Художники Синтия Марселле и Александр Ройтбурд рассказали Корреспонденту о современном искусстве

Два художника-звезды, рожденных и творящих по разные стороны земного шара - в Бразилии и Украине, - перед открытием своих персональных выставок в киевском PinchukArtCentre ответили на восемь одинаковых вопросов в интервью журналу Корреспондент.

Речь идет о бразильской художнице Синтии Марселле, обладательнице Главной премии Future Generation Art Prize 2010, и одном из самых дорогих украинских художников Александре Ройтбурде.

На вопрос Как бы вы объяснили неискушенному зрителю, что такое contemporary art? Марселле ответила, что современное искусство - явление, которое постоянно меняется. Нов любом случае это что-то, что переносит публику в другую ситуацию, в другоеместо.

"Я не уверена, что [это краткое] объяснение прояснит все его многочисленные идеи, но ядумаю, contemporary art - это точка зрения. И она побуждает публику думать ичувствовать и способна изменить зрителя. Но и эта точка зрения тоже можетменяться: например, в зависимости от того, где вы находитесь, это значениеможет разрушаться, и та же работа в другом месте зазвучит совершенно по-другому", - отметила Синтия.

В свою очередь Александр Ройтбурд ответил:

"Какрассказать человеку, который начал смотреть фильм на 265-й серии, как всеначалось и как к этому пришло? Кто потерял память, кто от кого родил ребенка,кто с кем кому изменил? Это сложно, надо смотреть сначала. Либо восприниматьвсе таким, как есть. Вряд ли у неискушенного зрителя врезультате объяснения появится понимание. Да и понимание, наверное, не обязательно.Гораздо важнее приятие и привычка. Просто надо снять установку "все непонятноераздражает". Ведь когда раздражает, сразу включается агрессия. Вот эту агрессиюнадо выключить, и все будет нормально".

Художники также попытались охарактеризовать современное искусство своей страны. Так, Синтия Марселле рассказала Корреспонденту, что в Бразилии есть "очень традиционное направление, стиль, который называетсянеоконкретизм. [Художественное движение вБразилии, возникшее как реакция на математическую точность в искусстве. Егоучастники вводили субъективные, символические и природные элементы и материалыв свои работы, а в форме предпочитали округлые, мягкие очертания]".

"Ониоткрыли мир искусства широкой публике, поскольку их эксперименты были болеечувственными, рассчитанными на эмоциональное восприятие", - отметила художница.

Ройтбурд в свою очередь считает, что украинское искусство не сильно отличается от мирового.

"Мы те же люди, слушаем ту же музыку, смотримте же фильмы, едим те же продукты. А основное отличие связано с тем, что у насостатки старой советской системы функционирования искусства, поэтому какие-тоопределенные виды художественной активности остаются совершенноневостребованными. Унас жлобское государство, поэтому бюджет на культуру - в рамках статистическойпогрешности [то есть до 7%] и уходитв основном не на культуру, а на какую-то ее имитацию. Нет серьезно финансируемыхгосударством кураторских проектов, которые бы позволяли создавать новые формы,большие скульптуры, инсталляции", - отметил он.

"Мариновать все это в мастерской художникне имеет возможности, поэтому доминирует в современном искусстве Украиныживопись. Не сказал бы, что это хорошо, хотя сам я люблю живопись. Не чувствуюсебя по этому поводу ущемленным, но в свое время, если бы были реальные механизмы,я бы реализовался другим образом", - добавил художник.

Полностью интервью Синтии Марселле и Александра Ройтбурда читайте в новом номере журнала Корреспондент №43 (480) от 4 ноября 2011 года.

Корреспондент.net