участниц того митинга даже не приходятся родственниками военным, проходящим в данный момент службу.
Солдатские матери молчат
Направляюсь в местный Совет солдатских матерей, который, по словам его председателя Людмилы Хохловой, к прошедшему митингу никакого отношения не имеет.
Здесь, в маленьком подвальном помещении, проходит стихийное собрание с участием жен и матерей.
Офис солдатских матерей Костромы делит помещение с мастерской по ремонту обуви
"Девочки, корреспондент хочет с вами побеседовать. Вы будете общаться?" - спрашивает у них Хохлова.
Ответы следующие:
- О чем говорить?
- А зачем?
- Где вы были раньше?
- Нет, нет, нет.
Пытаюсь предположить, что матери не хотят общаться из-за общего напряжения и беспокойства за судьбы своих сыновей, но Хохлова меня переубеждает.
"Настроение, наоборот, хорошее. Уже надежда есть, что ребят вернут. Сложная ситуация у нас уже спала. Слышали заявление Путина о том, что договорено было с Порошенко, и чтобы в ближайшее время ждали. Будем ждать наших мальчишек", - объясняет руководитель совета.
Людмила Хохлова надеется, что все солдаты вернутся с учений целыми и невредимыми
Президент Владимир Путин заявил в пятницу, что его украинский коллега Петр Порошенко на переговорах в Минске обещал передать военнослужащих России.
Путин подчеркнул, что уверен - десантники, задержанные в Украине, действительно заблудились.
"Граница, которой нет"
Председатель Совета солдатских матерей говорит, что ни костромских, ни других российских военнослужащих "однозначно не могут" отправить в зону боевых действий на территории Украины.
Егор Почтоев позвонил матери из СИЗО
"В Чечне (в период чеченской кампании – прим. Би-би-си) было постановление правительства о том, что там чрезвычайная ситуация, что на территории России происходят боевые действия. А там – Украина, это не территория России. Да пусть они воюют, они и так уже перебили друг друга, не жалея ни детей, ни стариков. Это их проблемы, затеяли и пусть дерутся. Наши – охраняют границу, которой нет. Ходят вдоль, что-то там очерчено или веревка натянута", - говорит Людмила Хохлова.
Первый из задержанных военнослужащих - Артем Кузьмин - ещё раньше вернулся в Россию и находится в ожоговом центре Санкт-Петербурга.
По словам Хохловой, Кузьмина сначала передали в Ростов, а оттуда перевезли в Питер. Насколько серьезные ожоги получены им, в Совете солдатских матерей пока не знают.
Остальные девять десантников после задержания были доставлены в следственный изолятор Киева.
Мама Егора Почтоева Ольга Гарина, которая уже вернулась домой в город Макарьев (около 200 км. от Костромы), рассказала мне по телефону, что сын звонил ей из СИЗО.
"Мамочка, я тебя люблю", - такими были его первые слова. Потом он сказал, что их содержат в нормальных условиях, не бьют. И почему-то сказал, что их выдадут не военным, а родителям. Как выяснилось, другие ребята, которые звонили своим родителям, говорили то же самое. Он не просил никуда приезжать, но дал номер телефона, по которому надо было позвонить", - говорит Ольга Гарина.
По ее словам, на звонок по этому номеру ответила секретарь приемной следственного управления Киева, которая сказала, что следователя нет на месте, но позднее с ней свяжутся. Однако Гариной никто так и не перезвонил.
"Мало кто хочет служить дальше"
Ольга Александровна сетует также на молчание со стороны командования части.
"От неведения взрывается голова. Командование могло бы не каждый час, но хотя бы с какой-то периодичностью информировать нас. То, что он ехал на учения [в Ростовскую область], я знала с первой секунды. Конечно, понимали, что рядом граница, что там неспокойно, но что они туда попадут, даже мысли не возникало. Это [пересечение границы] – ошибка, потому что Егор никогда бы не пошел воевать. У нас, в России, нет военных действий, и ему никто не мог приказать", - уверена мать младшего сержанта Почтоева.
Сдавшиеся в плен десантники сказали, что не хотят воевать с Украиной
Правозащитники из других городов сообщали ранее, что некоторым военнослужащим оформляют отпуск, после чего те отправляются в Украину добровольцами. Ольга Гарина говорит, что в случае с ее сыном это исключено, так как он только что вернулся из летнего отпуска.
Сам Егор Почтоев в интервью телеканалу "Дождь" в Киеве заявил, что после случившегося он не собирается возвращаться на службу.
"Надо будет зайти за военными билетами, телефонами, сим-картами, за вещами, но... По крайней мере, после всего, что произошло, мало кто хочет дальше служить. Потому что, как сказать, учения – учения, но, попав в такие передряги, мне лично больше неохота оказывать давление на своих родителей", - сказал Почтоев.
По словам военнослужащих, никто из командования с ними пока не связывался.
"Почему, если нужна война, отправляют пушечное мясо? По-другому нас не назвать", - задается вопросом десантник.
Молчание местных СМИ
В социальной сети "Вконтакте" на днях появилась информация о том, что в пятницу в Буйском районе Костромской области прошли похороны 23-летнего военнослужащего Андрея Пилипчука, который погиб при невыясненных обстоятельствах.
Информации о Пилипчуке у Совета солдатских матерей нет, однако, по словам Людмилы Хохловой, командование на одной из встреч в штабе говорило о двоих погибших.
Костромские СМИ не рассказывают о событиях, происходящих в городе
"Неправильно все это, неправильно, - говорит мне в дороге еще один местный таксист. - Если Путин привозит сюда [в Россию] беженцев [с юго-востока Украины], которые не хотят воевать за свою землю, а отправляет туда наших ребят, то это глупо".
Тем временем, по радио в машине рассказывают о том, что на выходных в Костроме сыро и прохладно, о том, что ГИБДД готовит облаву на пьяных водителей, а костромское отделение Общероссийского народного фронта проверит цены на "санкционные" продукты в магазинах.
О задержанных десантниках из местной воинской части – ничего.
"У нас тишина. Федеральные СМИ уже неделю рассказывают об этом, а нам просто запретили", - сообщил мне на условиях анонимности сотрудник одного из местных изданий.
Родственники других костромских военнослужащих, которые также потеряли связь с отправленными на учения своими сыновьями, братьями или мужьями, находятся в ожидании воскресенья, когда им должны позвонить, как обещало командование.
Источник: Русская служба Би-би-си