Один из самых дорогих украинских художников дал интервью Корреспонденту

Фото Натальи Кравчук/Корреспондент

48-летний Савадов, уже без малого 20 лет живущий на два города - Киев и Нью-Йорк, - практически каждым своим проектом эпатирует зрителя. Так, для проекта Мода на кладбище ему позировали, усевшись на могильных плитах, профессиональные манекенщицы в модных туалетах и тут же поблизости проходила попавшая в кадр похоронная церемония, пишет в новом номере украинский еженедельный журнал Коррепсондент

И это, как отмечает издание, был еще самый мягкий проект Савадова. Работая над Донбасс-шоколадом, он не только обрядил суровых шахтеров в балетные пачки, но и уговорил их подчеркнуто демонстрировать собственную сексуальность. А в Книге мертвых его моделями стали пережившие скальпель патологоанатома трупы, которых художник устроил в позах живых людей в декорациях обычной квартиры.

Скандальность как составляющая успеха не подвела Савадова: цена на его работы перешагивает за $ 100 000, они выставляются в лучших галереях мира и продаются на именитых аукционах. Хотя это, по словам художника, не самоцель. Своей целью он называет свободу - убить раба в себе и помочь в этом всем желающим.

По словам Савадова, эпатаж в искусстве важен, потому что "снимает мещанскую спесь с многих".

"А в людях необразованных выявляет еще и худшие качества. Это очень хороший маркер - и мерило личного мещанства, и выход на какую-то свободу, если она возможна в таком сложном обществе", - сказал в интервью Корреспонденту художник.

"Если эпатаж используется лишь как прием [привлечения внимания], этим все и закончится. А если в резонанс попал сам автор и пережил определенные события, психические - так как это все психический экран, - то и резонировать [в обществе] оно будет так же мощно, как и переживал это автор", - считает Савадов.

На вопрос Корреспондента, сложно ли было уговорить моделей позировать в таких скандальных проектах, художник ответил:

"<...>Да, это все трудно. Мы и уговаривали, и убеждали, и обманывали. В [направлении искусства] авангарде не важно, как ты сделаешь, важно что-то создать. То есть важен результат. Нет, не так цинично, конечно, но одна из стратегий и методологий авангарда - переход границ, трансгрессия. За счет этого и созданы данные проекты. Приходилось, конечно, манипулировать. Но это все были, прежде всего, не фотосессии, а перформансы. Сталкивание нескольких групп, тем, организаций между собой. Эффект коллайдера, но с непредсказуемым до конца результатом".

Савадов подтвердил, что цена на его работы доходит до $120 000. Среди украинцев покупателями его произведения являются Виктор Пинчук, вице-премьер Сергей Тигипко, народный депутат Василий Хмельницкий. Однако большую часть покупателей составляют зарубежные коллекционеры.

Полностью интервью Арсена Савадова читайте в новом номере журнала Корреспондент №9 (446) от 11 марта 2011 года.

Корреспондент.net