Корреспондент: Какие реформы ожидают Минобороны
Это произошло на фоне зачисток в центральном аппарате ведомства и запланированного повышения финансирования армии, пишет Дмитрий Москаленко в №48 журнала Корреспондент от 5 декабря 2014 года.
Читай также: Полторак поощрил раненых бойцов премиями и часами
Назначение, а фактически переутверждение Степана Полторака на посту министра обороны прошло незаметно. Это логично, учитывая, что Минобороны является президентской квотой, при дележе портфелей коалицией не учитывается и поэтому никакой интриги возникнуть не могло.
Даже появление должности министра информационной политики, у которого в принципе пока нет рабочего места, и неизвестно, в каком виде его ведомство будет работать, привлекло к себе гораздо больше внимания. Хотя Минобороны вот уже два месяца сотрясают проверки, обыски и аресты, о которых публике сообщают постфактум.
Из аппарата ведомства и Генштаба уволили более 50 человек. Преимущественно это нарушения в финансово-хозяйственной части
В частности, из аппарата ведомства и Генштаба уволили более 50 человек. Такого количества уволенных не было даже летом, когда Вооруженные силы несли потери, а командование силами антитеррористической операции подвергалось критике со стороны общественности за принимаемые (и не принимаемые) решения. Иное дело, что в данном случае лишь небольшая часть принятых решений касается непосредственно военного дела, например проведения АТО. Преимущественно это нарушения в финансово-хозяйственной части.
Читай также: Глава Минобороны заявил о необходимости новой волны мобилизации
Практически одновременно Минобороны отстранило от должности директора военно-медицинского департамента Виталия Андронатия и начало служебное расследование, а Печерский суд Киева поместил под стражу бывшего директора департамента министерства и установил размер залога в размере почти 16 млн грн. В последнем случае речь идет о закупках топлива более чем на 400 млн грн, в том числе и для сил АТО. При этом следователи считают, что поставщик — победитель тендера имеет признаки фиктивности.
Собеседники Корреспондента, близкие к теме госзакупок, считают, что выявление нарушений при проведении тендеров — самая распространенная схема устранения чиновников.
“При желании их всегда можно найти. Но в данном случае и размер тендера, и сумма залога говорят, что взялись крепко“, — говорит собеседник.
Генпрокуратура совместно с УБОП в Киевской области провела обыски по месту проживания и работы ряда сотрудников Минобороны и даже у одного из заместителей министра
Кроме того, Генпрокуратура совместно с УБОП в Киевской области провела обыски по месту проживания и работы ряда сотрудников Минобороны и даже у одного из заместителей министра. Эти чиновники от армии заключали договоры о поставках горюче-смазочных материалов по завышенным ценам, чем нанесли ущерб на 3 млн грн.
Еще ранее суд обязал Генпрокуратуру расследовать нарушения со стороны экс-директора департамента внутреннего аудита и финконтроля Максима Гольдарба. Его связывают с закупками некачественных бронежилетов. А самым высокопоставленным объектом уголовного преследования стал первый замглавы АТО, замначальника Генерального штаба генерал-майор Виктор Назаров. Ему вменяют служебную халатность, повлекшую гибель самолета Ил-76 над аэродромом в Луганске.
После всего этого прозвучало заявление Полторака о том, что запланирована внеочередная переаттестация руководителей Вооруженных сил и Генштаба, вслед за которой будут приняты кадровые решения.
“Это довольно серьезные процессы. Нельзя сказать, что раньше при смене руководства Минобороны не происходили кадровые ротации, но это было без участия правоохранителей и выноса сора из избы“, — отмечает собеседник Корреспондента.
Полторак заявил о формировании кадрового резерва на случай, если еще многих придется уволить. Но с замещением должностей не должно возникнуть проблем. Посты в Минобороны становятся привлекательными в свете как повышения роли ведомства, так и связанных с этим реорганизаций и, главное, финансирования.
В коалиционном соглашении размер финансирования армии зафиксирован на уровне 3% ВВП. Это в три раза выше, чем предусмотрено бюджетом сейчас.
“В соглашении указано: не менее 3% от ВВП. Но реальный размер финансирования может оказаться еще выше, если отталкиваться будут от официальных цифр, которые правительство, очевидно, завысит под собственные прогнозы“, — сообщил источник, знакомый с бюджетным процессом.
Кроме того, пример нынешнего года показывает, что при любом бюджете парламент — а по сути то самое большинство, которое и принимало коалиционное соглашение, — может дополнительно «накинуть» на нужды армии. Особенно если возникнут форс-мажорные обстоятельства на фронте.
Изменения и новшества продиктованы стремлением решить проблемы и устранить недостатки Вооруженных сил, обнажившиеся начиная со времени аннексии Крыма, путем как структурных изменений, так и вливания денег
Как уже писал Корреспондент, сфера обороны и национальной безопасности является приоритетной для коалиции. Изменения и новшества продиктованы стремлением решить проблемы и устранить недостатки Вооруженных сил, обнажившиеся начиная со времени аннексии Крыма, путем как структурных изменений, так и вливания денег.
Вооруженные силы обрекли на переход к “новой функциональной структуре“, где главным станет критерий “быстроты реагирования на угрозы и готовности к выполнению задач“. В представлении авторов этого раздела коалиционного соглашения все выглядит следующим образом.
Ожидается реформирование как самой системы мобилизационной подготовки и мобилизации, так и системы военкоматов. При этом речь идет не о сокращении, а о “создании необходимой численности военкоматов и их сотрудников“. На бюрократическом языке это может означать либо реорганизацию, либо создание новых учреждений. Тем более что запланированы пересмотр и утверждение нового военно-административного деления Украины.
Эксперты не исключают, что многие части перебросят в восточные области в соответствии с требованием создания “постоянного военного присутствия на востоке государства“
Эксперты не исключают, что многие части перебросят в восточные области в соответствии с требованием создания “постоянного военного присутствия на востоке государства“. Проще говоря, если ранее по старой советской привычке армия “смотрела“ на запад, ожидая нападения с натовских рубежей, то теперь солдат разместят ближе к восточной границе и буферной зоне, что потребует решений более солидных, чем рытье рвов и установка одинарной сетки.
Самым грандиозным по объему организационной работы и вложений обещает стать проект восстановления военных городков, которые за годы независимости в связи с сокращением армии и просто ненадобностью были ликвидированы и закрыты. При этом городки будут восстановлены не в привычном всем “советском“ виде. На их основе хотят видеть системы автономных военных баз с необходимой социально-бытовой инфраструктурой и фондом служебного жилья для военнослужащих и членов их семей.
Запланировано введение неких “действенных“ механизмов строительства жилья, которое военнослужащие либо получат, либо выкупят на льготных условиях
В любом случае запланировано введение неких “действенных“ механизмов строительства жилья, которое военнослужащие либо получат, либо выкупят на льготных условиях с учетом того, что ожидается повышение должностных окладов и окладов по воинским званиям. Соглашение предусматривает это уже в первом квартале 2015 года.
Но здесь складывается пикантная ситуация, когда бюджетники еще год будут получать замороженную зарплату, как того требует МВФ, а военным довольствие повысят. Впрочем, тот же документ настаивает на повышении престижности воинской службы и усилении мотивации ее прохождения.
«Возможно, рост жалованья и является одним из его [роста престижа] элементов. Да и МВФ всегда это можно объяснить военной необходимостью», — говорит источник.
Также вводится институт военных комиссаров, которые должны управлять освобожденными от ДНР и ЛНР территориями, когда режим военного положения не введен, а на территории ведутся боевые действия
Из структурных изменений — перевод в подчинение Минобороны от Министерства инфраструктуры Госслужбы спецтранспорта и создание регионального центра радиоэлектронной разведки, ориентированной, естественно, на восточное направление. Также вводится институт военных комиссаров, которые должны управлять освобожденными от ДНР и ЛНР территориями, когда режим военного положения не введен, а на территории ведутся боевые действия.
Переназначив Полторака, Президент таким образом продемонстрировал, что сохраняет мандат доверия, выданный министру при первом назначении в октябре. Этот мандат включает в себя как поддержку правоохранительных органов, так и распоряжение огромным объемом бюджетных средств.
***
Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 5 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.