Корреспондент выяснил, что собой представляют штурмовые отряды Евромайдана
О Правом секторе Майдана большинство украинцев узнали только в середине января, когда началось активное противостояние демонстрантов с подразделениями Беркута и внутренних войск на ул. Грушевского. Тогда в общей массе протестующих появились молодые люди с камнями и коктейлями Молотова в руках и вышли на передовую.
Многие из них носили эмблему: на желтом фоне две совмещенные латинские литеры N и I. Это горизонтально перевернутая руна Вольфсангель - Волчий крюк. Ее часто использовали на изображениях гербов многих городов, а в период Второй мировой войны Вольфсангель стал тактическим знаком танковой дивизии СС Дас Райх и других соединений нацистской Германии.
В современной Украине его трактуют как Идея нации и используют в качестве атрибутики в националистической организации Патриот Украины - одного из соорганизаторов неформального объединения Правый сектор.
Люди с националистической символикой активно участвовали во всех событиях с самого начала Евромайдана, где применялась сила. 1 декабря они пригнали к Администрации Президента грейдер и пытались с его помощью разогнать силовиков, бросались на них с цепями и швыряли камни.
В тот же день правые штурмовали здания Федерации профсоюзов и КГГА, спустя несколько дней - свалили памятник советскому вождю Владимиру Ленину на Бессарабской площади, а в день рождения лидера ОУН Степана Бандеры 1 января устроили факельное шествие и чуть не подожгли отель Премьер Палас.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бои за обладминистрации. ХРОНИКА СОБЫТИЙ (ОБНОВЛЯЕТСЯ)
Противники Евромайдана говорят, что все это, как и начало стычек на Грушевского, на совести Правого сектора, и считают представителей организации боевиками оппозиции. Те же отрицают, что наносили удары первыми, и предпочитают называть себя революционерами. Хотя в социальных сетях их сторонники весьма радикальны.
“Многие политики из оппозиции болеют демократией головного мозга и не могут понять необходимость вооружать людей”, - написал в группе Правого сектора на Facebook пользователь Станислав Полянский.
Вся жизнь борьба
Неформальное объединение Правый сектор создали несколько националистических организаций: Тризуб им. Степана Бандеры, Патриот Украины, УНА-УНСО, Белый молот и присоединившиеся к ним футбольные фанаты киевского Динамо и львовских Карпат.
По словам первого заместителя главы ВГО Тризуб Андрея Тарасенко, инициаторы объединения рассчитывали на ситуативных сторонников, которых в обычное время отпугивает радикальная националистическая риторика.
В Правый сектор входят от ультраправых до тех, кто вообще не разбирается в политических направлениях, но хочет хоть что-то изменить в стране
“У Тризуба как идеологической националистической организации узкий круг сторонников и довольно жесткие критерии отбора, - поясняет Тарасенко. - Поэтому мы и создали Правый сектор, главная цель которого - национальная революция для построения национального государства. Кто разделяет это, тот присоединяется”.
Действия Правого сектора не остаются незамеченными. После начала боев на Грушевского в социальной сети ВКонтакте специально созданная группа насчитывает уже 35 тыс. подписчиков, аналогичное сообщество в Facebook - 7,5 тыс. Тем не менее реального количества примкнувших к ним не знают даже сами руководители.
“В Правый сектор входят от ультраправых до тех, кто вообще не разбирается в политических направлениях, но хочет хоть что-то изменить в стране, - говорит Тарасенко. - Сейчас уже тут и наши, и фанаты, и простые мужики, которым все надоело”.
Из “мужиков”, однако, делают бойцов вполне определенного толка. Инициаторы объединения постоянно вышколивают своих членов в загородных лагерях, где проводится идеологическое обучение, а также даются уроки боевых искусств, стрельбы, владения оружием и поддержания физической формы.
Подобный подход к политической работе вызывает критику со стороны противников националистов.
“Это штурмовые отряды оппозиции”, - уверен директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
Но в оппозиции такие заявления воспринимают с улыбкой.
Самооборона Майдана весьма разношерстная, здесь есть и партии, и общественные организации, и неформальные объединения - как Правый сектор, который не является боевым крылом какой-то из политических сил
“Самооборона Майдана весьма разношерстная, здесь есть и партии, и общественные организации, и неформальные объединения - как Правый сектор, который не является боевым крылом какой-то из политических сил”, - отбрасывает обвинения заместитель главы ВО Свобода Андрей Мохник.
Официальные лидеры оппозиции не очень благосклонны к Правому сектору и их действиям, но соседство с радикалами терпят.
“Они нам не конкуренты, не противники, у них есть свое видение развития событий, и они его отстаивают”, - отмечает Мохник.
В Правом секторе тоже терпят соседство с политиками, но не стесняются высказывать свое недовольство ими.
“Мы ведь требуем от них действовать, а не рассказывать нам сказки”, - заявляет Тарасенко. Также его возмущает, что во всем плохом, что происходит на Майдане, всегда обвиняют именно правых.
“Сейчас у них расходятся взгляды на методы борьбы. Правый сектор обижен на Свободу за то, что та в результате событий 1 декабря назвала своих же провокаторами”, - поясняет суть конфликта Корнилов, добавляя, что в целом это одна и та же группа людей. “Многие ребята состоят и в организациях, и в футбольных фанатских группах, и в партии [ВО Свобода]”, - уверен эксперт.
Сегодня из праворадикальных организаций по-настоящему действующими можно считать только две: Тризуб и Патриот Украины. Белый молот - небольшая киевская организация, а УНА-УНСО после череды расколов не является сильной структурой: под этим брендом в Украине действуют как минимум пять небольших объединений.
Тризуб создали еще в 1993 году при Организации украинских националистов (ОУН) как спортивно-патриотическое объединение
Футбольные же фанаты вообще неконтролируемы.
“Они как броуновское движение: хаотичны, ни с кем ничего не согласовывают и могут вообще махнуть рукой, развернуться и уйти, - рассказывает Тарасенко. - Сколько они существуют, столько времени их безуспешно пытаются взять под контроль. Больше всех старалась Свобода, пользуясь маршами за освобождение семьи Павличенко, но безоговорочного авторитета заслужить так и не смогла”.
Тризуб создали еще в 1993 году при Организации украинских националистов (ОУН) как спортивно-патриотическое объединение. Его члены исповедуют национализм, стремятся к национальной революции. Тризуб даже выпускает свою газету Бандеровец. Говорят, что деньги на ее издание выделяет украинская диаспора, но имен благотворителей не называют. После того как в 2011 году активисты объединения спилили голову у памятника советскому вождю Иосифу Сталину в запорожском обкоме компартии, против них возбудили уголовные дела, но тогда все обошлось.
В отличие от Тризуба, Патриот Украины - более радикальное объединение, которое появилось после переименования в 2005 году Социал-национальной партии Украины в Свободу. Организация называет себя авангардом социал-националистического движения. В Свободе открещиваются от сотрудничества с Патриотом Украины, хотя ее противники утверждают обратное.
“Сначала они действовали по принципам Ирландской республиканской партии, но позже решили разделиться, создав политическое крыло - Свобода и боевое крыло - Патриот Украины. Никто не скрывает, что это одни и те же люди. В деле о васильковских террористах судили функционеров Свободы, но сидели они на суде в майках с эмблемой Патриота Украины”, - утверждает Корнилов.
Взлеты и падения
Сегодня Патриот переживает трудные для себя времена - более десяти ведущих активистов осуждены либо находятся под следствием. Организация называет это преследованиями, но, как считает Корнилов, государство, по большому счету, никогда системной борьбы с проворадикальными группами не вело.
“Да, были отдельные посадки, но только по конкретным поводам”, - говорит эксперт.
Тут [в здании ФПУ] живем бесплатно, едим на майдановской кухне. Пиротехнические средства, обмундирование для обороны и деньги несут люди
Корнилов объясняет это тем, что для президентов Леонида Кучмы и Виктора Януковича такие объединения не составляли политической конкуренции. Они активно работают на западе страны, тогда как избиратели этих президентов - жители востока.
“Золотой период их деятельности наступил при Ющенко. Патриот Украины на своих выступлениях был шикарно экипирован. Такого обмундирования не было ни у одной из подобных организаций за все время их существования. Но после ухода Ющенко финансирование прекратилось”, - отмечает Корнилов.
Сами националисты тот период тоже вспоминают с теплотой.
“Тогда был расцвет правого движения, можно было спокойно распространять наши идеи. Была надежда на мирное создание национального государства, но в итоге она рухнула”, - отмечает активист УНА-УНСО Игорь Мазур по прозвищу Тополя.
Кто финансирует их деятельность сейчас, правые радикалы предпочитают не говорить. На Майдане они живут за счет пожертвований.
“Тут [в здании ФПУ] живем бесплатно, едим на майдановской кухне. Пиротехнические средства, обмундирование для обороны и деньги несут люди. Что-то дает оппозиция, но это капля в море”, - рассказывает Тарасенко.
Националисты считают, что в случае победы они оказались бы вполне респектабельными политическими деятелями.
Если на позапрошлых парламентских выборах Свобода имела поддержку 0,76 %, то на этих выборах она получила уже больше 10 %
“Мы были бы центристами или даже консерваторами”, - уверен Мазур.
Мохник же полагает, что вскоре сторонников радикалов может стать больше. Некоторым образом это подтверждают и социологи.
“По сравнению с прошлыми годами их количество [сторонников праворадикальных течений] растет. Если на позапрошлых парламентских выборах Свобода имела поддержку 0,76 %, то на этих выборах она получила уже больше 10 %”, - говорит директор фонда Демократические инициативы Ирина Бекешкина. Правда, прирост случился не из-за распространения в Украине националистических настроений. “4 % Свободе дали русскоязычные избиратели”, - аргументирует аналитик.
Тем не менее в росте популярности праворадикальных объединений социолог сомневается. Во-первых, их мало знают, а во-вторых, есть предел запроса на радикализм. Бекешкина не ожидает большого всплеска и приводит в пример результаты последнего опроса: несмотря на жесткую полярность отношения к Майдану на западе и востоке страны, силовой сценарий разрешения конфликта не поддерживают ни там, ни там.
Послужной список
Правые организации Украины и их самые громкие акции
Патриот Украины (2005)
- Летом 2006 года в Харькове разгромили стройку буддийской пагоды в парке Встреча, которую возводила вьетнамская диаспора. После многочисленных драк между националистами и вьетнамцами последние отказались от строительства.
- 18 октября 2008 года организовали марш в честь 66-летия создания УПА, в котором участвовали около 400 человек. Между демонстрантами и милицией произошла массовая драка: 147 националистов были арестованы, 22 милиционера госпитализированы.
Тризуб им. Степана Бандеры (1993)
- В ночь на 29 декабря 2010 года бензопилой спилили голову у памятника Иосифу Сталину возле запорожского обкома компартии. Коммунисты восстановили памятник, но в новогоднюю ночь неизвестные взорвали его.
- 6 апреля 2013 года в Тернополе на концерте в ДК Березиль Потапа и Настю Каменских забросали яйцами за исполнение русскоязычных песен.
- 7 августа 2013 года уничтожили памятную доску Сидору Ковпаку в Яремче.
УНА-УНСО (1993)
- Участвовали в военных конфликтах в Абхазии и Чечне в начале 1990-х.
- 9 марта 2001 года во время акции Украина без Кучмы штурмовали Администрацию Президента. 16 человек получили тюремные сроки от 2,5 до 4 лет.
Белый молот (2013)
- Провели осенью 2013 года серию погромов нелегальных игровых залов и казино в Киеве, Житомире, Тернополе и других городах.
Ультрас Динамо и Ультрас Бандерштат (середина 1990-х)
- В 2013 году организовали многолюдные марши в поддержку Дмитрия и Сергея Павличенко, осужденных за убийство судьи Шевченковского райсуда Киева Сергея Зубкова.
- ФИФА зафиксировала проявления расизма и нацизма со стороны украинских фанатов на стадионе Львов Арена 6 сентября 2013-го во время отборочного матча ЧМ-2014 Украина - Сан-Марино. В результате организация дисквалифицировала стадион и запретила проводить там матчи до 2018 года, но позже смягчила наказание.
***
Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 24 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.