Росбалт: Слово Божие на Майдане
Сейчас противостояние власти и общества усиливается: активистов избивают, таскают по судам. В их квартирах разбивают окна, а их машины поджигают, - пишет Максим Швейц в российском издании .
Премьер-министр Украины Николай Азаров называет Евромайдан "революцией животных" и заявляет, будто никаких противоречий в украинском обществе нет. На деле все совсем не так: противоречия сегодня не только есть, они заметно обострились. Так, власть не стесняется угрожать даже представителям церкви - тех ее ветвей, которые Януковича не поддерживают.
Началось все с того, что Министерство культуры предупредило представителей Украинской греко-католической церкви (это униаты) о недопустимости богослужений на Майдане. Мол, это прямое нарушение закона: священники имеют право проводить свои молебны только внутри церквей да на кладбищах. Представители УГКЦ тут же отреагировали: мол, никаких законов не нарушаем, а контролировать всех представителей своей церкви вообще нет возможности.
На следующий день после скандальных заявлений Минкульта общественность забурлила так сильно, что оправдываться за подчиненных пришлось самому Януковичу. Украинский президент заверил, что с одинаковым уважением относится ко всем представителям церкви и что нужно поменять законы для того, чтобы каждый мог молиться там, где ему хочется.
Власть не стесняется угрожать даже представителям церкви - тех ее ветвей, которые Януковича не поддерживают.
Но 14 января депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко позволил себе высказаться вразрез с официальной позицией президента. Есть мнение, что это произошло неслучайно.
"Церковь у нас отделена от государства и должна работать в рамках культовых сооружений. Молебны вне культовых сооружений согласовываются со светской властью и по собственному усмотрению церкви проводиться не могут. Поэтому Министерство культуры на законных основаниях сделало предупреждение, и пусть не говорят потом, что никто никого не предупреждал", - сказал Колесниченко.
По его мнению, данное письмо является "правильной профилактической мерой".
Кроме того, добавил "регионал", это сигнал Блаженнейшему Святославу, чтобы он обратил внимание, чем некоторые священнослужители его церкви занимаются на Майдане.
"Если некоторые священники пошли добровольцами на Майдан - отлучайте от церкви, накладывайте епитимью. А говорить о том, что мы об этом (священниках на Майдане) не знаем, - означает обманывать и отступать от Евангелия", - подчеркнул политик.
Справедливости ради стоит отметить, что склонностью к сантиментам не отличаются и сами униаты. Так, бывший глава Украинской греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар заявил, что протестующие имеют право взяться за оружие. "Наш народ миролюбивый, в этом его сила, - подчеркнул Гузар. – Но бывают случаи, когда власть бьет, а оснований у нее на это нет. Если власть бьет только за то, что кого-то не любит, она показывает свою беспомощность. Поэтому иногда сопротивление власти с оружием в руках оправдано. Если власть чрезмерно использует силу, народ может защититься с оружием в руках. Каждый из нас имеет право на защиту".
Надо сказать, что у православных верующих нет единого мнения относительно нюансов украинской политики. Киевское отделение Русской Православной Церкви поддерживает "стабильность", а сидящий в Москве патриарх Кирилл уже успел заявить, что революционеры на Майдане стремятся незаконно захватить власть и "разделить Украину" на два государства. У Киевского патриархата православной церкви мнение другое. Архиепископ Филарет ранее поддерживал европейский выбор Украины, а сейчас вступается и за митингующих, и за представителей греко-католической церкви, которым угрожают судебными исками.
Если власть бьет только за то, что кого-то не любит, она показывает свою беспомощность.
Вообще, священники на Майдане играют одну из основных ролей. Они молились вместе с митингующими на Майдане, когда его пытался зачистить "Беркут" - еще в декабре. Михайловский собор, стоящий в центре Киева, всю ту ночь бил в набат. Священники на Майдане всегда есть и сейчас. Они делают работу волонтеров, читают вместе с митингующими молитвы, всегда готовы приютить демонстрантов в своих храмах. Это придает некоторую легитимность всей украинской "революции" в глазах силовиков и тех консервативных граждан, которые в акциях оппозиции участия никогда не принимали. Бить священника и обзывать его "лентяем" заочно через телевизор - все же не то же самое, что делать это в отношении обычных митингующих.
Впрочем, политологи говорят, что власть не будет преследовать священников. По их мнению, давление на духовенство лишь усилит противостояние в обществе.
"Я не могу представить, как в условиях независимой Украины одна из крупнейших конфессий - УГКЦ - в судебном порядке будет подвергнута ущемлению прав. УГКЦ широко представлена в украинской диаспоре, и международный резонанс не заставит себя ждать", - говорит секретарь Священного синода УПЦ КП Евстратий (Зоря).
Если министерство подаст в суд, это только вызовет дополнительный негатив по отношению к власти.
Эксперт в вопросах религии Тарас Антошевский придерживается такого же мнения: "Если министерство подаст в суд, это только вызовет дополнительный негатив по отношению к власти. Как можно запугивать церковь, которая пережила сорокалетние репрессии НКВД?"
С другой стороны, еще недавно сам по себе силовой разгон демонстрантов в центре Киева казался невозможным. И репрессии в отношении митингующих - тоже. А сегодня это - привычное, в общем, явление. Не прошло и пары месяцев...
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.