The National Interest: Сделано в Украине. Противостояние в Киеве
Может показаться, что этот взрыв гнева возник из ниоткуда. На самом деле, еще две недели тому назад ученые мужи всего мира заявляли, что Владимир Путин взял верх над Евросоюзом и США, убедив, если не принудив, Януковича отказаться от торгового соглашения с ЕС, - пишет Джон Хербст в американском издании TheNationalInterest.
Фоном нынешнего противостояния в Киеве является глубокая и постоянно растущая непопулярность президента Януковича, который в 2010 году победил на свободных и честных выборах Юлию Тимошенко. Он руководит развращенной администрацией, которая свернула многие из тех демократических свобод, что были введены и укрепились при его предшественнике Викторе Ющенко. Экономика страны также пришла в состояние застоя, и ее рост в 2012 году составил всего 0,2% с перспективой нулевого роста в предстоящем году. Но в отличие от нее, состояние обширного семейного клана Януковича существенно выросло, что хорошо известно многим украинцам и вызывает у них негодование. Неудивительно, что рейтинги популярности у него в последние пару лет неизменно низки. Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова 14 октября провел опрос, согласно которому, в случае проведения президентских выборов Янукович набрал бы сегодня всего 25%, а его соперник Виталий Кличко 38%,
Внутренние причины кризиса
Непосредственные причины и динамика противостояния довольно просты. На протяжении многих месяцев ЕС и Украина вели переговоры на тему соглашения об ассоциации и торгового договора, которые планировалось подписать 29 ноября на саммите в Вильнюсе. В качестве условия для подписания ЕС выдвигала требование о проведении различных реформ в сфере экономики и правопорядка, а также об освобождении находящегося в заключении лидера оппозиции Юлии Тимошенко. Последний момент стал серьезным камнем преткновения, поскольку Тимошенко остается самым внушительным политиком в стране, и Янукович не хочет, чтобы она как-то была причастна к президентским выборам 2015 года. ЕС попытался предложить компромисс, в рамках которого ее должны были отпустить на лечение на Запад, то есть, она бы уехала с Украины. Но даже призрак Тимошенко, бродящий по Европе — это оказалось слишком для администрации Януковича. (А что если она тайком проникнет обратно в страну?) Поэтому, когда Янукович 21 ноября объявил о приостановке переговоров с ЕС об ассоциации, он спрятался за спиной российского президента Путина, заявив, что ассоциация создаст серьезные препятствия для доступа Украины на российский рынок. Путин облегчил ему такие заявления, потому что мысль о сближении Украины с ЕС вызывает у него острое раздражение. Это противоречит его меркантилистской концепции о включении Украины в состав российского Таможенного союза вместе с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Чтобы наглядно продемонстрировать это, Кремль в текущем году ввел против Украины торговые санкции. Путин и Янукович также провели в ноябре таинственную встречу, на которой российский лидер предположительно пригрозил Киеву дальнейшими карательными мерами, если соглашение будет подписано. Угрозы Кремля игнорировать нельзя, поскольку примерно четверть украинского экспорта идет в Россию, и Украина сильно зависит от поставок российского газа. Эти экономические реалии важны, но они вряд ли являются решающими. Для начала, опросы показывают, что 45% украинцев хотят заключения соглашения с ЕС, и лишь 14% выступают за вхождение страны в Таможенный союз. Не менее важно и то, что многие украинские олигархи, включая некоторых из Партии регионов Януковича, поддержали сделку с ЕС, поскольку не видят для себя перспектив в Таможенном союзе, где господствует Москва. Более того, на саммите в Вильнюсе маленькая Молдавия, которой Москва также угрожала, подписала соглашение с ЕС. Грузия тоже успешно выстояла под напором мощных карательных торговых санкций со стороны России.
Начало демонстраций
Популярность соглашения об ассоциации с ЕС на Украине гарантировала, что на решение Януковича будет какая-то реакция. В выходные дни на улицы вышли тысячи протестующих. И здесь администрация Януковича допустила крупную ошибку: она направила милицию по охране общественного порядка для разгона демонстраций с применением силы, из-за чего многие люди попали в больницы и подверглись арестам.
Возможно, это решение было вызвано воспоминаниями Януковича об оранжевой революции, когда массовые демонстрации помешали ему занять пост президента, который он получил путем мошенничества на выборах. В то время он потребовал, чтобы президент Леонид Кучма очистил Киев от протестующих любыми возможными средствами. Каковы бы ни были его мысли на сей счет, он забыл о том, что политическая культура Украины крайне негативно относится к применению силы против мирных демонстрантов. (Это не значит, что в стране нет политического насилия. Такое насилие есть, но оно осуществляется тихо, из-за кулис; примером тому является убийство с обезглавливанием журналиста Георгия Гонгадзе.)
В этот момент крупные демонстрации превратились в массовые. Интересным моментом в нынешних событиях стало то, что подобно первым демонстрациям арабской весны, эти протесты являются в основном спонтанными, и у них отсутствуют лидеры. Этим они сильно отличаются от оранжевой революции. В 2004 году хорошо организованные и общепризнанные политические партии подготовились к президентским выборам и предвидели, что власти могу подтасовать результаты. Те демонстрации, которые начались в день объявления результатов, были дисциплинированными, и проходили под четким руководством. А сейчас оппозиционные политики, такие как Виталий Кличко, Юрий Луценко и Арсений Яценюк, бегают по всему Киеву за толпами, которые хорошо к ним относятся, но не подчиняются им.
Нынешняя картина отличается от оранжевой революции и тем, что сейчас у протестующих нет четких и достижимых целей. В 2004 году они требовали отмены результатов сфальсифицированного второго тура выборов. Это была вполне понятная и обоснованная цель, и протестующие могли рассчитывать на международную поддержку. Достижение этой цели обеспечило проведение третьего, на сей раз честного тура президентских выборов, в котором победу одержал оппозиционный кандидат Ющенко.
Поиск решения кризиса
Демонстранты и их потенциальные лидеры отчаянно пытаются в срочном порядке отыскать такую цель. Но хотя кое-кто призывает к «революции» или требует отставки Януковича, факт остается фактом: он является честно избранным президентом Украины, а отказ от торговой сделки с ЕС вряд ли можно назвать подходящей причиной для его отстранения от власти.
Наверное, демонстранты воодушевились, увидев, насколько ощутимо ослаб режим Януковича. Явным признаком этого после силового подавления протестов стал уход в отставку главы администрации президента Сергея Левочкина, а также отставки в Партии регионов и в Раде (парламент Украины). Но этого оказалось недостаточно, чтобы изменить соотношение сил в парламенте, и 3 декабря оппозиция проиграла, когда внесла на голосование вопрос о вотуме недоверия правительству.
Поэтому возникло противостояние. Пережив вотум недоверия, премьер-министр Николай Азаров заявил демонстрантам, что нахождение на улицах в рядах протестующих это по сути дела преступление. Между тем, демонстранты пообещали оставаться на улицах до тех пор, пока правительство не уйдет в отставку и не будут назначены досрочные президентские выборы.
От обоих лагерей, находящихся по разные стороны баррикад в Киеве, потребуется прагматизм, чтобы найти выход из этой тупиковой ситуации. Такой призыв прозвучал 4 декабря, и прозвучал весьма неожиданно: три бывших президента независимой Украины Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко (все соперники) выступили с беспрецедентным совместным заявлением, выразив «солидарность с мирными гражданскими действиями сотен тысяч молодых украинцев». Они призвали власти начать «открытый диалог с гражданским обществом» и заявили, что «необходимо срочно искать решение политического кризиса в формате национального круглого стола».
Несмотря на совет Азарова демонстрантам, правительство совершит глупейшую ошибку, если снова прибегнет к насилию. Оппозиция наверняка понимает, что хотя на улицах Киева она и сильна, но Раду ей взять под свой контроль не удастся, да и сплотить всю страну под своими знаменами тоже. Ключевым моментом для оппозиции и для демонстрантов является поиск достойных целей, исключая отстранение Януковича от власти. А такие цели есть: освобождение из тюрьмы незаконно осужденной Юлии Тимошенко (вместо европейской ссылки), устранение всех препятствий, мешающих Виталию Кличко стать кандидатом в президенты, а с освобождением Тимошенко подписание соглашения об ассоциации с ЕС.
Наверное, у Януковича есть авторитарные тенденции, но он может действовать прагматично. Он конечно же понимает, что сейчас у него позиции намного слабее, чем две недели тому назад, и он должен искать политически приемлемый путь для того, чтобы очистить улицы столицы. Так что сейчас возможно такое, с чем он прежде не соглашался.
Сторонам может понадобиться посредник, который поможет им достичь взаимопонимания. И здесь свою положительную роль могут сыграть бывшие президенты. Следует всячески приветствовать такую ситуацию, когда бывшие лидеры на постсоветском пространстве выступают в роли непредубежденных и объективных мудрецов, действуя на благо своей страны. Ведь это кризис украинского производства.
Джон Хербст - директор Центра комплексных операций (Center for Complex Operations) при Национальном университете обороны. Он работал послом США на Украине с 2003 по 2006 год. В статье изложены взгляды автора, которые могут не отражать позиции Национального университета обороны.
Перевод: ИноСми
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.