Журналисты нашли подпольный госпиталь боевиков в Ростове
Читай также: Охранника лидеров ДНР задержали при попытке выехать в Россию
Журналисты издания нашли в Ростове-на-Дону подпольный госпиталь для боевиков ДНР и ЛНР. Побывали в нем и журналисты российской "Новой газеты".
“О том, что в Ростове проходят реабилитацию десятки раненых на украинских фронтах, слухи ходили давно, - говорится в новой статье издания, фрагмент которого публикуется на сайте. - Жители тихого квартала в исторической части города всю зиму наблюдали за подозрительным особняком, возле которого то и дело парковались реанимобили с украинскими номерами и внедорожники. А весной по окрестностям стали бродить хмурые мужики — кто без ноги, кто без руки. Горожане все поняли и позвонили журналистам“.
"Рядом с этим домом есть небольшой скверик, и я там выгуливаю собаку, — рассказывает Новой газете ростовчанка Ева Ярошевич. — Дом этот всегда производил впечатление необитаемого: на окнах не было занавесок, стекла замазаны краской, будто там ремонт, ворота наглухо закрыты. Зимой я стала замечать около дома автомобиль "скорой помощи" — он был цвета хаки, с украинскими номерами, на капоте нарисован флаг "Новороссии»".
Однажды Ева увидела, как за ворота вышли трое мужчин.
"На вид им было лет 30—40, двое на костылях, один в инвалидной коляске. Меня это немного удивило: откуда в частном доме столько покалеченных мужчин? Предположила, что эти люди воевали в Донбассе. У меня брат в Чечне был, я могу узнать тех, кто побывал на войне: у них какие-то отрешенные лица... Потом я увидела их второй, третий раз — мужчины стояли около ворот, курили, разговаривали, промелькнули фразы о Мариуполе, о Широкине".
Догадку Евы подтвердили продавцы соседнего магазина и охранники расположенного рядом завода шампанских вин. Они рассказали, что в этом частном доме действительно расположен реабилитационный центр для "ополченцев ДНР—ЛНР".
Читай также: Посольство РФ опровергло, что задержанных военных считают наемниками
“Куратор“ Игорь, которого удалось разыскать, по телефону предупредил: “Никаких лиц, никаких имен. А так — приезжайте, чего там?“.
%img2medium%
Дом, где расположился “госпиталь“, не отличить от десятков таких же в округе: три этажа красного кирпича, пластиковые окна.
“Это и есть подпольный реабилитационный центр для пострадавших в боевых действиях. В основном сюда доставляют тех, кто лишился конечностей. И в основном — украинцев“, - говорится в статье.
Читай также: Консул РФ про своих военных: Это наемники, их нельзя выпускать из Донбасса
“То, что это никакой не жилой дом, а самая настоящая казарма, становится понятно с порога. В просторной гостиной мы натыкаемся на первую и едва ли не самую большую палату. Восемь коек — хотя понять, на чем на самом деле там разложены матрасы, сложно. И лишь в углу, блестя облупившейся краской, стоит обычная казарменная двухъярусная кровать. Все места заняты“, - пишет автор.
По словам дежурного по кухне Романа, в доме находятся 34 человека.
“Повсюду видны безуспешные попытки наладить быт. Стопки чистого, но не глаженного белья; разнокалиберные пары обуви у стенки; в коридоре стоят сложенными большие армейские носилки и пара инвалидных колясок“.
Читай также: Капитан ГРУ рассказал о потерях на Донбассе и о “русских“ в АТО
У многих в Донбассе или в Крыму остались семьи, после лечения хотят вернуться на родину. Но о том, что будут делать, чем заниматься, не говорят. Зато охотно рассуждают о политике, вспоминают, как Донбасс на 70% наполнял бюджет Украины, как решили взять в руки оружие, что послужило толчком.
Журналисты познакомились с 46-летним Шпилем из Донецка: “На войну отправился в мае 2014-го. До этого устанавливал домофоны. Когда Шпиль говорит, половина его левого предплечья страшно вертится в рукаве летней рубашки, словно подтверждая каждое сказанное слово. “Ну так, а как? Они же к нам пришли. Мы же видели по телевизору, как в Славянске, Константиновке люди голыми руками пытались БТРы остановить, а их давили. А когда Стрелков по телевизору сказал, что надо женщин призывать, они, вроде бы, более сознательные, я подумал: ну и как я после этого буду жить? И пошел“, — рассказывает он.
“К казакам. Наши казаки, донецкое отделение Всевеликого войска Донского. Мы же сначала на блок-постах стояли с палками. Если у кого было охотничье ружье — так одно на пять-десять человек. А потом оружие дали“. На вопрос, кто дал и как вообще происходит это процесс — превращение электрика в боевую единицу, — ответа нет. Как в кино: сидел, смотрел по телевизору фашистов, очнулся — на войне. “Военная специальность у меня — боцман, отсюда и “Шпиль“ — с флота, — объясняет он. — Но оружие дали, обучение прошли...“ Приходится перебивать: кто дал, где обучали? Прямо там, в Донецке? В ответ он улыбается еще шире и кокетливо трясет головой: “Ну вы же понимаете“.
Однако не все обитатели "госпиталя" воевали: "Максим (32 года) говорит, что в боях на стороне "ополчения" не участвовал, ранен был во дворе своего дома в Енакиево 2 сентября — с территории, которую контролировали ВСУ, прилетел снаряд, Максиму оторвало правую ногу: "Я смутно помню подробности... Отправили в больницу в Енакиево. Там была операция... Потом пригласили сюда, чтобы сделать протез. Жду."
В беседу постепенно включаются и другие обитатели палаты. Говорят, что информацию о центре, который помогает жителям Донбасса с ампутированными конечностями приобрести протезы и пройти реабилитационный курс, получили из интернета. Там можно найти контакты общественных и волонтерских организаций, которые, по словам пациентов, оплачивают все хлопоты, связанные с доставкой, лечением и пребыванием сепаратистов в Ростове и других городах России. Сами организации не называют, пишет Новая газета.
"Слухи о том, что проект "Новороссия" закрыт, называют неправдой, - пишет Новая газета - Знаете, тут скорее проект "Новороссия" желает растянуться на всю Украину, - смеется Сергей. - Мы заберем Луганскую и Донецкую области. Что касается других регионов - Харьков, Одесса... Там тоже наши братья. Если люди там захотят, если сами встанут и попросят, то мы придем на помощь в любое время".
Напомним, что в Киеве находятся на лечение двое российских военных, задержанных в Луганской области.
Капитан Александров и сержант Ерофеев были задержаны вблизи города Счастье Луганской области 16 мая. Оба получили ранения. Они признались, что являются действующими военными, служат в 3-й бригаде спецназа РФ (дислоцируется в Тольятти). На данный момент задержанные находятся в киевском военном госпитале, 22 мая суд в Киеве арестовал их на два месяца. Им инкриминируется создание террористической группы.
Россия признала в задержанных своих граждан только на третий день, 18 мая. В Министерстве обороны РФ заявили, что они являются “бывшими военнослужащими“, и потребовали от Украины освобождения. 22 мая пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал этих военных “пленными“.