Бут: долгий путь из тюрьмы США в российскую "зону"
На прошлой неделе МИД России сообщил, что приговоренный к 25 годам заключения по обвинению в сговоре с целью продажи вооружения колумбийской группировке ФАРК Бут может быть выдан России на основании Конвенции о передаче осужденных лиц.
"Согласно конвенции, передача осужденного для отбывания наказания в Россию требует его согласия и осуществления соответствующих уголовно-процессуальных действий по линии министерств юстиции", - заявил официальный представитель МИД Александр Лукашевич.
Что касается Ярошенко, то российский минюст, как сообщил 24 мая глава этого ведомства Александр Коновалов, уже направил запрос в США с требованием его перевода в Россию.
Летчик Константин Ярошенко был обвинен в США в преступном сговоре с целью контрабанды кокаина из Латинской Америки в Западную Африку и в США и в сентябре 2010 года получил 20 лет тюрьмы.
Поскольку в этом вопросе может иметься политическая составляющая, предсказывать исход дела трудно, но правила, которыми руководствуется в таких случаях министерство юстиции США, и имеющийся опыт подсказывают, что если двое россиян и будут репатриированы, то произойдет это нескоро.
Хотя из США каждый год переводятся в отечественные тюрьмы сотни осужденных иностранцев, россиянин среди них был всего один – дипломат и высокопоставленный сотрудник ООН Владимир Кузнецов. Он был арестован в сентябре 2005 года по обвинению в отмывании денег и выпущен до суда под залог в 1,5 млн доларов, большую часть которого внесло правительство России.
Дипломатические тонкости
Как явствует из американских дипломатических депеш, опубликованных сайтом Wikileaks, закулисные переговоры по поводу судьбы Кузнецова начались рано и носили интенсивный характер.
Согласно этим публикациям, в ноябре 2006 года американские дипломаты отправили в Вашингтон депешу с отчетом о встрече посла США в Москве Уильяма Бернса с замглавы МИД России Сергеем Кисляком. Как явствует из этого документа, министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее просил госсекретаря США решить дело Кузнецова "в политическом и внесудебном порядке".
Тем не менее, в начале марта 2007 года Кузнецов был признан виновным судом присяжных в Нью-Йорке, что вызвало критику с российской стороны.
Кисляк, которого полтора года спустя назначили послом России в Вашингтоне, поставил под сомнение непредвзятость американского судопроизводства и снова выразил убежденность российского правительства, что госдепартамент мог "разрешить это дело до суда".
Бернс ответил, что "после обвинительного вердикта оспаривать правомочность процесса уже поздно, и что правительству России следует обдумать свои дальнейшие шаги в свете приговора, который ожидается в конце июля. Кисляк повторил, что российские власти принимают это дело близко к сердцу.
Как водится в США, вынесение приговора неоднократно откладывалось. Наконец, 12 октября 2007 года федеральная судья Дебора Бэттс приговорила Кузнецова к 4 годам и 3 месяцам тюрьмы и штрафу в 73671 доллар.
14 ноября 2007 года Кисляк снова встретился с Бернсом. Посол проинформировал его о дискуссиях, состоявшихся между гостившей в Москве делегацией минюста США и Госдепартамента и российскими коллегами по поводу Европейской конвенции о переводе осужденных лиц, и "о ее возможной применимости к осужденному российскому дипломату Кузнецову".
Адвокат россиянина Стивен Кобри в тот момент подавал апелляцию. По существующим правилам, до окончания апелляционного процесса вопрос о репатриации осужденного решаться не может. Однако Бернс поведал Кисляку, что, несмотря на это, власти США уже начали в целях экономии времени готовиться к ответу на возможный российский запрос о возвращении Кузнецова на родину.
Бернс сказал, что не может дать никаких обещаний по поводу реакции Вашингтона на такой запрос, но отметил, что американская делегация информировала россиян о деталях Европейской конвенции.
Как рассказал Кобри, он решил этот вопрос, отозвав апелляцию Кузнецова.
Что касается Бута, то его адвокат Альберт Даян, как положено, известил судью Ширу Шендлин в течение 14 дней после вынесения россиянину приговора, что будет подавать апелляцию. Месяц назад он внес за ее подачу 455 долларов, но в любой момент он может пойти по стопам Кобри и отозвать апелляцию.
Но для репатриации нужно выполнить еще несколько условий.
Признание вины
17 июля 2008 года Кисляк встретился с новым послом США Джоном Байерли. Как явствует из отчета посольства о встрече, ранее американская сторона потребовала, чтобы перед репатриацией Кузнецова он был приговорен и российским судом.
Кисляк сообщил американцу, что это требование было выполнено, и дипломат был приговорен к тем же 4 годам и 3 месяцам, что и в США, а также к штрафу в миллион рублей.
Как заявил ему Байерли, необходимо также, чтобы россияне не ставили под сомнение правомочность обвинительного вердикта по делу Кузнецова, и "соблюдали вынесенный ему приговор".
Несмотря на это, российские власти продолжали критиковать американское судопроизводство за предвзятость, а сам Кузнецов не переставал настаивать на своей невиновности. На днях по телефону он вновь заявил Русской службе Би-би-си, что пострадал ни за что.
На сайте минюста США имеется перечень требований, которые предъявляются к кандидатам на репатриацию. Одно из самых главных гласит, что они должны признать ответственность за содеянное. Бут же уподобляет американскую Фемиду инквизиции, называет своих следователей "головорезами" и "негодяями" и категорически отрицает вину.
Но, как мы видели, не признал ее и Кузнецов и, тем не менее, был отправлен на родину, где его освободили до окончания назначенного ему срока и трудоустроили в Главное управление по обслуживанию дипкоркуса при МИДе.
"Повезло с судьей"
Список возможных проблем можно продолжать еще долго. Осенью 2008 года российские дипломаты выразили американцам озабоченность по поводу того, что жена Кузнецова сбилась с ног, пытаясь собрать суммы, которые он был обязан выплатить по решениям нью-йоркского и московского судов.
Но уже 30 октября в федеральный суд Южного округа Нью-Йорка была внесена искомая сумма в 73671 доллар, и вскоре Кузнецова отпустили на родину. Неясно, сможет ли Бут собрать 15 млн. долларов, которые приказала ему выплатить судья Шендлин, а если сможет, то как скоро.
Возможно, следует учесть и сопротивление, которое окажут возможной экстрадиции Бута его многочисленные критики в США, такие как известный эксперт по незаконному обороту оружия Кэти Остин, следящая за его деятельностью на этом поприще еще с середины 1990-х годов.
"Все были этим крайне удивлены и встревожены", - сказала Остин в интервью Русской службе Би-би-си по поводу заявления главы минюста США Эрика Холдера "Российской газете" о том, что США рассмотрели бы запрос России об отбывании Бутом наказания на родине, если бы таковой был.
"Бут, как мы слышали на его процессе, продолжал торговать оружием в нарушение международных санкций, а Россия его укрывала. Она проголосовала за санкции в Совбезе ООН, но не заморозила его авуары. Мы слышали на суде из уст самого Бута, что у него есть друзья наверху, и он безнаказанно мог проворачивать в России свои делишки", - добавила Остин.
Адвокат россиянина Даян между тем заявил на прошлой неделе о том, что обращение в российское министерство юстиции с просьбой об экстрадиции Бута на родину находится в стадии разработки.
Он также отмечает, что ему повезло с судьей Шендлин, которая сперва вытащила Бута со спецрежима, а потом не позволила отправить его на еще более строгий режим в Колорадо.
Но и Шендлин, вынося на днях приговор его сообщнику Эндрю Смуляну, охарактеризовала Бута как "одиозного международного торговца оружием".
Источник: Русская служба Би-би-си