Единственную украинскую подлодку Запорожье снова выпускают в море

Единственная украинская подлодка, Запорожье, переживает вторую молодость - после многолетнего ремонта субмарина, построенная почти полвека назад, стала выходить в море, - пишет Каролина Тымкив в № 41 журнала Корреспондент от 19 октября 2012 года
Дмитрий Никоноров/Корреспондент

Стоящая у причала единственная украинская боевая субмарина - дизель-электрическая подводная лодка Запорожье - выглядит замершей. Но внутри экипаж судна то погружается под воду, то борется с пожаром. Конечно, на самом деле с лодкой ничего не происходит, просто ее команда отрабатывает свои действия в разных условиях.

“Мы шлифуем погружение, поведение во время пожара, - рапортует Корреспонденту о своем рабочем распорядке Сергей Игнатенко, командир электротехнической группы подлодки. - Самое основное в нашей работе - четкое выполнение всех команд”.

После десяти лет ремонта, на который в целом ушло 60 млн грн., Запорожье все же превратилось в действующее судно - выходило в открытое море и на испытаниях на протяжении четырех часов даже погружалось на14-метровую глубину

Субмарина, которой исполнилось 42 года, сегодня переживает вторую молодость. Судно досталось Украине после распада СССР и требовало капитального обновления, а также замены аккумуляторов.

После десяти лет ремонта, на который в целом ушло 60 млн грн., Запорожье все же превратилось в действующее судно - выходило в открытое море и на испытаниях на протяжении четырех часов даже погружалось на 14-метровую глубину. До конца года подлодка будет готова к службе и покинет судоремонтный завод № 13 Черноморского флота (ЧФ) России, где ее приводили в порядок.

В период вынужденного простоя экипаж подлодки, состоящий из 78 человек, не терял времени даром и вовсю штудировал матчасть, уверяет Дмитрий Загребин, заместитель командира субмарины по воспитательной работе.

“Хотя практики не хватало, - добавляет Загребин. - Но во время [первых после ремонта] погружений мы все равно справились с задачей”.

Впрочем, реанимированное судно если и укрепит морскую мощь Украины, то незначительно, полагают эксперты.

Запорожье как боевая единица на самом деле не представляет особой опасности, поскольку лодка не оснащена современным оружием

“Запорожье как боевая единица на самом деле не представляет особой опасности, поскольку лодка не оснащена современным оружием”, - констатирует Валерий Бабич, украинский инженер-судостроитель и автор книг о военных кораблях.

Лодка, вооруженная торпедами и минами, выпущена по так называемому проекту 641, разработанному еще в конце 1950-х. В его рамках построили 75 кораблей, но до сегодняшнего дня в рабочем состоянии дожило лишь Запорожье. По мнению Загребина, этой субмарины для страны недостаточно - флоту нужны как минимум четыре новые подлодки.

Да и надводный флот, насчитывающий 26 боевых кораблей и катеров, представляющих собой еще советское наследие, давно нуждается в обновлении.

В степях Украины

Попадая внутрь Запорожья, как будто делаешь прыжок во времени назад: вокруг - видавшее виды оборудование, на столах дежурных - телефонные аппараты советского образца, коридоры освещают тусклые лампы.

Лодку построили в 1970 году на Ленинградском судостроительном заводе, и до распада СССР она успела совершить 14 дальних походов, в том числе на Кубу и в Тунис. Субмарина вошла в состав ЧФ лишь летом 1990 года, а до того служила на Северном флоте, для которого ее и строили: корпус лодки рассчитан на другую плотность воды, нежели в Черном море.

“Поэтому во время погружения нам сложно было подобрать балласт [забортная вода, закачиваемая в цистерны внутри судна для балансировки его положения]”, - рассказывает Игнатенко.

Лодку построили в 1970 году на Ленинградском судостроительном заводе, и до распада СССР она успела совершить 14 дальних походов, в том числе на Кубу и в Тунис

После распада СССР Россия и Украина разделили две подлодки, входившие в состав ЧФ. В итоге над более возрастной и требующей ремонта Б-435 (советское название Запорожья) взметнулся флаг украинских ВМС. Но к боевому дежурству она так и не приступила, прочно обосновавшись на ремонте.

Основной проблемой стали аккумуляторы, обеспечивающие энергией электромоторы, которые движут субмарину под водой. Их надо было менять, но денег на новые украинский бюджет не мог найти годами. Лишь пару лет назад субмарина получила купленные у греков за 18 млн грн. аккумуляторы.

Требовали ремонта корпус судна и балластные цистерны. Для этой цели Мариупольский меткомбинат выплавил около 50 т высокопрочной стали.

После всех выполненных работ подлодка заметно помолодела, говорит Андрей Олексюк, командир торпедной группы Запорожья. Изменения коснулись каждой детали судна. Например, когда восемь лет назад Олексюк пришел сюда на службу, в каюткомпании субмарины - помещении, где питается и отдыхает командный состав, - были голые стены, а теперь там есть даже телевизор и холодильник.

Олексюк перебрался на субмарину с крейсера. “Всегда мечтал служить на подводной лодке и перевелся сюда, когда узнал, что есть должность”, - рассказывает он.

Основной проблемой стали аккумуляторы, обеспечивающие энергией электромоторы, которые движут субмарину под водой. Их надо было менять, но денег на новые украинский бюджет не мог найти годами

Правда, новичку освоиться на подводном судне, даже таком немолодом, как Запорожье, непросто. Дмитрий Шляхов, старший трюмный машинист, свое первое подводное плавание вспоминает без восторга: “Не хватало свежего воздуха. Все-таки четыре часа под водой. Плюс толком неизвестно, что происходит за бортом”.

А старшему электрику Антону Крылову понадобилось несколько месяцев, чтобы запомнить расположение и назначение приборов. “Первый день вообще глаза были по пять копеек, - вспоминает он. - И при росте 1,7 м цеплялся головой за потолок. Потом привык”.

Невысокий рост и умеренные габариты отличают всех членов экипажа Запорожья, ведь ширина коридоров подлодки в некоторых местах - лишь 70-80 см. При этом физическая форма моряков должна быть идеальной.

Но с учетом хилого состояния здоровья нынешних призывников, по словам Загребина, найти достойных кандидатов нелегко. “В прошлом году из 26 ребят десять не прошли через торпедный аппарат”, - говорит заместитель командира.

Речь идет о нормативе, по которому нужно проплыть через десятиметровую трубу, заполненную водой под давлением, в специальном спасательном комбинезоне с двумя дыхательными баллонами. Это испытание имитирует ситуацию, когда лодка затонула и экипаж выбирается на свободу через торпедные аппараты.

Месячный оклад командиров не превышает 6 тыс. грн., тогда как их российские коллеги, служащие ЧФ, получают в четыре раза больше, да еще и пользуются служебными квартирами

Сложные условия службы не отпугивают людей, ведь в ВМС Украины служить на подводной лодке считается престижным. “Кораблей много, а лодка всего одна”, - объясняет Загребин.

У подводной службы есть и другие преимущества. Например, матросы и контрактники низших рангов с надводных кораблей живут прямо на судах, а всем морякам-подводникам предоставляют казармы на суше.

А вот большой зарплатой экипаж субмарины похвастать не может. Месячный оклад командиров не превышает 6 тыс. грн., тогда как их российские коллеги, служащие ЧФ, получают в четыре раза больше, да еще и пользуются служебными квартирами.

Карликовый флот

История Запорожья, десятилетиями гнившего у причала, - показательный случай для украинских ВМС: хроническая нехватка средств для ремонта кораблей, стала общей бедой.

По правилам суда должны были проходить капремонт каждые пять лет, рассказывает Николай Сердюк, экс-глава управления кораблестроения и вооружения ВМС Украины. Фактически же за 20 лет независимости производились лишь косметические работы.

И хотя за это время в стране построили пять новых военных кораблей, украинский флот на 80 % состоит из техники, доставшейся ему после распада СССР. В итоге срок службы большинства судов давно перевалил за 30 лет.

На фоне мощных турецких сил, насчитывающих 14 субмарин и более 100 военных кораблей и катеров, Украина выглядит беззащитной.

При этом Украина остается морской державой, у которой есть потребность в защите национальных интересов в бассейне Черного моря. “Если территориальные воды слабо защищены, невозможно избежать незаконного вторжения иностранных судов, которые ведут разведывательные операции или рыбный промысел”, - говорит Сердюк.

К примеру, турецкие подводники сегодня без особой опаски проникают в украинские территориальные воды и проводят глубоководную фотосъемку крымского побережья в районе Херсонеса

Отечественные ВМС не в силах воспрепятствовать таким маневрам. На фоне мощных турецких сил, насчитывающих 14 субмарин и более 100 военных кораблей и катеров, Украина выглядит беззащитной.

Украинским флотоводцам даст фору и российский ЧФ, в состав которого входят 41 военный корабль и две подлодки - Князь Георгий и Алроса. К тому же до 2017 года россияне пополнят флот еще шестью субмаринами.

Украина новыми лодками в ближайшем будущем вряд ли обзаведется. Единственное предприятие, выпускающее военно-морскую технику, - Черноморский судостроительный завод - прекратило их строительство еще в 1960-х. А покупка готовых судов - слишком дорогое удовольствие.

До 2021 года Украина планирует построить четыре корвета общей стоимостью 11 млрд грн.

До 2021 года Украина планирует построить четыре корвета общей стоимостью 11 млрд грн. Однако Бабич сомневается, что с учетом нынешней экономической ситуации эти планы осуществимы. “Подобные разговоры ведутся давно, но у государства на обновление флота на самом деле нет денег”, - утверждает инженер.

В то же время срок службы многих военных судов Украины близится к концу - в ближайшие годы из его состава на пенсию должны уйти сразу несколько кораблей. То же Запорожье, по словам Загребина, прослужит еще от силы десяток лет, а затем субмарину придется списать.

Но до тех пор единственная украинская подлодка будет по мере сил выполнять возложенную на нее миссию. “В идеальной ситуации международное сообщество должно обходиться без оружия, - резюмирует Сердюк. - Но если у соседа есть дубинка в виде подводной лодки, значит и у нас должен быть щит. Иначе мы рискуем получить по голове”.

Расстановка сил

Состав военно-морских сил и флотов государств, имеющих выход к Черному морю

Турция:

  • Подводные лодки – 14
  • Фрегаты – 17
  • Корветы – 7
  • Ракетные катера – 27
  • Десантные корабли – 45
  • Минно-тральные корабли – 20
  • Танкеры – 13
  • Другие суда (транспортные, тренировочные, вспомогательные) – 40
  • Военно-морская авиация, вертолеты – 75

Россия:

  • Большие противолодочные корабли – 5
  • Десантные корабли – 7
  • Подводные лодки – 3
  • Малые противолодочные корабли – 7
  • Тральные корабли – 14
  • Ракетные катера – 10
  • Другие суда (транспортные, тренировочные, вспомогательные) – 196

Болгария:

  • Фрегаты – 4
  • Корветы – 2
  • Ракетные катера – 1
  • Минные тральщики – 1
  • Другие суда (транспортные, тренировочные, вспомогательные) – 7

Румыния:

  • Фрегаты – 4
  • Подводные лодки – 1
  • Корветы – 4
  • Ракетные катера – 3
  • Минные корабли – 5
  • Другие суда (транспортные, тренировочные, вспомогательные) – 4

Украина:

  • Ракетные крейсеры – 1
  • Фрегаты – 1
  • Ракетные катера – 2
  • Корветы – 7
  • Десантные корабли – 3
  • Тральные корабли – 5
  • Корабли управления – 2
  • Подводные лодки – 1
  • Другие суда (транспортные, тренировочные, патрульные, вспомогательные) – 61

Грузия (береговая охрана):

  • Десантные катера – 1
  • Другие суда (транспортные, тренировочные, патрульные, вспомогательные) – 17

Данные turkishnavy.net, информационно-справочной службы Корреспондента

***

Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 19 октября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь