Корреспондент: Лицо европейской национальности. Интервью с послом ЕС в Украине Яном Томбинским

Посол ЕС в Украине Ян Томбинский в интервью Ирине Соломко в № 11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года объясняет, что дело Сергея Власенко открывает Европе глаза на “формирование всей системы” в Украине, почему выбор ТС - это консервация старых технологий и к кому в Украине уходят деньги, которые в Польше идут малому и среднему бизнесу

Святослав Липинский

Ян Томбинский, уже около полугода являющийся послом ЕС в Украине, - частый гость на различных форумах и дискуссиях, посвященных отношениям Киева и Брюсселя. Но если ранее его слушателями чаще оказывались украинцы, то 19 марта поляк выступил перед европейской аудиторией. Случилось это на международной конференции Украина - взгляд изнутри: будущая роль в энергетической безопасности Европы, которую организовал фонд Эффективное управление украинского миллиардера Рината Ахметова совместно с британским изданием The Economist. Дискуссия прошла в Вене.

Участники разговора, в том числе и Томбинский, довольно критично оценивали ситуацию в Украине, дав понять, что не питают особых иллюзий относительно перспектив подписания Договора об ассоциации с ЕС

Участники разговора, в том числе и Томбинский, довольно критично оценивали ситуацию в Украине, дав понять, что не питают особых иллюзий относительно перспектив подписания Договора об ассоциации с ЕС. Наибольший оптимизм среди участников встречи продемонстрировал Александр Вилкул, украинский вице-премьер, который пообещал присутствующим, что соглашение подпишут в ноябре.

О том, насколько Томбинский верит украинской власти, о бегстве капитала из Украины и вере в новое поколение украинцев посол и рассказал в эксклюзивном интервью Корреспонденту.

- Главная европейская тема Украины на сегодня - перспективы подписания Договора об ассоциации с ЕС. Ситуация постоянно меняется: например, после, казалось бы, успешного для официального Киева саммита Украина - ЕС и достигнутых соглашений о скором подписании договора украинский суд 6 марта лишил мандата оппозиционного нардепа Сергея Власенко, защитника экс-премьера Юлии Тимошенко. С учетом этого события какое на сегодня главное препятствие вы видите на пути к подписанию этого документа?

- Начну с того, что Договор об ассоциации - это своего рода некий набор инструментов для модернизации страны, использования ее потенциала. И мы больше не говорим о декларациях, а ждем имплементации четких правил и норм.

 Для нас сейчас важно перейти на этот новый уровень отношений. Мы уже сказали все, что хотели сказать и обозначить для реализации европейского пути Украины. Теперь на этом пути нужно ликвидировать препятствия. И одно из них, безусловно, - это избирательное правосудие и решение проблемы Тимошенко, бывшего премьер-министра, и Юрия Луценко, экс-главы МВД, а также и нового фигуранта - Власенко.

- Не кажется ли вам, что каждый раз, когда страна становится на один шаг ближе к ЕС, украинская власть делает два шага назад? Как в таких условиях европейские политики могут верить украинской власти, как могут давать весьма толерантные оценки ситуации в Украине?

- Доверие - безусловно, одна из наибольших ценностей. В последние годы в наших отношениях образовался его дефицит. Лидеры ЕС инвестировали много в эти отношения. Поэтому хотелось бы отметить, что тут речь идет не только о политическом капитале украинских политиков, но и о капитале тех нескольких друзей Украины, которые есть среди европейских лидеров. Доверие - одна из тех вещей, которые сложно положить на бумагу, но без него невозможен союз.

Вы упомянули, что европейские лидеры слишком мягки, но такое поведение поясняется в целом нашими нормами и принципами: ЕС не может навязывать законы и политику стране, не являющейся его членом. Но, конечно, возникает некоторое недоумение, когда мы, казалось бы, достигаем понимания, но потом следуют совершенно другие действия.

- Случай с Власенко стал для ЕС неприятным сюрпризом?

- Сама ситуация была неприятна уже давно, с тех пор как ЕС начал получать сигналы о том, что на Евгению Тимошенко [дочь экс-премьера], Григория Немырю и Сергея Власенко [депутатовоппозиционеров, активно представляющих интересы Тимошенко в судах и на Западе] оказывается давление.

Но это сюрприз, поскольку он показывает формирование всей системы. Ведь с тех пор как был избран парламент, прошло меньше полугода, однако на пяти округах не смогли определить победителя. И вот теперь нескольких людей лишили мандатов. Это попытка наступления на одну из базовых составляющих демократической системы.

- Тем не менее во время слушаний украинского вопроса в Европарламенте, проходивших 13 марта, после судебного решения по Власенко, оценка, данная украинской власти Штефаном Фюле, еврокомиссаром по вопросам расширения, была предельно мягка. А ведь изначально выступать по ситуации должна была Кэтрин Эштон, верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, от которой ожидали более жесткой критики.

- Не думаю, что тут вопрос в том, кто донес позицию ЕС. Журналисты, формирующие общественное мнение, предпочитают жесткую лексику, но мы подходим к этому по-другому. Я не чувствую, что такие посылы ЕС были неправильно поняты или не приняты [украинскими] властями, поэтому тут речь не может идти о том, насколько была бы груба Эштон. Ведь позиция ЕС одна.

- Возможно, европейская мягкость истолковывается украинской властью как слабость?

- Резкая риторика не работает. И самое главное, все эти вопросы должны решаться самим обществом. У него должно быть понимание, что интеграция - это путь, который надо пройти. Если в Украине нет этого понимания, тогда никакая грубая риторика ЕС не поможет.

- ЕС уже озвучил требования, чтобы с начала мая Украина продемонстрировала существенный прогресс в деле выполнения его рекомендаций. Однако многие эксперты считают, что даже если Киев начнет действовать, качественный скачок не произойдет. Возможно ли в таком случае политическое решение ЕС - все равно подписать Договор об ассоциации?

- Я научился терпению, поскольку являюсь отцом десятерых детей. (Улыбается.) Поэтому я не теряю надежды. Но май не конец всему. К этому времени должен быть показан определенный прогресс с реформами, конкретные шаги на долгосрочную перспективу. Очевидно, что невозможно реформировать страну за несколько недель.

Сам май важен тем, что будет заседание Европейской комиссии, на котором комиссары, представляющие все страны, должны формально утвердить Договор об ассоциации и попросить у государств-членов и Европейского парламента мандат на подписание договора в ноябре на саммите в Вильнюсе. Но сегодня я бы сказал, что мы пока слишком далеко от того, что решение комиссаров будет положительным.

- В украинском обществе до сих пор ведется дискуссия: что лучше - ЕС или Таможенный союз (ТС)? Могли бы ответить на этот вопрос?

- Ваш вопрос, по сути, открывает иной, который намного шире: что такое национальная стратегия развития Украины? Если нет четкой и понятной стратегии, тогда мы не знаем, какой вектор выбрать.

Сегодня есть два предложения - ЕС и ТС. Если бы я был украинцем, то сначала спросил бы: что именно поможет модернизации экономики, какой из союзов даст для этого лучшие условия?

Достаточно посмотреть на несколько основных экономических показателей, чтобы понять: европейская интеграция - более действенный способ сделать экономику конкурентоспособной. ТС же дает чудо в виде низких цен на газ. Но Украина имела все это достаточно длительное время. Помогло ли это модернизировать экономику, сделать ее более конкурентоспособной на международных ранках? Нет.

- В последнее время из Украины активно уходят иностранные инвесторы. Имеете какие-нибудь данные по оттоку европейского капитала?

- Нет. Но исходя из той информации, которую я слышал от экономических палат стран - членов ЕС, если сравнить число европейских инвесторов десять лет назад и сейчас, то минимум половина ушла.

Однако хотел бы отметить одну важную вещь: Украина нуждается не только во внешних, но и во внутренних инвестициях. Соотношение крупного и среднего бизнеса просто катастрофическое. Если мы снова посмотрим на Польшу и сравним ее ВВП на душу населения с украинским в начале 1990-х, то увидим, что разрыв был небольшим. Зато сейчас этот показатель в три с половиной раза выше.

В то же время, если взглянуть на список [богачей] Forbes, то суммарное состояние богатейших людей Украины более чем в два раза превышает показатель Польши. Куда идет эта разница? Польскому малому и среднему бизнесу. Поэтому очень важно в Украине создавать условия для подобной экономической диверсификации.

- Вы в Киеве уже около полугода. Продолжаете верить в европейские перспективы и успех Украины?

- За последние 20 лет здесь появилось абсолютно новое поколение украинцев. И это большая ценность и надежда для страны. Но вам все еще не хватает культивирования понимания того, что государственные интересы совпадают с интересами общества. На сегодня оно очень разобщенное, имеет разные подходы, говорит на разных языках, поэтому нужно создать понимание не только единого государства, но и единого предопределения. В таком случае есть понимание долгосрочного пути страны, который не будет меняться каждый раз с приходом новой власти.

***

Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 22 марта 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .