Корреспондент: Это все о нем. Известные люди оценили первый год работы Президента Украины Виктора Януковича

Reuters

Хорхе Зукоски, президент Американской торговой палаты в Украине:

И инвестсообщество, и украинцы встретили новое руководство с большим ожиданием осуществления ключевых реформ и отказа от пустых обещаний. Первым положительным показателем деятельности новой власти стало возобновление активного сотрудничества с МВФ.

Еще один прогрессивный шаг - улучшение рабочего диалога с бизнес-сообществом посредством создания Комитета по экономическим реформам и Консультативного совета по вопросам инвестиций при Президенте Украины. Они объединяют стратегических иностранных и национальных инвесторов, заинтересованных в продвижении экономики и реформ.

Принятие Налогового кодекса - самый удачный пример успешного государственно-частного диалога, даже несмотря на то, что он все еще далек от идеала. Принятие подобной сложности свода законов, затрагивающих деятельность как физических, так и юрлиц, - положительный знак и доказательство того, что у нынешнего руководства есть политическая воля, необходимая для принятия трудных, но необходимых решений, направленных на помощь экономике в борьбе с кризисными явлениями.

Но многие вопросы еще не решены. Один из них - проблема возмещения НДС. Для повышения доверия инвесторов руководство обязано наладить механизм обеспечения надлежащего, прозрачного и своевременного возмещения НДС. Бизнес-сообщество также ожидает конкретных действий по улучшению инвестклимата путем четкой проработки и реализации программы, которая в первую очередь должна помочь решить хроническую проблему коррупции и предусматривать конкретные меры по усилению верховенства закона.

Мирослав Попович, директор Института философии НАНУ, доктор философских наук:

Ничего неожиданного год правления Виктора Януковича мне не принес. Было совершенно ясно, что предвыборные обещания так и останутся обещаниями. То, что мне все же хотелось отметить, - это хоть какая-то подготовка к проведению реформ. Правда, это не совсем реформы. Все что сегодня сделано, носит чисто фискальный характер.

А вот чего я на самом деле не ожидал от Януковича - это полного безразличия к потребностям малого и среднего бизнеса. Конечно, власти проще иметь дело с большими монополиями и корпорациями. Но в то же время она должна понимать, что средний бизнес - это внутренний рынок. Это люди, которые создают рабочие места и покупают отечественную продукцию. И пока украинская экономика будет завязана на экспорт, она будет слабой. Объяснение такого отношения Президента кроется в том, что к власти пришла партия крупного бизнеса северо-восточной части страны. И она хочет иметь дело только с крупными хозяевами.

Ну и я, конечно, не мог подумать, что Янукович будет буквально доводить до крайности разгром оппозиции. Президенту все же стоит считаться с тем, что, несмотря на проигрыш, оппозиция представляет интересы и взгляды половины страны. Поэтому с ней надо вести диалог, а не гнобить ее.

Влад Троицкий, основатель фестиваля ГогольFEST, руководитель Киевского центра современного искусства Дах:

Я ожидал борьбу с бедностью, профессионалов во властных кабинетах, политическую стабильность и прочие радости, которые должны пленить сердце среднестатистического гражданина. Но за этот год, насколько я понимаю, ситуация с бедностью несколько ухудшилась, причем стабильно ухудшилась.

Хотя действуют они (власть) последовательно, и в стране нет поливания грязью друг друга представителей власти. Вместе с тем нет и внятных месседжей - идеологических, экономических, реформаторских. Да и самого реформирования нет. Пока лишь очевидно, что пришла сильная команда, которая жестко взяла власть, и тут вопрос: что с этой властью делать? Ответа у нее нет.

И от этого всего есть чувство, что народ в полной растерянности. Он как в сказке (Евгения) Шварца Убить дракона: ни во что не верит и как-то сам по себе выживает.

Именно поэтому я точно понимаю, что если нынешняя власть не сумеет дать какую-то веру и надежду людям, то произойдет что-то крайне неприятное - от бунта до тотальной криминализации общества и погружения во мрак.

Леонид Кравчук, президент Украины в 1991-1994 годах:

За этот год мое отношение к Виктору Януковичу изменилось в положительную сторону. Он первый из всех президентов начал проводить реформы. Их спектр довольно широк - и экономические, и политические, и административные. Сейчас грядет еще и реформа Конституции. То есть у него много больших программных документов. Они приняты, начался процесс их реализации.

Но Президент должен внимательно присматриваться к правоохранительным органам. Потому что в своем рвении они могут наломать много дров и даже разрушить те позитивные вещи, которые сделал Президент. Они должны привлекать к ответственности, особенно если это люди высокого ранга, только тогда, когда имеют самые убедительные доказательства и документы. Иначе их деяния могут быть восприняты как репрессии и давление, а это недемократично.

Мои ожидания как раз были омрачены ситуацией с гласностью, правоохранительными органами, а также отсутствием скромности должностных лиц. Они должны жить так, как живет народ, который вывел их на высокие посты.

Марек Сивец, депутат Европейского парламента:

Янукович прошел долгий путь к власти, и годы, проведенные в оппозиции, сделали из него весьма практичного и трезвомыслящего человека. Я также считают, что Президент чувствует удовлетворение, что он и его политическая партия вылезли из глубокой политической дыры. Ведь сейчас они единолично владеют властью в стране.

Тем не менее первый год его правления стал годом консолидации. И, как говорится в польской поговорке, "первая кошка уже за забором". То есть первые, весьма непростые шаги на пути проведения ключевых для страны реформ он уже сделал, несмотря на препятствия. Поэтому я считаю, что этот год для страны не прошел даром. Многие вещи были инициированы, и многое сделано.

Сейчас время для смелых и бесстрашных планов. И членство в ЕС в них - это путь реализации стремления миллионов украинцев улучшить свою жизнь. Это те обещания, которые дал Янукович, и которые он старается выполнять.

Оксана Забужко, украинская писательница:

Год назад пессимисты шутили: "Янукович может нас удивить только приятно!". Увы, едва ли не самым приятным итогом за год новой власти приходится считать ее политпросветительские последствия - народу всей соборной Украины воочию открылась ее полнейшая профессиональная беспомощность и некомпетентность.

Зимой 2010-го об этом вслух говорили еще не луганская улица, не одесский Привоз, а лишь киевские интеллектуалы. Напомню и свой тогдашний прогноз о президентстве Тимошенко - (это) безумие и коллапс, и президентстве Януковича - стагнация и гниение. Прогноз, в общем, подтвердился. Непредсказуемости не случилось - страна подвисла. Во всех без исключения сферах поведение нашего топ-менеджмента напоминает традиционную забаву "ведмідь на блясі": когда ярмарочный мишка плясал, перепрыгивая с ноги на ногу, на горячей жести.

Как навести в стране порядок, кроме как по-советски, то бишь давно непригодными силовыми методами, власть понимает с трудом. Как спасать экономику, кроме как по старой схеме - драть налоги и клянчить кредиты, - судя по ее реформаторским потугам, представляет из рук вон плохо. А плясать она вынуждена и перед Россией, и перед Западом. И, в отличие от своих российских коллег, иногда еще и перед своим народом, вызывающим у нее классическую номенклатурную смесь презрения и страха, ведь как знать, какой еще Майдан эта биомасса способна отчебучить.

Украина рано или поздно должна была как-то вытолкать из себя 20 лет разлагающуюся внутри нее УССР - ту государственно-феодальную власть квадратных пиджаков, которая от перемены знамен не меняется. Год "новой-старой" власти во всех отраслях жизни явил нам наглядную, даже стилистически уже ничем не прикрытую пародию на "УССР эпохи позднего Щербицкого". И украинскому народу эта пародия однозначно не понравилась. И вот это пока что самое важное во всем происходящем.

Анна Деревянко, директор Европейской Бизнес Ассоциации:

У бизнеса в целом были достаточно высокие ожидания от Президента. Ведь с предыдущей властью у нас вроде бы диалог и был, но его итог был абсолютно нерезультативным.

 Я помню, как в сентябре 2008-го мы измеряли индекс инвестиционной привлекательности Украины. Так вот, он был (равен) 3,2, а потом он из-за кризиса очень сильно упал. Когда к власти пришел новый Президент, индекс поднялся до докризисных показателей. Тогда было очевидно, что настроение у бизнеса с приходом команды [Януковича] улучшилось. Бизнес рассчитывал на то, что, поскольку есть политическая стабильность и слаженность всех ветвей власти, Президенту будет гораздо проще принимать решения, даже непопулярные, но направленные на улучшение инвестклимата в стране.

Безусловный позитив - это то, что появилась программа реформ с конкретными показателями и индикаторами успеха. Также власть ведет активный диалог с бизнесом. Стал понятен процесс принятия решений. Возобновилось и сотрудничество с МВФ. Принятие Налогового кодекса мы также скорее воспринимаем как позитивный шаг, но, конечно, над ним еще надо работать.

Но не все, что нам бы хотелось, власть смогла изменить за прошедший год. Мы все так же ждем обеспечения прозрачности передвижения грузов и капиталов через границу (речь, прежде всего, идет о прозрачности таможенного оформления и искоренения коррупции). Помимо этого, выполнения правительством взятых на себя обязательств - это равные условия игры для бизнеса, гарантированные законом и честной системой правосудия. Также не решена проблема возмещения НДС. Да, в прошлом году правительство выпустило облигации, но задолженность продолжает накапливаться. И это не может не беспокоить.

Кристоф Корнье, вице-президент, член совета директоров АрселорМиттал:

Для нас важно, что существует диалог между Президентом и нашей компанией как крупнейшим иностранным инвестором в стране. В октябре Лакшми Миттал встречался с Президентом для обсуждения перспектив нашей деятельности в Украине, встреча прошла конструктивно, нас пригласили участвовать в работе Совета инвесторов. Что касается прошедшего года, мы наблюдаем определенные позитивные изменения, но нас беспокоит отсутствие прогресса в решении такого важнейшего вопроса, как возмещение НДС.

Наши ожидания год назад и сегодня не особо отличаются. Мы ждем создания благоприятного инвестклимата и равных условий для всех, внедрения системы автоматического возмещения НДС и соблюдения законов. Пока этого нет, но мы положительно настроены, потому что верим, что у Президента серьезные намерения относительно реформирования экономики и модернизации страны.

***

Эта статья опубликована в №7 журнала Корреспондент от 25 февраля 2011 года.

Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.