Георгий Тука: Донбасс для России - это чемодан без ручки

По мнению Туки, война на Донбассе будет продолжаться от двух до четырех лет.
УНИАН

Бывший глава Луганской ОВГА и назначенный заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц  Георгий Тука дал эксклюзивное интервью bigmir)net и рассказал, как обстоит ситуация на Донбассе. 

Читай также: Бессмертный: Война на Донбассе, может, и прекратится, но противостояние будет продолжаться

Георгий, какие точки Луганской области на сегодня самые горячие?

Самыми горячими точками сейчас являются Станица Луганская, Счастье, Трехизбенка и Попасная.

Многие говорят, что конфликт на Донбассе уже заморожен. Вы согласны с этим?

Я бы не сказал, что он замороженный, если каждый день мы наблюдаем довольно острые факторы противостояния, в частности, в Донецкой области. Какой он замороженный?

Конечно, сейчас нет таких активных боевых действий, которые были в 2014 году. Но, во-первых, никто не застрахован от эскалации, потому что мы наблюдаем увеличения и военной техники, и боекомплектов запасов, и ротацию - в том числе и регулярных войск РФ. Мы наблюдаем развертывания вооруженных сил на севере Луганской области, буквально на расстоянии 15-20 км от границы с Украиной. И говорить про сплошную безопасность - это обманывать себя

Продолжаются ли разборки между луганскими казаками и боевиками?

Я получаю такую информацию, но комментировать не в моей компетенции. Ведь у меня нет никаких доказательств, кроме той информации, которую я получаю. Эти разборки продолжаются, скорее всего, по той причине, что они, что-то между собой не поделили. С самого начала у них были, назовем дипломатично, разногласия с самопровозглашенной властью ЛНР и ДНР, они не признавали не тех, ни других, а сейчас наблюдаются противостояния.

Читай также: Татьяна Рычкова: На Донбассе нужно вводить миротворческие войска

Насколько вы доверяете миссии ОБСЕ в плане освещения событий?

Сложный вопрос.

Я бы сказал так: не всегда ОБСЕ доводит объективную информацию. Я не могу утверждать о предвзятом отношении, но надо понимать, что по их уставу, представители ОБСЕ не имеют ни права, ни желания, ни возможностей находиться на линии разграничения, если это несет какой-то риск для их жизни или здоровья. На 99% случаев, они непосредственно не являются участниками тех или иных событий. Они или после осуществления событий выезжают и смотрят на результат или не реагируют на события. Сказать про их объективность - я не беру на себя такую ответственность.

Возможно ли установить пункты наблюдения ОБСЕ по обе стороны линии разграничения?

С нашей стороны возможно это сделать, и пункт был и работал, пока не начались обстрелы. Когда начались обстрелы, то первыми, кто сбежал, были ОБСЕшнки. А по ту сторону линии разграничения, я не могу комментировать, потому что не знаю, какие там отношения между представителями миссии и боевиками. Ведь всем известно, что часто террористы, пренебрегая всеми правами, не допускают представителей ОБСЕ на место происшествия.

Читай также: Бирюков: Война в Украине будет продолжаться года два-три

Как можно бороться и как, собственно, вы боретесь с контрабандой в зоне АТО?

В четверг, 28 апреля, утром у меня было внеплановое совещание с силовиками. Я могу доложить, что во вторник, 26 апреля, впервые два дела доведены до вынесение судебных приговоров нарушителям.

Два персонажа осуждены к трем годам лишения свободы условно или, как по действующему законодательству, с отсрочкой наказания. Таким образом, если эти люди будут пойманы еще раз, то, конечно, этот срок наказания перейдет в реальное лишение свободы. И, как мне доложили, после судебного заседания с ними общались, не как с подсудимыми, а как с гражданским населением, то они заявили, что для них лично этого вполне достаточно. Они не будут больше рисковать, пропади оно пропадом, будут искать себе другие пути заработка.

Я надеюсь, что именно такими законными путями мы, в конце концов, если не преодолеем совсем (это утопия), то хотя бы уменьшим той поток, который мы наблюдем.

Я не вижу возможности решения конфликта на Донбассе лишь дипломатическим путем

Бывают ли такие случаи, когда демобилизованные из зоны АТО солдаты воруют военное оружие?

Время от времени такое случается. Об этом мне докладывают и работники МВД, и работники СБУ. Но я не думаю, что это носит массовый характер, особенно сейчас. Когда шли активные боевые действия в начале все этих событий, тогда это случалось довольно часто. Сейчас я бы не сказал, что это фундаментальная проблема.

Читай также: Тука пояснил, зачем ему охрана и оружие

Мое личное отношение к этому крайне негативное. Поэтому я, как фигура, которую знают и уважают в вооруженных силах, хотел бы обратиться к нашим парням, к защитникам и попросить их не делать глупостей, не подвергать опасности себя по криминальным производствам по несанкционированном использовании оружия. Уже есть трагичиские случаи, когда демобилизованные использовали оружие в состоянии алкогольного опьянения или по неосторожности причиняли вред себе или окружающим. Этого делать не надо.

Какая ситуация с мародерством в области?

В последнее время мне никаких официальных и неофициальных сообщений об этом не поступало. Во время активных боевых действий такие случаи были и их было немало. Я знаю, что открыто очень много криминальных производств по этим действиям. 28 апреля мне глава Луганской полиции докладывал, что сейчас в следствии по всем случаям, не только мародерства, а вообще по всем правонарушениям в области продолжается более 30 тысяч производств. Это очень большая нагрузка и на работников полиции, и на следствие, и на прокуратуру, и на суды.

Как часто вы встречаетесь с Петром Порошенко? 

В начале мы встречались очень часто. Я, как человек без опыта работы в государственному аппарате, очень часто обращался к президенту за советами. Сейчас в этом необходимости намного меньше, поэтому мы встречаемся в случае необходимости, а по большей части мы общаемся по телефону, я сейчас намного реже бываю в Киеве.

Читай также: Жебривский: У контрабандистов в АТО - огромный финансовый ресурс

А с Жебривским (Павел Жебривский, председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации - ред.) проводите встречи?

Да, конечно. 26 апреля почти полдня были вместе в Краматорске, проводили совместное совещание с руководством ПРООН по введению трастового фонда. На 6 мая у нас запланирован третий раунд переговоров. У меня с ним очень хорошие отношения, мы очень похожи по менталитету, помимо этого мы занимаемся решением на 99% одинаковых проблем. Ведь проблемы в Луганской и Донецкой областях на 99% идентичные. Взгляды по их решению, у нас тоже одинаковые. Практически у меня с Павлом Ивановичем нет разногласий, я его рассматриваю только как союзника.

Какие у вас взгляды на решение проблем на Донбассе?

По моему мнению, решение возможно только в комбинированном виде.

Я не вижу реальной возможности решения этой проблемы только дипломатическим путем. К сожалению, сейчас мы наблюдаем очередное обострение, которое в большей части происходит в Донецкой области, но не обходит и Луганскую. Также я не сторонник решения этой проблемы только военным путем.

Может, такая возможность и есть, но перед тем, как орать: “Пошли вперед!“, надо понимать какую мы все заплатим цену за такие действия. Я, как отец солдата, который 14 месяцев провел на передовой, честно скажу: я не в восторге от того, что опять придется десяткам тысячам родителей не спать по ночам, ожидать утром звонка или смс от своих детей: живой или неживой, поврежденный или неповрежденный. Поэтому я считаю, что решение есть в комбинации, как дипломатического, так и военного пути.

Читай также: Тука: Нужно установить пункты наблюдения ОБСЕ с двух сторон КПВВ

Я предлагаю, и считаю это единственным возможным путем, - продолжать международное давление на РФ. У меня непосредственно есть информация от жителей России, что даже в глубинке обычное население чувствует на себе в ежедневном быту негативные последствия всех этих действий со стороны руководства Федерации. Это вызывает недовольство, от этого никто никуда не денется. В случае продолжения давления, ведь бюджет РФ не необъятный, кремлевские руководители придут к выводу, что они не в силе больше тянуть финансово этот чемодан без ручки, которым является разоренный Донбасс.

В то же время нам надо параллельно с дипломатическими действиями, укреплять наши вооруженные силы, укреплять границы с Россией, потому что, по моему убеждению, Российская Федерация - это враг независимой Украины. И нам просто это надо воспринять как данность, что наш сосед - это наш враг и мы должны защищаться.

Сколько, по вашему мнению, еще продлится война на Донбассе?

Почти год назад, когда я был назначен на должность главы Луганской ОГА, мои оценки продолжительности этой войны были от 3 до 5 лет. Год прошел - от 2 до 4 лет.

Смотри также - Георгий Тука о закрытии пропускного пункта Станица Луганская:

Фото - Водитель путинских гумконвоев показал свои поездки на Донбасс