Корреспондент: Климат vs экономика. 0:1

Мировые лидеры в очередной раз не смогли договориться о необходимости борьбы с изменением климата.
Reuters

Чтобы остановить глобальное потепление, осталось всего два года, пишет Павел Сивоконь в №50 журнала Корреспондент от 19 декабря 2014 года.

За последние пять лет территория Тувалу сократилась на треть. Нет, страну не завоевали внешние агрессоры – часть островного государства попросту ушла под воду из-за повышения уровня Мирового океана. А сезон штормов и ураганов, который начинается сейчас на Атлантике, метеорологи из NASA уже называют самым мощным за прошедшие 50 лет.

Два этих, на первый взгляд, не связанных события стали следствием всего лишь одного дипломатического промаха в 2009 году. Тогда представители более 180 стран собрались в Дании для подписания нового климатического договора, но полностью провалили его. При этом лидеры крупнейших государств в спешке покидали форум, чтобы избежать вопросов от журналистов. В СМИ Копенгаген тогда назвали «местом преступления против человечества».

Сейчас мир приблизился к моменту, когда климатическое равновесие нарушено, и вернуть планету в прежнее состояние практически невозможно

За прошедшие с тех пор пять лет ситуация особо не изменилась – выбросы в атмосферу только растут. По данным ООН, сейчас мир приблизился к моменту, когда климатическое равновесие нарушено, и вернуть планету в прежнее состояние практически невозможно.

Все эти годы мировые лидеры в декабре собирались на саммиты по глобальному потеплению, однако ни одна из этих встреч не принесла особого результата. Так, и 13 декабря 2014-го, выступая на завершении очередного саммита в Лиме, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, заявил, что пока все его надежды направлены на новую конференцию в Париже, которая реабилитирует страны за датский провал.

Экология была трендом последних лет, но сегодня взгляды на эту тему сильно разнятся. С одной стороны, экологические инвестиции превратились в высокодоходный рынок: нынешние вложения в зелёные технологии составляют по миру более $ 100 млрд. И это притом, что в 2009-м такого рынка вообще не существовало.

Экономическое возрождение стран Запада после кризиса только началось, и вряд ли они захотят ограничивать себя экологическими обязательствами

С другой стороны, экономическое возрождение стран Запада после кризиса только началось, и вряд ли они захотят ограничивать себя экологическими обязательствами. Многие политики и вовсе считают последствия повышения мировой температуры сильно раздутыми. А потому наносить удар по ВВП США, который вырастет в 2015 году на 3,2%, или тем более Евросоюза с более скромным показателем роста в 1,4% – слишком большая роскошь.

По мнению Дэвида Лесманна, директора Copenhagen Consensus Center, к 2050 году изменение климата может срезать мировой ВВП на 2-2,5%. «Это эквивалент всего одного года рецессии. И потому в столицах западных стран готовятся пережить это», – говорит эксперт Корреспонденту.

Тем более, Европа находится на грани рецессии уже много лет и пока не может себе позволить думать об экологии.

И всё же большинство аналитиков склоняются к мысли, что в Париже в декабре 2016-го таки будет подписан новый договор. Правда, таким образом вряд ли будет достигнут значительный прогресс в экологическом ограничении выбросов в атмосферу.

«Мы пытались договориться на международном уровне более 20 лет и учесть требования 180 стран. Это утопия», – считает Лесманн.

Поэтому никто не ждёт от нового договора прорыва. Более того, не исключено, что он вообще не будет подписан. В этом случае в 2016-м, когда закончится действие Киотского протокола, уже ничто не будет сдерживать страны от наращивания выбросов в атмосферу. Тогда крупнейшие страны Азии станут крупнейшими экологическими проблемами мира.

Никто не ждёт от нового договора прорыва. Более того, не исключено, что он вообще не будет подписан

Пока остаётся надежда на то, что страны сами будут себя ограничивать. Это выглядит сомнительно, но прецеденты есть. В прошлом году в США согласились снизить выбросы от угольных электростанций на 20%. А Китай заявил, что готов взять на себя снижение выбросов парниковых газов в атмосфере на 1 млрд тонн. Их примеру могут последовать и другие государства – если только экономика опять не станет важнее экологии.

Богатые против богатых   

Одной из главный причин кризиса климатических переговоров стал конфликт между развивающимися и развитыми странами. Последние возмущаются, что более 60% расходов по борьбе с изменением климата несёт западный мир, и призывают бедные страны также включиться в эту борьбу.

Интересно, что в число «бедняков» входят также Китай и Индия. При этом в этом году КНР стала, по версии МВФ, крупнейшей экономикой мира, впервые обойдя США. А Индия к 2030 году будет лидером по количеству населения с показателем в 1,4 млрд. При этом и Дели, и Пекин настаивают на получении квот на парниковые выбросы.

По данным Клер Ленгли, директора исследовательской политики ClimateAdviser, более 65% всех выбросов в Поднебесной осуществляется из-за угольных электростанций, потому как этот ресурс остаётся самым дешевым для производства энергии. К 2050-у Китай будет выбрасывать в воздух до 10 гигатонн парниковых газов, то есть на 25% больше, чем сейчас.

За следующие 50 лет в Африке огромные территории станут пустынями, и на 30% увеличится количество голодающих людей

При этом действительно бедные страны заявляют, что они не могут бороться с изменением климата, которое угрожает и им. За следующие 50 лет в Африке огромные территории станут пустынями, и на 30% увеличится количество голодающих людей.

Наконец, есть и те государства, которые используют Киотский протокол в своих целях. В их число входит и Украина. Киев за определённый период только нарастил парниковые выбросы, но при этом ещё умудрялся торговать квотами.

Дело в том, что уровень загрязнения воздуха измеряется по 1990 году. А тогда работала значительная часть промышленности СССР, и уровень выбросов был намного больше. Политики из Евросоюза постоянно предлагают ликвидировать этот анахронизм. Но лидеры СНГ выступают против, так как, по данным Всемирного Банка, республики бывшего СССР получили от продажи квот за последние 10 лет более $ 50 млрд.

Наконец, есть США, которые изначально не ратифицировали Киотский протокол. Ещё в 1997 году вице-президент Штатов Альберт Гор прямо заявил, что Конгресс не утвердит этот документ.

Но даже ратификация протокола не была панацеей. Канада, которая всё подписала и обязалась уменьшить выбросы на 16%, в результате нарастила их на 26%. В Оттаве объясняют это падением темпов роста экономики и потребностью поддержать промышленность.

В нынешнем году концентрация СО2 в атмосфере достигла рекордного уровня за последний миллион лет. А Всемирная организация здравоохранения признала загрязнение воздуха самой распространённой причиной смерти в мире. Потому сейчас общественные организации всё-таки надеются на новый договор.

Правила игры  

Главной причиной провала в Копенгагене стала идея принудительного ограничения выбросов для всех стран.

«Никто не был готов к этому. Даже европейцы, которые много лет шли впереди по инвестициям в экологические проекты, сдали назад», – говорит Корреспонденту Дервуд Заэлке, глава  InternationalNetworkforEnvironmentalComplianceandEnforcement.

По его мнению, к 2020 году климатические изменения могут стать необратимыми, и тогда самое важное время будет утеряно.

Сейчас политики уже не хотят допускать такой ошибки. Новое поколение лидеров (с момента саммита в Дании сменились все главы больших стран, кроме Ангелы Меркель и Барака Обамы) хочет всё-таки сдвинуть с мёртвой точки проблемы экологии. Поэтому они готовы подойти к вопросу с другой стороны. В договоре, который заключат в Париже, страны сами должны определить меру снижения выбросов.

Этот формат уже был опробован осенью 2014-го, когда США и Китай подписали экологический договор. В этом документе КНР обязалась снизить выбросы к 2050 году на 15%. Но за несколько месяцев до этого глава страны Си Цзиньпин заявил, что нужно закрыть половину угольных ТЭС, так как они стали причиной смога в крупных городах. В итоге Китай обязался сделать то, что уже и так собирался осуществить по внутренним причинам.

Точно так же и Америка готова ограничить выбросы на 28% через 14 лет. Это кажется широким жестом, но Вашингтон хочет сделать это с помощью не инвестиций в экологию, а сланцевой революции. Переход с угля и нефти на дешёвый газ местной добычи, по информации Института Брукингса, может принести американской экономике более $ 300 млрд инвестиций в год и помочь в экологической сфере.

Индия также заявила, что способна взять на себя большие обязательства. Но аналитики считают, что премьер этой страны Нарендра Моди вообще любит давать популистские обещания – но когда доходит до их выполнения, забывает о них.

Потому эксперты уверены, что добровольная схема ограничений, по существу, ничего не меняет.

«Страны предлагают скромные сокращения выбросов углерода, они знают, что они могут их выполнять. Большие сокращения, которые необходимы на самом деле, остаются не сделанными. Другими словами, переговоры ООН по изменению климата становятся всё менее и менее важным для мира», – поясняет Корреспонденту Мэттью Степп из Центра по инновациям в чистой энергетике.

В прошлое также уходит и система международного давления на страны, которые не выполняют своих обязательств. Она будет попросту не нужна, так как государства будут брать на себя всё меньше

В прошлое также уходит и система международного давления на страны, которые не выполняют своих обязательств. Она будет попросту не нужна, так как государства будут брать на себя всё меньше. Потому с дипломатической точки зрения всё будет нормально, но выбросы продолжат расти.

Тем более, новый конгресс в США, который контролируют республиканцы, также не ратифицирует этот договор. Представители этой партии уже заявили, что не готовы ставить под удар экономику страны. Хотя Джонатан Линн из Международной Панели по изменению климата, считает, что Штаты всё-таки постепенно будут выполнять требования Парижского договора. Примерно так произошло с Конвенцией по морскому праву, которую США не ратифицировали, но исполняют.

От Копенгагена до Парижа

Даже если Парижский договор в 2016-м подпишут, он будет очень слабым и противоречивым. Основные мировые экономики начнут действовать по своему усмотрению, не оглядываясь на затопление тропических островов, исчезновение полярных шапок или количество ураганов.

Интересно, что по данным ООН, больше всего пострадают от этих процессов неразвитые страны. А западные государства не только сохранят значительную часть своей территории, но даже погода в ЕС и США изменится не сильно. И такая ситуация сохранится достаточно долго.

Потом, когда экологическое равновесие нарушится, мировой климат может преподнести большие сюрпризы всем странам мира

Но потом, когда экологическое равновесие нарушится, мировой климат может преподнести большие сюрпризы всем странам мира. Тем более, что многие эксперты уверены: бум сланцевого газа в США пройдёт через 20-30 лет. Тогда запасы топлива истощатся, и нужно будет опять переходить на уголь или нефть.

Переговоры в Лиме показали, что экология пока не стала насущной проблемой для мировых лидеров. Ею больше занимается ООН – бюрократичная и неэффективная, которая не может заставить страны следовать её предписаниям.

Впрочем, за прошлый год ситуация начала меняться – и вовсе не потому, что люди задумались о будущем планеты. Просто в Китае от загрязнения воздуха умерли 4,3 млн человек, а ЕС и Америка нашли альтернативу углю. Наконец, Индия и страны Юго-Восточной Азии хотят получить хотя бы часть инвестиций от «зелёных» проектов.

Сейчас всё будет зависеть от роста экономики. Если в Копенгагене именно экономика тормозила любые экологические проекты, то во Франции её быстрое восстановление позволит странам взять на себя более амбициозные цели

 

По мнению, Ленгли, сейчас всё будет зависеть от роста экономики. Если в Копенгагене именно экономика тормозила любые экологические проекты, то во Франции её быстрое восстановление позволит странам взять на себя более амбициозные цели.

Конечно, эти цели будут недостаточны для борьбы с потеплением. Но смогут хотя бы стабилизировать ситуацию. И позволить Тувалу не так быстро скрыться под водой.

***

Этот материал опубликован в №50 журнала Корреспондент от 19 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.