Сопрезидент Евронест: Отношения между Украиной и ЕС переживают кризис
Третьего мая исполняется год с момента образования парламентской ассамблеи "Евронест". В состав этого форума входят представители правительств стран "Восточного партнерства" и делегация Европарламента. Его главная задача - содействие политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции стран-партнеров Евросоюза - Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдавии и Украины. О результатах работы первого года "Евронест" и перспективах сотрудничества ассамблеи с различными европейскими организациями рассказывает один из ее сопрезидентов Борис Тарасюк.
DW: Каких результатов добилась ассамблея "Евронест" за год существования?
Борис Тарасюк: Прежде всего, были приняты устав, конституционный акт и правила процедуры, дающие возможность подвести юридическую базу под деятельность "Евронеста". Кроме того, мы сформировали руководящие органы и структуры. Хотя первая сессия организации в сентябре 2011 года не удалась, работа уже второй сессии, которая проходила с 1 по 4 апреля в Баку, была довольно успешной. Нам удалось принять четыре резолюции по четырем основным направлениям деятельности ассамблеи - развитие демократии, экономическое сотрудничество с ЕС, энергетическая безопасность и укрепление гражданского общества. Кроме того, была утверждена резолюция по ситуации с Юлией Тимошенко. В соответствии с правилами, сопрезиденты "Евронест" должны направить отчет о результатах работы ассамблеи в адрес парламентов, глав правительств и исполнительных структур Евросоюза и стран-партнеров. Именно это мы и сделали. Все документы уже отправлены, и сейчас мы ожидаем ответа.
- Сотрудничает ли "Евронест" с европейскими организациями, пытаясь выработать стратегию отношений Евросоюза с Украиной?
- Деятельность "Евронеста" не включает в себя напрямую вопросы взаимоотношений Украины и ЕС, за исключением того, что на одной из последних сессий было принято решение по ситуации с Юлией Тимошенко. В принципе, украинская сторона исходит из того, что тема сотрудничества Киева и Брюсселя может быть дополнительным вектором политики "Восточного партнерства", однако это не может заменить собой непосредственно взаимоотношения Украины и ЕС.
- Ранее вы не исключали того, что в 2014 году заседание "Евронеста" может пройти в Киеве. Насколько реально это сейчас?
- Я по-прежнему вполне допускаю эту возможность. Сейчас мы работаем над этим вопросом. Председателю Верховной рады направлено соответствующее заявление, и только после того, как он ответит, у нас будут основания для официального обращения и приглашения всех остальных стран-участниц "Евронеста" для проведения сессии.
- На второй сессии "Евронеста" была принята резолюция по вопросу Юлии Тимошенко. Что говорят по этому поводу коллеги по ассамблее сейчас? Поддерживают ли они призывы к бойкоту чемпионата Европы по футболу, с которыми выступают лидеры некоторых европейских стран?
- Ассамблея "Евронест" еще не успела обсудить эту проблему, ведь мы проводим встречи в ходе пленарных заседаний. Ближайшее состоится в июне, и лишь после этого можно будет говорить о каких-либо позициях внутри "Евронеста" по этому вопросу.
- Насколько вероятно то, что Украине в ближайшее время удастся добиться введения безвизового режима с Евросоюзом?
- В данной ситуации играют роль два аспекта. Первый - техническо-юридический, второй - политический. Если говорить о первом, то, к сожалению, Украина не придерживается графика действий, направленных на либерализацию визового режима со странами ЕС. Мы не приняли вовремя ряд законодательных и нормативных актов. В частности, это касается введения паспортов с биометрическими данными. То есть введение безвизового режима напрямую зависит от того, насколько быстро украинская сторона решит эти технические проблемы.
Вторая сторона вопроса - политическая. Здесь проблема заключается в том, что в настоящее время взаимоотношения Киева с Евросоюзом находятся в состоянии стагнации и кризиса. Даже если мы решим все технические и юридические вопросы, главную роль все равно будет играть политическая составляющая. В конечном счете все будет зависеть от позиции стран - влиятельных членов Евросоюза. И если украинская власть продолжит пренебрегать призывами ЕС вести себя в соответствии с целями и ценностями Европейского Союза, процесс установления безвизового режима может затянуться. Если бы не политическая составляющая, то, на мой взгляд, вполне можно было бы надеяться, что безвизовый режим введут в течение полутора-двух лет.