Корреспондент: Красочный протест. Мастера украинского стрит-арта низвергают социальные шаблоны и политические авторитеты

Мастера стрит-арта с именем и без быстро осваивают серые стены украинских городов, попутно низвергая социальные шаблоны и политические авторитеты, - пишет Инна Прядко в №43 журнала Корреспондент от 4 ноября 2011 года.

Молодаяпара, чьи фигуры составлены из символов самых популярных торговых брендов мира,а яблоком раздора им служит ядовито-зеленый логотип Apple, - эдакие Адам и Еваэпохи потребления. Спецназовец, замахнувшийся на беззащитную фигуру. ИосифСталин в фуфайке дворника, деловито сметающий в кучу символы мира, включаяхристианский крест и мусульманский полумесяц.

Подобных провокационных рисунков назданиях Симферополя насчитывается уже более двух десятков, и жители столицы Крыматщетно пытаются выследить, кто же оставляет эти художества.

Их работы это уже не традиционные граффити, зачастую понятные лишь самим авторам, а рисунки с ясным и зачастую глубоким смыслом.

Автора, подписывающего свои творениянезамысловатым никнеймом Шарик, уже окрестили крымским Бэнкси - так зовутзнаменитого британского граффитчика, прославившегося своими авангардными рисунками,разрушающими традиционные общественные нормы, чья личность не установленаполицией до сих пор.

Последователи эксцентричного британцасегодня появились практически во всех крупнейших городах Украины. Их работы этоуже не традиционные граффити, зачастую понятные лишь самим авторам, а рисунки сясным и зачастую глубоким смыслом. Анонимные художники бросают вызов итрадиционному искусству, и государственным устоям, и общепринятым нормамповедения.

"Стрит-арт обладает колоссальнойимиджевой силой: люди воспринимают независимое, неконтролируемое, не согласованноес властями высказывание", - говорит Иосиф Бакштейн, директор российскогоИнститута проблем современного искусства. Как в России, так и в Украине онсчитается одним из главных специалистов по стрит-арту.

Разочаровавшиеся в своих политических кумирах украинцы ищут новых лидеров и новые формы протеста. Стрит-арт - как раз то, что надо

Аналитики связывают массовые проявлениятакого протестного искусства с ситуацией, которая зреет в обществе:разочаровавшиеся в своих политических кумирах украинцы ищут новых лидеров иновые формы протеста. Стрит-арт - как раз то, что надо.

Масштабно, заметно и в то же времясовершенно независимо - так характеризует уличное искусство психолог АлевтинаШевченко. "Мощность социальной составляющей художественных работ определяетсяострой социальной ситуацией в Украине", - отмечает эксперт.

Инкогнитоиз Донецка

Втом, что стрит-арт - зеркало реальности, нынешним летом убедились жителиДонецка. Уличный художник, скрывающийся под псевдонимом Михалыч, заполнил столицуДонбасса работами, раскрывающими колорит этого и многих других подобныхпостсоветских регионов: на стенах города - гопники в спортивных костюмах,лузгающие семечки, вульгарные дискотечные девицы и полукриминальные личности,сидящие по-тюремному на корточках.

Одиозные персонажи массово-тусовочнойсубкультуры появились в виде больших графических портретов, наклеенных назданиях и остановках. Провокационную серию, названнуюавтором Со стороны, местные жителиприняли в штыки: уже через неделю от доброй части бумажных фигур почти ничегоне осталось.

На стенах города - гопники в спортивных костюмах,лузгающие семечки, вульгарные дискотечные девицы и полукриминальные личности,сидящие по-тюремному на кор

"Не нравится нашим людям на стенах ничего, кроме рекламы иобъявлений, - сетует Михалыч на своей странице в Facebook, но при этом грознопредупреждает, что на достигнутом не остановится. - Это только начало!"

К творчеству его симферопольскогоколлеги Шарика окружающие отнеслись снисходительнее. "Рисунки настолькоинтересны и необычны, что большинство из них никто не решается чем-то закрыть",- утверждает местный журналист Александр Калинчук. Он подчеркивает, что мастерстирт-арта вызывает у горожан скорее симпатию, чем раздражение.

По словам Калинчука, негативной реакциябыла лишь однажды, да и то, вероятнее всего, со стороны властей: портретыВиктора Януковича и Николая Азарова, появившиеся прямо на мусорных ящикахнапротив Верховного совета Крыма, исчезли на следующий же день вместе сящиками.

Впрочем, украинские уличные художникидалеко не сплошь анархисты и революционеры, и чисто декоративная миссия им нечужда: яркие рисунки, каково бы ни было их содержание, в любом случае оживляютсерую атмосферу постсоветских городов, рассуждают они.

Рисунки настолько интересны и необычны, что большинство из них никто не решается чем-то закрыть

"Меняется образ жизни,дети растут в другой среде, видят, что на стенах можно рисовать, что что-тоделается не ради денег", - считает художник Роман Минин, который уже третий год проводит в Харькове фестиваль StreetArtFest.По его твердому убеждению, уличные картинки влияют на общественные устои, дажеесли напрямую и не кричат о социальных проблемах.

Однажды Минин, выпускникХарьковской академии дизайна и искусств, после нескольких лет скучной настеннойросписи под заказ капризных клиентов отважился сделать своим главным полотномсвободные городские стены.

С тех пор его пристрастие кмонументально-декоративному искусству обрело второе дыхание в десятках работ -от вариаций на тему массовых идолов, как в работе Мадонна-Марадона, и достилизованных под соцарт зарисовок шахтерского быта, а также попытоктематически оживить городское пространство. К примеру, он снабдил улицыПушкинскую и Гоголевскую соответствующими персонажами из произведений писателей.

Наши панельные девяти-, пяти-, трехэтажные дома еще простоят очень долго, и на торцах этих советских суррогатов нужны проекты в стиле стрит-арт

"Наши панельные девяти-, пяти-, трехэтажные дома еще простоят очень долго, ина торцах этих советских суррогатов нужны проекты в стиле стрит-арт", - уверенв пользе нового искусства художник из Сум Константин Аленинский, недавноорганизовавший в родном городе маштабный арт-проект Резервация - в его рамках художники "освоили" пространство СумскойТЭЦ.

Дальше всех в оживлении унылых стенпошла киевская группа Interesni Kazki в составе Алексея Бордусова и ВладимираМанжоса. Их узнаваемые фантасмагорические герои и яркие истории-сны украсили в столицене одну промзону, а также фасады хрущевок, опоры мостов и крупные торговыецентры.

Нарушаязапреты

Киевский художник Анатолий Белов к стилю таинственных звездэпатажа из Симферополя и Донецка хотя и относится скептически - мол, не дает импокоя слава Бэнкси, - но их права на социальный протест не отрицает.

"Улица тем и крута, чтовысказаться может каждый и цензоров нет", - резюмирует художник.

Четыре года назад Белов,желая выйти за рамки тесного галерейного формата, расклеил по Киеву свою первуюсерию уличной графики Мы не маргиналы,в которой изобразил себя и своих коллег по цеху.

Его серия Почем(у) мораль? 2009 года, где главными персонажами были люди с потребительскими корзинками вместо голов, стала ответом на принятие Верховной Радой Закона о защите общественной морали

С тех пор он регулярно будоражитстолицу стрит-арт-проектами на острые темы. Так, его серия Почем(у) мораль? 2009 года, где главными персонажами были люди с потребительскимикорзинками вместо голов, стала ответом на принятие Верховной Радой Закона озащите общественной морали.

А героев своего проекта Баланс (2010) Белов поместил на верхушкишатких несуразных пирамид из накопленных материальных ценностей. "Улица своейформой, структурой, контекстом, атмосферой меняет рисунок, вдыхает в негожизнь, и если вдруг появляется что-то действительно интересное - происходит взрыв",- объясняет художник механизм действия стрит-арта.

Правда, Бордусов и Манжос, мастера, чьетворчество признано далеко за пределами родины, считают, что возможностейустроить такой взрыв у художников-соотечественников, которые не хотят играть вБэнкси, а желают творить открыто, значительно меньше, чем у их зарубежныхколлег.

"В Киеве почти невозможно заниматьсямасштабным стрит-артом по многим причинам - чиновничий бюрократизм приполучении разрешений, отсутствие заинтересованных спонсоров", - рассказываетБордусов, приводя в пример свою работу над одним из проектов в США. Мол, властиМайами полностью отдали на откуп ведущим стрит-арт-художникам мира целыйиндустриальный район, который в дальнейшем планируется сделать культурнымцентром города.

В Киеве почти невозможно заниматься масштабным стрит-артом по многим причинам - чиновничий бюрократизм при получении разрешений, отсутствие заинтересованных спонсоров

Хотя украинские власти делают первыеробкие шаги навстречу передовому культурному явлению - за последний годфестивали стрит-арта прошли при поддержке мэров и губернаторов вДнепропетровске, Сумах и Харькове, но, по признанию самих художников,абсолютной свободы самовыражения они не получили.

"Если тебе власть дает леса, машину икраску, чтобы ты рисовал, то она, как правило, очень четко и хорошо знает, чтоименно ты должен нарисовать", - уверен харьковский художник Гамлет Зиньковский.

Готовность общества воспринять стрит-арткак альтернативный взгляд на мир, не вписывая его в определенные рамки,напрямую зависит от развитости гражданского общества, убежден Бакштейн.

"И в Украине, и в России этот процесс -становление гражданского общества - пока идет достаточно сложно, но, мнекажется, вы [Украина] здесь можете дать нам пример", - говорит эксперт. Онподчеркивает, что в западном мире уличное искусство гораздо более органично взаимодействуетс общественными институтами.

Если тебе власть дает леса, машину и краску, чтобы ты рисовал, то она, как правило, очень четко и хорошо знает, что именно ты должен нарисовать

В то же время, чем жестче рамкигосударства, тем настойчивее уличное искусство стремится их разрушить, считаютэксперты. "Украинский стрит-арт гораздо более скромный [чем европейский иамериканский], он более настроен в сторону социальной полемики, а неиндивидуальной, эстетической или сексуальной", - отмечает украинский арт-критикКонстантин Дорошенко.

И ориентацию отечественных настенныхрисунков специалисты объясняют крайней заполитизированностью украинскогообщества. По словам Шевченко, протестный месседж, который во время оранжевойреволюции в 2004 году был прямым, лобовым и четко направленным, из мощногопотока разбился на множество ручейков один из которых - социальный стрит-арт.

"Выбрать, из какого ручья напиться,сейчас нелегко, - образно развивает она свою мысль. - Но жажда выразитьнесогласие намного больше, чем была семь лет назад".

Однако и без социальной нагрузкистрит-арт способен повлиять на атмосферу в обществе, убежден Бакштейн."Главное, он расширяет пространство в головах людей, в восприятии имисобственных городов и тех городов, в которые они попадают, а также внутреннеепространство и пространство вкуса - и это очень интересно", - резюмируетискусствовед.

***

Этот материал опубликован в №43 журнала Корреспондент от 4 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь