Корреспондент: Картина дня. Интервью с директором PinchukArtCentre

Экхард Шнайдер, европейский гуру современного искусства и директор PinchukArtCentre, об украинских художниках, коллекции Виктора Пинчука и том, чего боятся политики, - в интервью Ирине Илюшиной в №49 журнала Корреспондент от 19 декабря 2011 года.

Корреспондент: Картина дня. Интервью с директором PinchukArtCentre
Наталья Кравчук/Корреспондент

Когда в 2008 году бизнесмени меценат Виктор Пинчук предложил Экхарду Шнайдеру возглавить киевский PinchukArtCentre, он поставил его переднепростым решением - к тому времени немец уже восемь лет был директоромавстрийского Kunsthaus Bregenz (KUB), одного из самых влиятельных музеевсовременного искусства Европы.

Главнойпричиной, повлиявшей на его решение, 67-летний Шнайдер называет молодыхукраинцев. Когда он увидел, что перед PinchukArtCentreвыстраиваются очереди, причем в основном из молодежи, сменил комфортную Европуна Украину.

Теперьон руководит всеми проектами PinchukArtCentre - как национальными, так имеждународными, а также работает над созданием нового музея современногоискусства в Киеве, в основу которого должна лечь личная коллекция Пинчука.

Когда он увидел, что перед PinchukArtCentreвыстраиваются очереди, причем в основном из молодежи, сменил комфортную Европуна Украину.

А едва лине самой интересной своей обязанностью Шнайдер считает участие в жюри премийPinchukArtCentre для молодых художников, которая вручается в двух форматах -украинском и международном. Опыт у него богатый: он участвовал в судействе нескольких международныхпремий, в частности, немецкой DAAD и британской Turner Prize.

В этом году9 декабря в Киеве выбрали лучших среди отечественных молодых дарований. Первуюпремию получил 28-летний киевлянинНикита Кадан за работу  Постамент. Практика витіснення - гигантский постамент для памятника избелого гипсокартона. Он полностью занял один из двухэтажных заловPinchukArtCentre - собственно, для памятника места не осталось. Так автор предложилзадуматься об идолах и том, нужны ли они вообще.

ЛауреатамиПервой и Второй специальных премий стали художница из Броваров Жанна Кадырова,вырезавшая картины из асфальта, и Сергей Радкевич изЛуцка, изобразивший церковные сцены на внутренних стенах Бессарабского рынка. Вселауреаты получили солидные денежные премии и стажировки у мировыхзнаменитостей.

О том, почему жюри понравился пустойпостамент и куда идет украинское искусство Шнайдер рассказал Корреспонденту.

- В этом году средифиналистов премии много работ, посвященных СССР. Как Вы думаете, почему?Ведь эта эпоха уже в прошлом, а молодежь больше озабочена современностью ибудущим.

- Да, это интересный вопрос.Особенно если обратить внимание, что художники действительно очень молоды,большинству около 25 лет, они были детьми тогда. И это их преимущество — они несвязаны с той эпохой, как их родители, с тем опытом, хорошим или плохим, но влюбом случае определенным опытом, который влияет на сознание.

Онивольны работать с этим как с историей, и объединять ее со своими идеями. Этоновое [явление] здесь - молодыехудожники начинают задумываться об определенных связях, культурных слоях. Ирассматривают ту эпоху не как политическое послание, а прежде всего каккультурный слой. И это потрясающе интересно.

Поканельзя сказать, что это новое течение, - рано. Но это однозначно важные маркеры,как для истории, так и демонстрирующие современные интересы.

- Собственно, победитель тоже затрагивает тему СССР.

- Да, но мы вручили приз не за это.[А за то], как он объединил историю сопределенными идеями, - с идеей пустоты, например. Ведь постамент пуст. Этоотсылает к отсутствию героев - их больше нет, а эта сфера была одной изхарактеристик Советского Союза.

- Этот постамент мог бы победить на арт-конкурсе в другойстране, не в пост-советском пространстве?

- Безусловно. Кадан оченьинтересен, у него есть своя позиция, и он очень умен. И то, как он использовалпустой постамент, - это очень концептуально.

- Каковы сильные стороны современного украинского искусства?

- Эмоциональность и попытка выразитьсвои эмоции напрямую, разными способами. Художники очень прямые, но это можетбыть как позитивом, так и негативом. Позитив в том, что в них много энергии. Сдругой стороны, они все еще не могут контролировать ее.

- Вы конечно же знаете коллекцию Виктора Пинчука - он входитв сотню самых влиятельных в мире искусства по версии авторитетного журнала Art Review. В кого он вкладывает?

- Мы всегда покупаем и зарубежных,и украинских художников. Причем инвестируем и в уже известных, и в начинающих.Надо думать о будущем, и в то же время иметь устойчивую базу в настоящем.

- Кстати, о будущем. Что может ожидать рынок современногоискусства? Новая волна кризиса?

- Нет, не думаю. Рынок стабилен. Иэто очень интересно - люди покупают искусство. Ради инвестиций, чтобы поигратьс удачей. Но современное искусство имеет не только экономическую ценность. Егопривлекательность лежит в иной плоскости, это нечто, что люди постоянно ищут -увидеть другую точку зрения на вещи.

Я думаю, этоодна из причин, почему так много молодежи нас посещает - 60% всех зрителей. Этовосхитительно. Нигде в мире такого нет. Кстати, это была одна из причин, почемуя сюда приехал.

Искусство -это зеркало для индивидуальности, для твоих сомнений и убеждений. И это один изважных моментов - искусство может изменить человека, его точку зрения.

Ячасто вспоминаю нобелевскую речь Иосифа Бродского. Он сказал, что всем в жизниможно делиться. Можно поделиться постелью, едой, любовью, любовником илилюбовницей… уфф. (Смеется, делает шутливо-брезгливый жест). Но что ты не можешьразделить - это отношения, которые возникают между тобой и произведением искусства.И он считал, что именно поэтому политики так бояться искусства. Они не могутэто контролировать, не могут вмешаться в этот тет-а-тет. И это невероятныйподарок художника.

***

Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 16 декабря 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK