Пленник Гуантанамо стал шеф-поваром в Албании

Этнический уйгур Абу Бакир Касим, освобожденный 6 лет назад из американского лагеря в Гуантанамо, стал шеф-поваром итальянской пиццерии в Албании. В 2001 году житель северо-запада Китая был задержан в Пакистане, после чего попал в Гуантанамо.
Reuters

В мае 2006 года Касим вместе с четырьмя другими уйгурами был отправлен Албанию, согласившуюся принять бывших пленников. Это было сделано для того, чтобы защитить уйгуров от преследования на родине.

Власти Китая обвиняют уйгуров-мусульман в сепаратизме и экстремизме, подвергая их зачастую тюремному преследованию. Правозащитники отмечали, что после объявленной США войны с террором репрессии против уйгуров усилились.

После пяти лет в заключении на территории Гуантанамо было установлено, что пленники не представляют опасности. Абу Бакир Касим и его соотечественник Адель Абду Хаким в попытке отстоять свои права дошли до Верховного суда США.

По словам пленников-уйгуров, что они были вынуждены оставаться в лагере целый год после того, как было признано, что они не являются "вражескими комбатантами" (таким термином американские власти описывают подозреваемых).

Госдепартамент США заявил, что было сделано все возможное, чтобы переселить уйгуров в среду, "где они смогут восстановить свой образ жизни", и предложение Албании принять освобожденных явилось "важным жестом доброй воли".

"Все произошло очень быстро и неожиданно, но насколько мы понимаем, все пятеро здоровы и счастливы, что оказались на свободе, хоть немножко и дезориентированы происходящим", - заявил тогда президент Ассоциации американских уйгуров Нури Туркель.

Выдать за вознаграждение

В Албании Касим находится в изгнании, вдали от своей семьи, которая живет в Китае. Покидая Синьцзянь, он направлялся в Турцию, где планировал устроиться на работу в кожевенный завод, а затем перевезти туда семью.

Добравшись до Пакистана, Касим запросил визу на пересечение иранской границы, в ожидании документов он остановился в уйгурском поселении в Афганистане.

Однако это поселение было расположено неподалеку от горного афганского района Тора-Бора, который американские военные начали бомбить осенью 2001 года, после терактов 11 сентября.

Касим и его друзья сначала прятались в пещерах, а затем пересекли заснеженные горные перевалы и добрались до Пакистана. Там их радушно встречили местные жители, которые затем за вознаграждение выдали "гостей" американским военным.

"Мы были счастливы, когда нас передали американцам. Как правило, они помогают уйгурам. Они сказали что нас освободят в ближайшее время", - вспоминает Касим.

В итоге Касим провел шесть месяцев на базе ВВС США в Кандагаре, а затем еще четыре года - в лагере в Гуантанамо, в котором насчитывалось около 20 пленных уйгуров.

Касим признался, что в обмен на еду и проживание в уйгурском поселении он должен был проходить военную подготовку.

К 2005 году в США поняли, что Касим не представляет угрозы и может быть освобожден, но никто не знал, что делать с ним после того, как он получил статус NLEC - "бывшего комбатанта".

Однажды американские власти разрешили посетить пленных представителям китайских властей.

"Нам заявили, что из-за кризиса американцы не в состоянии прокормить нас, и предложили вернуться в Китай, где о нас позаботятся", - рассказывает Касим, - На тот момент я бы скорее остался в Гуантанамо, чем вернулся в Китай".

Албания и неизвестность

Спустя год Албания предложила Касим и его четырем спутниками убежище.

"Я даже не мог найти Албанию на карте", - признается Касим.

Когда они узнали, что Албания на протяжении 15 лет была демократическим государством с 70-процентным мусульманским населением, Касим и его товарищи сменили оранжевы робы на футболки, джинсы и кроссовки.

Гуантанамо они, тем не менее, покидали в наручниках, на борту военного самолета. Лететь пришлось 12 часов, и когда самолет приземлился, Касим решил, что их обманом привезли в Китай.

"Мы пытались увидеть что-то из окна самолета, но было темно. Затем мы увидели, как подъехала машина, из нее вышли несколько человек в костюмах, с виду - европейцы", - продолжает свой рассказ Касим.

Как и было обещано, албанские власти предложили приезжим уйгурам жилье, социальное обеспечение и разрешение на работу, однако они до сих пор живут в статусе беженцев. У них нет албанского гражданства и паспорта, поэтому они не могут выехать за пределы страны.

"Мой адвокат посоветовал мне выучить албанский язык и научиться делать то, что может быть полезно для окружающих. Я решил делать пиццу, потому что албанцы ее очень любят, а я люблю готовить", - говорит Касим.

Он начал экспериментировать с различными рецептами по приготовлению пиццы, но делает он ее только из халяльных продуктов, выработанных в соответствии с мусульманскими традициями.

По освобождении из Гуантанамо Касим впервые за пять лет пообщался с женой по телефону, но увидеть ее и троих детей он все еще не в состоянии. Он обращался в албанское правительство и в ООН с просьбой перевезти родных в Албанию, но Китай своего согласия не дал.

"Мне очень тяжело из-за того, что у них то и дело возникают проблемы из-за меня. Полиция часто посещает мою семью, спрашивают о содержании наших телефонных разговоров", - рассказывает Касим.

Касим потерял всякую надежду увидеть родных снова. В прошлом году с согласия жены он подал на развод, после чего женился на уйгурской женщине, которая живет в Европе.

В 2012 году Касим стал отцом в четвертый раз, его вторая жена родила ему дочь.

Источник: Русская служба Би-би-си