Корреспондет: Земля обетованная

Корреспондент

С неприметным озером Березка, затерявшимся в зарослях столичного Гидропарка, у 40-летнего киевлянина Евгения Шевченко связаны самые яркие детские впечатления. "Зимой - каток, летом с отцом - рыбалка", - окунается он в воспоминания.

Сегодня к полюбившемуся многим столичным жителям месту отдыха уже не подойти. В 2008 году там начали возводить срубы жилого вида, а вокруг развесили фанерные дощечки с надписью Ловить рыбу временно запрещено.

Тогда же активисты-экологи провели акцию протеста, но узнать, кто застраивает заповедную зону (Гидропарк входит в состав Регионального ландшафтного парка Днепровские острова и является территорией природно-заповедного фонда), так и не удалось: в Днепровской райадминистрации сообщили, что разрешений на застройку не давали.

Природоохранная прокуратура постановила: дома демонтировать. Однако они и поныне там, более того, на противоположном берегу озера уже начали вырубать деревья и пригнали земснаряд для намыва песка.

Инспекторов Государственной экологической инспекции Киева, нагрянувших в сентябре с внеплановой проверкой, охрана на объект не допустила. Расследованием этого инцидента уже занялась киевская прокуратура.

Если в Гидропарке выросли пока лишь три сруба, Жуков остров, другая рекреационная зона столицы, также являющаяся заказником, уже вовсю осваивается частными застройщиками. Именно здесь тем, кому не хватило места в дорогих пригородах Киева - традиционном месте жительства столичных богачей, - городской совет выделил десятки гектаров земли, на которых уже выросло множество особняков.

По словам Алексея Василюка, замдиректора Национального экологического центра, Гидропарк и Жуков остров являются землями водного фонда и зеленой зоной общего пользования. "Это исключает любое разрешение на ее застройку", - добавляет Василюк.

Татьяна Мелихова, член комиссии Киевсовета по вопросам земельных отношений, градостроительства и архитектуры, голосовавшая против вышеназванных решений, недоумевает, почему на все эти факты не реагируют ни правоохранительные органы, ни администрация заказника. И делает вывод: "Очевидно, что в застройке фигурируют влиятельные люди с политической крышей".

Что им стоит дом построить

На повороте с Обуховской трассы на Жуков остров в окрестностях столицы висит рекламный щит с заманчивым предложением: "Земельные участки для застройки. Днепр, канал, озеро".

Проехав по указателю, можно убедиться, что даже несмотря на кусающуюся цену от $ 7 тыс. за сотку, желающих поселиться у воды уже набралось немало. Жуков остров - заказник, где сохранились в неизменном виде древнейшие пойменные ландшафты и обитают занесенные в Красную книгу животные, - вовсю застраивается коттеджами, превращаясь в новую Конча-Заспу, славящуюся своими стоящими баснословных денег имениями.

"Тут были старые дубы, лес, - показывая на возвышающиеся барханы намывного песка на Жуковом, рассказывает Александр Соколенко, активист Национального экологического центра Украины. Он подсчитал, что здесь освоено уже около 400 га. - Точно померить невозможно, потому что постоянно намываются все новые участки".

Начало активной раздачи земли в заповедной зоне депутаты Киевсовета положили в 2007 году. Под предлогом уточнения границ заказника они сократили его площадь в восемь раз (с 1630 га до 196 га), а "разницу" раздали по кусочкам всего семнадцатью решениями.

"Земля выдавалась гектарами, - описывает Корреспонденту масштабы проблемы Александр Пузанов, зампредседателя Киевгорадминистрации. - Без прохождения необходимых согласований и процедур". Нередко депутаты Киевсовета голосовали только за номер кадастрового дела, даже не представляя, о каком именно участке идет речь, говорит чиновник. В числе счастливых пайщиков оказалось несколько десятков компаний.

Так, по решению Киевсовета, компания Капитал-инвест-ресурс получила в аренду на десять лет 3,5 га прибрежной полосы в районе залива Старик, а кооператив Житловий рай также арендовал на 49 лет около 15 га. На часть этой земли уже оформлено право собственности.

Компании АВ-Медгрупп было отведено 6 га острова и 3,29 га его прибрежной защитной полосы в аренду на десять лет. При этом еще одним решением Киевсовет разрешил вырубить более 2 тыс. многолетних деревьев и свыше 4 тыс. кустов, а взамен посадить только 11 деревьев.

"Компанию АВ-Медгрупп связывают с [Александром] Прогнимаком, [экс-начальником управления охраны окружающей природной среды в Киеве, а ныне лидером партии Зеленые]", - утверждает Соколенко.

Сам Прогнимак причастность к АВ-Медгрупп и стройке отрицает. Более того, говорит, что два года назад обращался к прокурору Киева с просьбой "дать правовую оценку распоряжениям киевского градоначальника, которыми даны разрешения на уничтожение зеленых насаждений на острове".

В то же время в перечне земельных участков, выделенных Киевсоветом в 2007 году, который тогда Корреспондент получил от блока Виталия Кличко, Прогнимак, а также секретарь Киевсовета Олесь Довгий значатся как возможные заинтересованные лица, связанные с еще одной компанией, получившей на Жуковом острове территорию, - ООО Оздоровительный центр Сесиль.

В поисках новых площадок для особняков влиятельные политики и предприниматели положили глаз и на прекрасные берега Десны - излюбленное место загородного отдыха киевлян. Десна считается одной из крупнейших рек Европы, сохранившей пойму в естественном состоянии. Это именно те места, где планируется создать Национальный природный парк Подесенье.

По словам Василюка, бизнесмены всеми правдами и неправдами скупили паи этих земель сельскохозяйственного назначения у местных крестьян и строят планы по их освоению, а некоторые уже к нему приступили. К примеру, по соседству с киевским городским водозабором начался гидронамыв земельного участка компанией с символичным названием Первоцвет-2007.

"Закончилась земля у воды, стали раздавать акватории", - объясняет Василюк. В официальных документах так и пишут: "выделяется участок, временно покрытый водной гладью", который затем превращается в твердь путем гидронамыва, несмотря на то что за незаконный намыв в 2009 году введена уголовная ответственность.

Закон также запрещает строить частные владения ближе 25 м от кромки воды маленьких водоемов, 50 м - средних и 100 м - больших. Но люди с деньгами и связями научились его обходить.

"Используя пробелы в законодательстве, они нашли массу способов для узаконивания построек в прибрежных защитных полосах, - объясняет причину тотальной застройки Валентин Гвоздий, партнер юридической фирмы Гвоздий и Оберкович, глава Киевского отделения Ассоциации адвокатов Украины. - В данном случае закон как дышло - куда повернешь, туда и вышло".

Найти и обезвредить

Лакомые куски земли у воды получают неприкосновенный статус прибрежных зон не априори, а благодаря специальному решению местной власти. "Часто из-за дефицита денег, а то и просто из нежелания такие работы [замер и установление границ этих зон] просто не проводятся, - объясняет Сергей Черноштан, директор департамента земель сельхоз- и другого назначения, охраны и мониторинга земель Госкомзема. - Это дает основание органам местных советов при принятии решений пренебрегать такими защитными полосами и делать вид, что их не существует".

Есть и другая схема превращения казенных угодий в личные. Прибрежную полосу берут в аренду, как правило, на 49 лет, "для сенокоса" или "выпаса животных", а затем, возведя на ней коттедж, приватизируют участок через суд. "Удовлетворение таких исков является однозначно незаконным, но, к сожалению, "нормальным" явлением нынешнего времени", - констатирует адвокат Гвоздий.

В таких схемах задействованы должностные лица, обеспечивающие крышу, юристы, нотариусы, но ключевое звено - суды, объясняет Владимир Шамрай, начальник Департамента финансово-экономической безопасности МВД.

Например, в Киеве широко практикуется механизм так называемой судебной приватизации, когда решение о продаже земли частному лицу или компании принимает не Горсовет, а суд.

В ходе расследования, проведенного городской администрацией совместно с правоохранительными органами, была установлена личность судьи, имя которого пока не разглашают, ухитрявшегося путем вынесения вердикта "продать" два-три участка за один день по цене в десятки раз ниже рыночной.

"Суд утверждал и цену, и размер участка, и сам текст договора купли-продажи", - рассказывает Пузанов. Таким образом за последние 18 месяцев было "реализовано" со скидкой 22 земельных участка. Вследствие деятельности одного служителя Фемиды за сутки городская казна могла потерпеть убытков более чем на 200 млн грн.

Оценить ущерб от незаконного гидронамыва вообще не представляется возможным. По словам Василюка, только вокруг пригородных поселков Козина и Конча-Заспы, где располагаются особняки политической и бизнес-элиты, намыто 1 тыс. га участков, что не только ущемляет право рядовых граждан подойти к воде, но и нарушает природный ландшафт. Последнее приводит к исчезновению нерестилищ рыбы, растений и животных и, что самое страшное, увеличивает вероятность наводнения на Подоле и столичном Левобережье.

Изменить ситуацию попыталась новая команда мэрии, возглавляемая замом председателя Киевской горгосадминистрации Александром Поповым. По ее инициативе правоохранители разыскивают исчезнувшего и. о. начальника управления земельных ресурсов Броварского района, при содействии которого на острове Муромец, образованном намывами в месте, где Десна впадает в Днепр, была незаконно выделена земля площадью более 200 га 110 пользователям.

Как сообщил на пресс-конференции Александр Гардецкий, прокурор Киевской области, "это физические лица, и если бы они обратились сами по себе [без помощи влиятельных персон], они никогда бы не получили землю".

По словам прокурора, уже до 15 октября дело о незаконных участках на Муромце будет передано в суд. Однако в то, что виновные понесут справедливое наказание, мало кто верит. "Ни одному задержанному правоохранительными органами чиновнику, кроме простой халатности [которая согласно Уголовному кодексу наказывается штрафом от 850 до 2.550 грн.], на самом деле не приписывают больше ничего", - говорит Мелихова.

У экспертов вызывает сомнения и решимость новых руководителей мэрии, являющихся ставленниками Президента и Партии регионов, вернуть в собственность государства участки, выданные с нарушением. "У меня есть серьезные подозрения, что речь идет о банальном перераспределении [земли между представителями старой и новой власти]", - замечает Швец.

Кроме того, вернуть в лоно державы земли, большей частью выделенные подставным лицам, а затем проданные состоятельным соотечественникам, теперь по закону сложно. Александр Шишканов, старший юрист юридической компании Jurimex, уверен, что истцу в лице госорганов будет практически невозможно доказать, что нынешний владелец участка при покупке знал о незаконности его выделения.

Но главная загвоздка лежит вовсе не в юридической плоскости, уверен Соколенко. "На публике они [власть и оппозиция] враги, а дома - соседи", - резюмирует эколог.

Эта статья опубликована в №36 журнала Корреспондент от 24 сентября 2010 года.